Какие электродвигатели используются в гибридных и плагин-гибридных автомобилях
Гибридные автомобили имеют собственную специфику использования электромоторов. Во многом электродвигатель гибрида выполняет роль вспомогательного элемента, повышающего мощность основного двигателя внутреннего сгорания и снижающего уровень потребления топлива.
Электродвигатели используемые в гибридах можно разделить на несколько разновидностей:
- Встроенная помощь мотору. Электродвигатель который берет на себя часть усилий по созданию крутящего момента при движении.
- Встроенный генератор стартера. Электродвигатель, который только приводит автомобиль в движение.
- Старт/стоп двигатель. Электродвигательная система, которая отключает основной ДВС при остановке и мгновенно запускает его при начале движения.
Кроме указанных подвидов классифицируют три типа использования электродвигателя:
- Параллельной работы. В данном типе электродвигатель питается от батарей, а ДВС от топливного бака. Обе категории двигателей создают крутящий момент для движения автомобиля.
- Последовательной работы. Заведенный двигатель внутреннего сгорания включает генератор, который или заводит электродвигатель или подзаряжает аккумуляторный блок.
- Параллельно-последовательной работы. Данный тип гибридного двигателя соединяет электромотор, генератор, ДВС и колеса редуктором.
По большей части в гибридах используется принцип параллельной работы электродвигателя и ДВС. Его применяют также в подключаемых гибридах (плагин-гибридах), в которых по мере истечения заряда аккумуляторных батарей подключается ДВС малой мощности, работа которого в направлена на восполнение заряда АКБ.
Стоит ли покупать электрокар?
С учетом вышеизложенных плюсов и минусов можно придти к выводу, что электромобиль стоит покупать, если соблюдены следующие условия:
- у вас есть возможность заряжать автомобиль рядом с домом в то время, когда вы никуда не едете. Это может быть гараж или парковочное место с доступом к розетке;
- ваш дневной пробег не превышает запаса хода выбранного вами электромобиля или вы владеете обычным авто для поездок за город и на далекие расстояния. Запас хода новых моделей превышает 300км, но с учетом практически полного отсутствия электрозаправок за пределами крупных городов рассчитывать на дальние поездки на автомобиле, работающем только от аккумуляторной батареи, не приходится.
Тенденции развития производства электромобилей
Рынок электромобилей растет и быстро развивается, особенно в странах с жесткими экологическими нормами и высокими ценами на топливо.
Различные автопроизводители постоянно работают над улучшением эффективности батарей, увеличением дальности хода на одной зарядке и сокращением времени зарядки.
Кроме того, некоторые страны предоставляют государственные льготы и субсидии для покупки электромобилей, что также способствует их развитию.
Ожидается, что в ближайшие годы продажи электромобилей будут расти, а их стоимость будет снижаться.
Многие автопроизводители уже объявили о планах полностью перейти на производство электромобилей в будущем. Также ожидается, что будет расширяться инфраструктура зарядных станций для электромобилей, что обеспечит большую удобность и доступность использования этого типа транспорта.
Перспективы развития электромобилей
Подавляющее большинство мировых автопроизводителей ставят в приоритет развитие электрического транспорта, работая совместно с химиками и электротехниками. Ежегодно выпускаемые модели электрокаров обладают увеличенной ёмкостью батареи, сниженной стоимостью и повышенной скоростью зарядки от электростанций.
Наиболее перспективными направлениями в области электротранспорта являются:
- Сменные батареи. Эту технологию тестируют и пробуют внедрить в Китае. Она должна решить проблему долгой подзарядки авто. Суть заключается в следующем: электрокар заезжает в бокс, где роботизированный механизм демонтирует опустошённый аккумулятор, устанавливая на его место заряженный. Операция характеризуется полным автоматизмом, не требующим присутствия человека.
- Бесконтактная зарядка. Для реализации такого решения электромобили и места для парковок такого транспорта оснащаются мощными индукторами, способными включаться в автоматическом режиме. Также разрабатывается возможность бесконтактной передачи энергии на электромобили в процессе их движения.
Главный вектор направленности — совершенствование батарей для электротранспорта. Уже доказано, что повышение ёмкости батареи значительно снизит их стоимость.
Преимущества электромобилей
Сокращение расходов
Электрический автомобиль является отличным способом сэкономить на топливе. Стоимость бензина постепенно растет и зачастую топливные расходы вносят немалый вклад в разорение семейного бюджета, а счет за электроэнергию на подзарядку аккумуляторов должен оказаться значительно меньше этих расходов.
Снижается загрязнение окружающей среды
Работающий двигатель не выделяет никаких вредных газов или других веществ, так что он сам по себе не загрязняет окружающую среду. Конечно, тут надо еще учитывать то, каким образом производится электроэнергия. В идеале, чтобы максимально снизить воздействие на окружающую среду, ее надо производить из чистых, возобновляемых источников энергии. К сожалению, пока что это еще кажется фантастикой, особенно в России. Так что вредные вещества при работе электромобиля все же выделяются, только не там, где непосредственно ездит электромобиль.
Снижается шум
Электродвигатели вполне способны обеспечить тихий и плавный разгон, при этом способны давать большое ускорение. Кого-то даже удивит, с какой резвостью трогаются небольшие электромобили.
Безопасность прежде всего
Безопасность на дороге является главным приоритетом любого здравомыслящего водителя. Электромобили довольно безопасны на дороге. Они проходят те же процедуры тестирования, что и их «коллеги» с ДВС. Таким образом, в случае столкновения сработают подушки безопасности, датчики столкновения отключат аккумуляторы, так что автомобиль остановится. Это снижает вероятность получения тяжелых травм в случае автомобильной аварии не только у водителя и пассажиров электромобиля, но у пассажиров транспортного средства, с которым произошло столкновение.
Собственно стоимость
Прошли те времена, когда покупка электромобиля означала траты целого состояния. Современный электромобиль можно даже сделать своими руками, в то же время это транспортное средство имеет более низкую стоимость обслуживания. Был момент, когда батареи были очень дорогими, но при массовом производстве их стоимость снижается. Электрический двигатель не требует смазки, и с ним нет необходимости так же часто посещать станции техобслуживания, как с ДВС.
Популярность растет
С ростом популярности электромобилей появляются потребители, появляются все новые и новые модели. Электромобили становятся модными.
Скриншот видеоролика youtube.com /2014 VW e-Golf — Amazing electric car!!
Санкционные минусы: ограничение импорта и проблемы с комплектующими
В начале текущего года в связи с санкциями и разрушением традиционных каналов поставок произошел взлет цен на автозапчасти и сами автомобили. Казалось, пострадали в основном водители машин с ДВС, однако кризис коснулся и владельцев электромобилей. Причем есть сразу несколько болевых точек.
Во-первых, с марта 2022 года Америка наложила эмбарго на ввоз электромобилей в РФ и Белоруссию, поскольку этот тип автомобилей является предметом роскоши. Японские премиальные «электрички» также попали в соответствующий список, а Южная Корея прекратила поставки Genezis, Kia и Hyundai. Ситуация с европейскими электроавтомобилями тоже далека от идеальной: отгрузки новых e-cars заблокировала Audi, а Daimler, Volvo, Volkswagen и GM приостановили работу в России.
Во-вторых, проблемы связаны не только с отсутствием самих автомашин. С российского рынка ушли и производители зарядных устройств. Казалось бы, что такого, зарядки-то уже установлены? Однако многие станции даже российского производства, на которых был установлен зарубежный софт, начали работать некорректно. Отечественные производители ЭЗС остались без запчастей и техподдержки.
Пункт третий: не все благополучно с импортом подержанных электромобилей из Японии, на который многие рассчитывали. Несмотря на территориальную близость двух стран, внешнеполитический конфликт и общая нестабильность экономики наложили свой отпечаток на работу аукционов, которые были приостановлены для российских покупателей. Кроме того, значительно выросли цены — в основном из-за роста курса йены по отношению к рублю. Некоторые российские и белорусские пользователи, зайдя на сайты аукционов, обнаруживали блокировку аккаунтов. Отметим, что данный способ приобретения «электричек» был весьма популярен на «сером» рынке. Именно так до кризиса в Россию ввозили те модели, которые были запрещены для импорта.
И, наконец,ни для кого не секрет, что сегодня существуют немалые сложности с морскими контейнерными перевозками, поскольку многие порты закрыты, а большинство контейнеровозов теперь не ходят в Россию. США же и вовсе заблокировали свои порты для нашего транспорта.
Зарядные станции
Как уже говорилось выше, в странах СНГ сети зарядных станций только начинают развиваться и покрывают только города. Однако при выезде за город найти такие точки крайне сложно.
И даже в более развитых европейских странах инфраструктура электрозаправочных станций все еще не достаточно развита. При этом европейские государства активно работают над решением этой проблемы, чего, к сожалению, нельзя сказать о странах СНГ.
Конечно, крупные города уже обустраиваются подобными станциями, но не достаточно активно. Поэтому при выезде на электромобиле следует детально продумать маршрут, на котором должны встречаться нужные заправки.
Кроме этого стоит отметить, что они могут отличаться по скорости зарядки, по типу тока (постоянный или переменный), по доступным разъемам и так далее.
Рейтинг недорогих электромобилей на 2021 год в России
Ниже представлены электрокары, стоимость которых вполне по карману среднестатистическому автовладельцу в РФ. Ознакомившись с этим перечнем, вы узнаете, какую машину можете себе позволить, если желаете заботиться об окружающей среде и в вашем городе есть необходимая для того инфраструктура.
Peugeot e-208
Лучшее, что можно купить за 30 450 евро. Мощность силового агрегата в 136 л.с. и максимальная скорость в 150 км/ч вряд ли впечатлит вас, как и разгон до 100 км/ч за 8.1 секунды. Зато при емкости батареи в 50 кВт*ч машина заряжается за 465 минут и может проехать 340 км без необходимости «дозаправки».
Opel Ampera-e
Аккумулятор имеет емкость 60 кВт*ч, заряжается полностью за 555 минут. Зарядки хватает на 380 км езды. Максимальная скорость электрокара составляет 150 км/ч при мощности 204 л.с.
Качество комплектующих является чрезвычайно высоким, ведь данную модель выпускает американский бренд General Motors, крайне скрупулезно следящий за своей репутацией. Стоимость машины в России составляет не менее $43 000, что все равно остается заманчивым предложением в сравнении со многими другими на рынке.
Nissan Leaf
Один из самых популярных электромобилей на постсоветском рынке. Развивает скорость в 157 км/ч максимально. 218-сильный мотор дает разгон до 100 км/ч за 7.3 секунды.
Полная зарядка занимает 10 часов, что не очень удобно, хоть и емкость аккумулятора не так велика: 62 кВт*ч. Запас хода авто — 385 км. Стоимость новой машины — $31 000, зато б/у ее можно найти в несколько раз дешевле.
Renault Zoe
Французский продукт разгоняется крайне медленно (до «сотни» за 11.4 секунды), да и максимальной скорости его хватит только для поездок в мегаполисе вроде Москвы, где много пробок (135 км/ч). Это и неудивительно при двигателе в 109 л.с. Зато запас хода у него составляет 395 км, что очень неплохо для данного ценового сегмента. Большим плюсом является невероятно быстрая скорость зарядки — 180 минут.
Цена этого электрокара, в зависимости от новизны и комплектации, варьируется в диапазоне 7 000 — 35 000 долларов США.
Volkswagen ID.3
Первый электромобиль от известного автопроизводителя. Батарея на 82 кВт*ч заряжается за 495 минут и в случае необходимости позволяет без перерыва проезжать 550 км. Недостатком электрокара является не очень мощный двигатель: всего 204 л.с., разгоняющий всего лишь до 160 км/ч максимум. Стоит машина 40 600 долларов, что сравнительно немного и можно отнести к преимуществам.
SEAT el-Born
За 31 — 37.5 тысяч американских долларов можно приобрести электромобиль, заряжающийся за 375 минут и способный на максимальном объеме энергии проехать 420 км. Правда, максимальная скорость его будет всего 160 км/ч, но маневренность не разочарует, особенно если учесть, что до 100 км/ч он разгоняется ровно за 7 секунд.
Skoda Enyaq 80x
Этот полноприводный электрокар оснащен двумя моторами, суммарная мощность которых составляет 265 л.с. Конструкционно он многое взял от неэлектрических автомобилей марки Volkswagen, с которой «Шкода» тесно сотрудничает.
До 100 км/ч он разгоняется за 6.9 секунды. Аккумулятор емкостью 82 киловатт-часов заряжается за 495 минут и позволяет проехать без остановок 460 км. Цена машины достаточно высока, как для таких характеристик — 43 300 евро.
Tesla Model 3
При мощности силового агрегата 449 л.с. развивает скорость в 233 км/ч. На полное восполнение энергии в батарее емкостью 75 кВт*ч требуется 465 минут. На одной зарядке электрокар проезжает 560 км.
Модель может похвастаться способностью разгоняться до 100 км/ч за 4.6 секунды. При таких характеристиках стоит авто совсем недорого: $41 тысячу в США и не менее $55 000 в Российской Федерации.
Hyundai Kona Electric
Оснащается такой же батареей, как и большинство электромашин от Kia — на 67 кВт*ч. Но запас хода при полном заряде у этого корейского кара заметно выше — 480 км.
Время подзарядки составляет всего 420 минут, что на полчаса меньше, чем в среднем по рынку. К недостаткам можно отнести то, что быстрой езды на этом авто не получится: разгоняется до 100 км она 7.9 секунд, а максимальная ее скорость — всего 167 км/ч. Зато цена довольно демократичная: стартует от $36 000.
Kia e-Soul
Цена от 12 000 долларов (б/у) до 38 000 евро новой. Батарея на 67.1 кВт*ч заряжается за 630 минут и дает 452 км безостановочной езды при максимальной скорости 167 км/ч, которую способен развить мотор мощностью 204 л.с.
Разгоняется не очень быстро — лишь за 7.9 секунд может по прямой дойти до 100 км/ч, но за свои деньги это вполне неплохой вариант.
Главная проблема электромобилей в мире. И это даже не цена
Новые технологии всегда дороги и привлекают богатых смельчаков, которые любят доплачивать за технические новинки. С ростом объемов и ориентацией на массовый рынок цена электромобилей будет снижаться, и к 2030 году электромобили будут стоить как обычные «конкуренты» на жидком топливе.
Volkswagen пообещал цену ID.3 как для Diesel Golf
Количество доступных электромобилей будет быстро увеличиваться, потому что автопроизводителям нужно будет охватить электричеством все сегменты покупателей. Dacia уже демонстрирует свою дешевую модель Spring. А Илон Маск знает, что Tesla все еще недостаточно доступна простому покупателю. В 2021 году американский автопроизводитель Tesla продал 936 172 автомобиля. Это на 87 процентов больше, чем в прошлом году. Tesla производит свои модели в США и Китае и вскоре должна открыть завод в Германии.
В настоящее время компания Илона Маска продает модели S, X, более дешевый седан 3 и кроссовер под названием Y. Сейчас можно оформить предзаказ на Cybertruck, электрического пикапа действительно необычных форм, о запуске которого, однако, пока не сообщается. А фанаты электромобилей с нетерпением ждут модель Roadster, которую, вероятно, будут ждать как минимум до следующего года. Электромобиль меньше, чем Model 3, с ценой до 25 000 долларов.
Илон Маск на выставке Cybertruck
Стоимость. Tesla Cybertruck Tri Motor — от 4 млн руб. Разгон до 100 км — за 2.9 сек. Запас хода — 800 км. 4WD.
Главная проблема электромобилей в мире — это быстрое развитие технологий
То, что больше всего помогает электромобилям, больше вредит ей. Разве это не парадокс? Технологические разработки, с одной стороны, делают электромобили все более полезной альтернативой, но с другой стороны, «горячие» новинки стремительно превращаются в устаревшие куски металлолома. Технически это называется моральным устареванием и является одним из факторов, значительно снижающих остаточную стоимость подержанных электромобилей и, следовательно, готовность тех, кто интересуется новыми автомобилями.
Главная проблема электромобилей в России и в мире
Представьте, что чувствует владелец Audi e-tron, который в прошлом году заплатил более 7 миллионов рублей за автомобиль с запасом хода всего 400 км, когда недавно увидел концепт нового электрического A6, который должен проехать 700 километров. и появится на рынке в следующем году. И с каким падением цены будет продаваться подержанный e-tron?
То же самое касается нынешних подключаемых гибридов, запас хода которых составляет всего 50 — 100 км, но следующее поколение, которое медленно выходит на рынок, удвоится? Вы побежите покупать их сейчас или предпочтете подождать еще несколько лет?
Следующий Audi A6 будет электрическим и обещает запас хода до 700 км.
ТЭД пульсирующего тока
ТЭД пульсирующего тока питается от однофазного выпрямителя ЭПС; пульсация тока частотой 100 Гц при номинальной нагрузке 20-30%. Номинальное напряжение на коллекторе 750-1000 В, максимальное 1200 В. На электровозах сила тока ТЭД — до 1200 А, мощность — до 1000 кВт, на моторных вагонах — до 400-600 А и 300 кВт. Напряжение ТЭД регулируется переключением обмоток тягового трансформатора или изменением угла открытия тиристоров (при питании от управляемого выпрямителя).
Недостатком любых конструкций коллекторных ТЭД является ненадежный в работе коллекторно-щеточный узел, ограничивающий мощность и частоту вращения (допустимая линейная скорость на поверхности коллектора 50-60 м/с) и требующий регулярного обслуживания при эксплуатации. Основные технические данные ТЭД, применяемых на ЭПС локомотивного парка России и других стран СНГ, приведены в таблице.
Классификация
Если электрическая энергия преобразуется в механическую работу и тепло, тогда электрическая машина является электрическим двигателем; когда механическая работа преобразуется в электрическую энергию и тепло, тогда электрическая машина является электрическим генератором; когда электрическая энергия одного вида преобразуется в электрическую энергию другого вида, тогда электрическая машина является электромеханическим преобразователем и когда механическая и электрическая энергии преобразуются в тепло, тогда электрическая машина является электромагнитным тормозом. Для большинства машин выполняется принцип обратимости, когда одна и та же машина может выступать как в роли двигателя, так и в роли генератора или электромагнитного тормоза.
В большинстве электрических машин выделяют ротор — вращающуюся часть, и статор — неподвижную часть, а также воздушный зазор, их разделяющий.
По принципу действия выделяют нижеследующие виды машин:
- Асинхронная машина — электрическая машина переменного тока, где частота вращения ротора не равна частоте вращения магнитного поля в воздушном зазоре.
- Синхронная машина — электрическая машина переменного тока, где вращение ротора совпадает с вращением магнитного поля в зазоре.
- Асинхронизированная синхронная машина — электрическая машина переменного тока, в которой ротор и статор в общем случае имеют разные частоты питающего тока. В результате ротор вертится с частотой, равной сумме питающих частот.
- Машина постоянного тока — электрическая машина, питаемая постоянным током и имеющая коллектор.
- Трансформатор — электрическая машина переменного тока (электрический преобразователь), преобразующая электрический ток напряжения одного номинала в электрический ток напряжения другого номинала. Существуют статические и поворотные трансформаторы.
- инвертор на базе электрической машины.
Что такое бензиновый автомобиль?
Бензиновый автомобиль работает на бензине, что означает, что у него бензиновый двигатель. Воздушно-топливная смесь воспламеняется искрой от свечи зажигания, которая вращает двигатель и приводит в действие его механизм.
Короче говоря, двигатель внутреннего сгорания — это тепловой двигатель, который преобразует энергию сжигания бензина в механическую энергию для движения транспортного средства.
Есть компоненты автомобилей с бензиновым двигателем, такие как аккумулятор, который обеспечивает электричество для запуска двигателя и питания автомобиля. ECM (электронный блок управления) управляет топливной смесью, опережением зажигания и уровнем выбросов.
Выхлопная система направляет выхлопные газы из двигателя через выхлопную трубу и другие компоненты, такие как заливная горловина, система впрыска топлива, топливопровод, топливный насос, система внутреннего сгорания и трансмиссия.
Использование бензиновых транспортных средств было начато в 20 веке, но в настоящее время другие транспортные средства, работающие на дизельном топливе, газе и т. Д., Более широко используются из-за более высокой эффективности и большего пробега, чем автомобили с бензиновым двигателем.
Эти автомобили дешевле, чем другие автомобили. Однако автомобили с бензиновым двигателем издают меньше шума, чем автомобили с дизельным двигателем, а также стоят дешевле. Для автомобилей с бензиновым двигателем доступно гораздо больше моделей, чем для автомобилей с дизельным двигателем.
Они также меньше загрязняют окружающую среду и требуют меньше затрат на техническое обслуживание, чем дизельные двигатели. Следовательно, доказано, что у него есть как плюсы, так и минусы, но нет ничего лучше, чем электромобили, потому что этот список достоинств бензинового автомобиля также может быть выигран электромобилями.
Плюсы электромобилей
С момента возникновения самой идеи создания автомобиля, работающего «от розетки», до воплощения ее в жизнь прошло более 150 лет. Сейчас электрокары обладают рядом несомненных достоинств, недоступных покупателям в прошлом веке:
Нет необходимости в бензобаке. Эти автомобили не выделяют вредных газов, не отравляют своего владельца и окружающих выхлопами, идеальный, с точки зрения защиты окружающей среды, транспорт.
Необычный футуристичный дизайн авто стал предметом конкуренции производителей. Электромобили не отстают от обычных машин в удобстве и комфорте, имея при этом уникальные внешние данные.
Благодаря высокому КПД, надежности, прочности электродвигатели имеют больший срок службы, они долговечнее двигателей внутреннего сгорания.
Во многих странах Европы, в том числе и в России, для электрокаров предусмотрены зарядные станции, на которых «заправить» электромобиль можно даром. Ваше путешествие становится практически бесплатным. Зарядить аккумулятор электроавто можно и от бытовой розетки.
Электродвигатели издают намного меньше шума, чем бензиновые и дизельные. В салоне электромобиля значительно тише, чем в обычном авто.
Электрический двигатель позволяет в экстренной ситуации провести торможение в разы быстрее, чем на обычном автомобиле.
Возрастающее количество любителей электромобилей по всему миру, говорит о том, что за этими машинами будущее. Поэтому научные разработки, инновационные исследования в сфере производства электромобилей продолжаются.
Виды электромобилей и практическая эксплуатация: плюсы и минусы электрокаров
Мировые автопроизводители в этой области сегодня идут двумя путями:
- создаются абсолютно новые модели электрических авто;
- происходит трансформация уже имеющихся в линейке производителя автомобилей в электрокар;
Еще электромобили можно условно разделить на несколько типов. Как и в случае с ДВС, машины давно принято делить на городские малолитражки, спорткары и т.п. С электромобилями ситуация похожая.
- Существуют электрические авто, которые позиционируются в качестве решений исключительно для города. Максимальная скорость у таких ТС относительно низкая (чуть более 100 км/ч), а также сравнительно небольшой запас хода (70-80 км.) в режимах средних и высоких нагрузок.
- Также следует выделить «универсальный» вариант. Такие электрические авто способны разгоняться до 140-160 км/ч, автономность также увеличена. Это позволяет совершать поездки по трассе.
- Что касается спортивных версий, такие электромобили имеют «максималку» около 200 км/ч и выше. Разгонная динамика также весьма впечатляет. Например, сегодня электрокары фирмы Тесла способны набрать «сотню» меньше чем за 3 сек., а максимальная скорость самого быстрого электромобиля в мире, который был построен на базе Chevrolet Corvette американской компанией Genovation, во время испытаний в 2017 году перевалила за 300 км/ч.
Казалось бы, такие машины вплотную приблизились по ряду важнейших показателей к автомобилям с ДВС. На первый взгляд, у электромобилей появилась достаточная автономность и приемлемая динамика разгона. Также можно выделить простоту эксплуатации, низкие расходы на содержание и обслуживание, что обязательно должно склонить разумных потребителей к выбору именно электрического авто. Однако на практике все выглядит несколько иначе.
Сразу отметим, именно особенности эксплуатации и ряд других факторов до сих пор не позволяют электрокарам стать массовым решением. Прежде всего, стоимость такого транспорта продолжает оставаться достаточно высокой на фоне конкурентов с бензиновым или дизельным ДВС.
Более того, экономичность современных дизельных моторов позволяет этим агрегатам серьезно конкурировать не только с бензиновыми авто, но и с электромобилями. Еще следует отдельно выделить то, что от бытовой розетки аккумулятор электрокара заряжается долго, а станции для быстрой подзарядки встречаются не часто по причине слабого развития инфраструктуры. Особенно это актуально для стран СНГ.
Что касается автономности, те данные, которые заявлены производителем, часто не совсем соответствуют действительности. Первое, на практике, особенно в холодное время года, батарея разряжается быстрее.
Простыми словами, пробег электромобиля без подзарядки не постоянен, а зависит от многочисленных факторов, начиная от состояния и емкости батареи и заканчивая стилем вождения. Если к этому добавить использование кондиционера, габаритов, подогревов и других решений, тогда на одном заряде даже при идеальных дорожных условиях пробег неизбежно сократится на 20-30% и более.
Если же при этом стиль вождения активный (постоянно превышает среднюю скорость 60 км./ч), тогда вполне можно рассчитывать и на все 50%. Получается, если производитель обещает 140-160 км на одном заряде, то данный показатель предполагает езду со скоростью не более 70 км/ч, и то при условии полностью исправной батареи (без потери емкости аккумулятора).
Однако если разгонять электрокар, например, до 130 км/ч по трассе, тогда пробег без подзарядки составит всего 70 км. Как видно, если для города это еще приемлемо, то использовать электромобиль для загородных поездок весьма затруднительно.
Теперь несколько слов о батарее. Аккумулятор, который сегодня повсеместно используется, литий-ионный. Для его производства необходимы большие затраты, что сильно влияет и на общую стоимость электрических авто. При этом срок службы таких батарей ограничен средней отметкой около 5 лет.
Это значит, что хотя базовые расходы на содержание электрического автомобиля в несколько раз ниже аналогов с ДВС, более высокая начальная стоимость и необходимость замены дорогостоящей батареи (в среднем, через 5 лет) ставят экономические преимущества и целесообразность покупки такого авто под большое сомнение. Еще к этому стоит добавить и постоянный рост цен на электроэнергию, то также отражается на стоимости владения электромобилем.
Электромобильные гиганты конца XIX – начала XX века
С 1899 года к выпуску электромобилей приступила компания «Woods» из США. Вначале в Чикаго был представлен двухместный автомобиль скромных размеров «Electric Buggy».
А в 1905 году уже можно было полюбоваться роскошным «Woods Victoria», который представлял собой карету, снабжённую парой 2,5-сильных электродвигателей, модель могла разгоняться до 30 км/с.
Ещё через 10 лет был предложен первый гибрид «Dual Power», который разгонялся со старта до 24 км/ч на электрической тяге, а после этого включался 27-сильный бензиновый двигатель, который доводил скорость машины до 56 км/ч. Подобных гибридов, стоящих 2 700 долларов, выпустили порядка 600 штук за три последующих года.
Легендарный Фердинанд Порше также начинал свою карьеру именно с электромобилей. В 1900 году на Парижском автосалоне им была представлена уникальная модель «Lohner-Porsche», на передней оси которого стояла пара электромоторов мощностью 3,5 л. с. каждый. Экипаж был способен разгоняться до 50 км/ч, а ресурс автономного пробега составлял 50 километров.
Позднее Порше специально для британского автогонщика Харта изготовил автомобиль, имевший отдельный электродвигатель в каждом колесе, таким образом, он оказался первым в мире полноприводным автомобилем.
Таланту Порше принадлежит и первый в мире гибридный автомобиль «Semper Vivus», в котором вместо привычных аккумуляторов был установлен 4-цилиндровый бензиновый двигатель, который и вырабатывал электричество.
На рубеже XIX-XX веков скорость и запас хода у электромобилей и машин с бензиновыми двигателями находились примерно на одном уровне. Однако были некоторые сложности с подзарядкой аккумуляторов: их нельзя было просто подключить к розетке, чтобы через несколько часов они оказались заряженными. Поскольку в сети поддерживается переменный ток, то требовался ещё выпрямитель тока – в сеть включался электродвигатель переменного тока, который вращал вал генератора постоянного тока, а уже к последнему и подключались аккумуляторные батареи. Но даже такие технические сложности не помешали быстрому распространению электрических такси, которых к 1910 году по Нью-Йорку бегало уже около 70 тысяч.
Прогресс электромобилей продолжался. Например, в 1900 году на долю электрических автомобилей приходилось 28% всех самодвижущихся транспортных средств. В 1912 году было зарегистрировано 33,8 тысяч новых электромобилей, в то время как бензиновых – только 19,5 тысяч. К подобным объёмам выпуска электромобилей мир смог вернуться только через 100 лет.
Видео об истории создания и развития электромобилей:
Особенно отличилась в производстве электромобилей основанная в 1907 году компания «Detroit Electric». К разработке её моделей приложил свой талант сам Томас Эдисон, он изобрёл никелевую батарею, которая подняла ресурс пробега машины до 80 км без подзарядки. Правда, максимальная скорость авто была невысока – всего 39 км/ч, однако, этого вполне хватало для городских условий. Компания предлагала клиентам несколько кузовов на выбор.
Сам Эдисон разъезжал на купе «Detroit Electric», а следом за ним на подобные же экземпляры сели генерал Эйзенхауэр (ставший позднее президентом США) и сам Джон Рокфеллер. Жена Генри Форда, пренебрегая патриотизмом, некоторое время предпочитала пользоваться этой же маркой.
Позднее, в 1948 году в СССР был построен электромобиль НАМИ-751 с грузоподъёмностью в 1,5 т, который использовали для перевозки почты.