Внешние признаки и неисправности бесконтактной и электронной систем зажигания
Функциональная схема бесконтактной системы зажигания
Общие признаки неисправности любой системы могут заключаться в неполадках в аккумуляторе, в результате чего не срабатывает двигатель. Также они характеризуются следующими факторами:
- затруднение при запуске, после чего глохнет двигатель;
- неустойчивость функционирования аккумулятора и двигателя на холостом ходу;
- низкая мощность мотора;
- высокий уровень расхода топлива;
- срабатывание специального индикатора или лампочки.
В случае с бесконтактной системы, если не включается, или не выключается зажигание могут быть обнаружены пропуски из-за того, что неправильно срабатывает аккумулятор и целый ряд характерных признаков. Основным из них является случай, когда двигатель глохнет сразу после запуска. Обрыв высоковольтных проводов, неисправность катушки зажигания или свечей, а также пробои в крышке распределительного датчика и повышенный расход топлива обуславливаются многочисленными дефектами в центробежном регуляторе опережения зажигания. Также причина пропуска может крыться в неисправность регулятора вакуумного типа, в зависимости от характера автомобиля.
Внешние признаки неполадок в электронной системе зажигания практически идентичны проблемам, характерным бесконтактным системам. Однако, в этом случае дефекты связаны с поломками в свечах, входном датчике, который не горит, и электронном блоке управления.
Устройство системы зажигания: элементы
Все виды систем зажигания, которые устанавливаются в различные типы транспорта, отличаются друг от друга способом образования контролирующего импульса. По остальным же признакам их устройство практически не имеет различий. Поэтому рассмотрим основные приборы, которые встроены в любой тип системы зажигания.
Питание – первым компонентом, конечно же, является аккумулятор (он активируется в момент запуска двигателя), а в процессе работы используется напряжение, производимое генератором.
Выключатель – это конструкционное устройство, которое используется для передачи питания, либо же его полного отключения. В качестве выключателя выступает специальный блок управления, либо же замок зажигания.
Накопитель заряда – компонент, который сосредотачивает энергию в нужном для быстрого воспламенения топлива объёме. Выделяют две разновидности компонентов для наполнения:
- Индуктивный – представляет собой катушку, внутри которой располагается трансформатор, создающий достаточный импульс для поджога смеси.
- Ёмкостный – специальный конденсатор, зарядка которого осуществляется за счёт высокого уровня напряжения. В определённый момент времени заряд, сконцентрированный в этом устройстве, передаётся на катушку.
Свечи – изделие, конструкция которого представлена изолятором (является основой устройства), контактным выводом (необходим для присоединения высоковольтного провода), высокопрочной оправой из металла (к ней прикрепляются два электрода, между которыми и возникает искра).
Распределительная система – разновидность подсистемы, которая направляет искру, образовавшуюся в свечах, на тот или иной цилиндр мотора. Её структура включает в себя несколько элементов:
- Распределитель (трамблёр) – устройство, которое сопоставляет два конструкционных компонента двигателя: цилиндры и кулачковый механизм. Бывает двух видов: механический и электронный. Первый – обеспечивает передачу вращения двигателя и при помощи специального бегунка распределяет всё напряжение, поступающее от накопителя. Второй – не задействует в своём функционировании каких-либо вращающихся элементов, а весь процесс распределения происходит за счёт функционирования управляющего блока.
- Коммутатор – прибор, который генерирует импульсы для заряда катушки. Данный компонент соединяется с первичной обмоткой и разрывает питание, тем самым образуя напряжение.
Управляющий блок – устройство, состоящее из множества микропроцессоров, который определяют момент подачи электрического тока в катушку.
Провод – специальный проводник, который соединяет сразу несколько компонентов: катушку и распределительный механизм, свечи и контакты коммутатора.
Способы проверки катушки зажигания
Визуальный осмотр
Вышедшую из строя катушку зажигания часто можно определить по внешним признакам в результате простого визуального осмотра и сопоставления с исправной катушкой зажигания. О выходе катушки зажигания из строя могут свидетельствовать повреждения корпуса катушки, следы плавления, исходящий от катушки запах гари. Такие катушки зажигания подлежат замене.
Замена катушек между цилиндрами
Замена катушки зажигания на катушку зажигания с другого цилиндра — самый простой способ проверить ее работоспособность. Когда вы подозреваете, что катушка зажигания на одном цилиндре не работает совсем или дает пропуски зажигания, замените ее на катушку зажигания с другого цилиндра. Если катушка зажигания действительно неисправно проблемы перейдут с одного цилиндра на другой. Если же проблема не переместилась с одного цилиндра на другой, могут быть неисправны свеча зажигания, форсунка, модуль зажигания, разъем катушки или ее провод.
Метод проверки «на искру»
Для проверки катушки зажигания методом «на искру» выполните следующие действия:
Снимите индивидуальную катушку зажигания или свечной наконечник со свечи и и подсоедините к заранее подготовленной заведомо рабочей свече зажигания. Если у вас нет запасной рабочей свечи зажигания, выверните свечу из двигателя с помощью свечного ключа.
Наденьте на свечу индивидуальную катушку зажигания или свечной наконечник
Держите свечу плоскогубцами, так тобы ее основание касалось массы (любой части кузова или поверхности блока цилиндров)
Попросите помощника прокрутить двигатель стартером
При исправной катушке зажигания между электродами свечи должна появится искра
Обратите внимание на цвет искры, нормальная искра имеет ярко-фиолетовый оттенок. Если искры нет совсем, она слабая или имеет желтый цвет, катушка зажигания неисправна.
При проверки катушки зажигания методом на «искру» следует понимать что отсутствие искры между электродами может объяснятся не только неисправностью катушки зажигания, но и другими причинами.
Проверка сопротивления изоляции
Основным методом проверки работоспособности катушки зажигания является измерение сопротивления первичной и вторичной обмоток с помощью мультиметра.
Для измерения катушку лучше демонтировать с автомобиля. Перед началом измерения следует убедиться в исправности мультиметра, для этого нужно замкнуть щупы между собой, на экране должен появиться 0.
Для измерения сопротивления обмоток катушки зажигания нужно знать, где расположены выводы первичной и вторичной обмотки катушки. Найти эту информацию можно в руководстве по ремонту вашего автомобиля или в интернете.
Для измерения сопротивления первичной обмотки катушки зажигания, мультиметр переводят на измерение в пределах до 200 Ом и подсоединяют щупы мультиметра в выводам первичной обмотки (обычно это выводы 1 и 3). Полярность подключения при измерении сопротивления первичной обмотки значения не имеет. Сопротивление первичной обмотки должно находится в пределах 0,5…3,5 Ом.
Для измерения сопротивления вторичной обмотки катушки зажигания, мультиметр переводят на измерение в пределах до 200 кОм и подсоединяют щупы мультиметра в выводам вторичной обмотки (обычно это вывод 2 и вывод высокого напряжения идущий на свечу). При измерении сопротивления вторичной обмотки катушки зажигания следует учитывать полярность: черный щуп мультиметра к выводу 2, красный щуп мультиметра к высоковольтному выводу на свечу. В зависимости от конструкции катушки сопротивление вторичной обмотки должно находится в пределах 3…19 кОм или 300…400 кОм.
Сопротивление вторичной обмотки катушки зажигания сильно зависит от температуры катушки, горячая катушка имеет меньшее сопротивление, по мере остывания катушки ее сопротивление растет.
Нулевое сопротивление обмотки или сопротивление обмотки меньше нормального свидетельствует о повреждении изоляции и о коротком замыкании между витками. Значение сопротивления обмотки больше нормального свидетельствует об отсутствии нормального контакта или об обрыве провода в обмотке.
Для проверки лучше прозвонить все катушки зажигания и сравнить значение сопротивления у разных катушек. Если все катушки одного производителя и сопротивление обмоток одной из катушек сильно отличается от остальных, проблема скорее всего в ней.
Измерение параметров обмоток
Чтобы измерить сопротивление первичной обмотки мультиметром, нужно переключить его в режим омметра и установить наименьший предел измерения (как пользоваться мультиметром). После этого нужно замкнуть между собой щупы прибора и, если позволяет его конструкция, выставить ноль омметра. Если же конструкцией прибора это не предусмотрено, запомнить показания и в дальнейшем отнимать их от результатов измерений. Для измерения сопротивления вторичной обмотки на приборе включается предел измерения до 100 кОм, выставляется ноль или запоминается показание при замкнутых щупах.
У индивидуальных катушек для измерения сопротивления первичной обмотки щупы следует подключать к контактам низковольтного разъема с номерами 1 и3 (крайние). У общих – к двум низковольтным клеммам (Б и К или + и –).
Чтобы измерить сопротивление вторичной обмотки у общей катушки с одним выходом, щупы омметра необходимо подключать к высоковольтному выходу и к клемме + или Б. Для проведения того же измерения у общей катушке с двумя высоковольтными выводами, щупы омметра нужно присоединить к обоим выходам высокого напряжения.
Для измерения сопротивления вторичной обмотки у индивидуальной катушки, щупы омметра нужно присоединить к высоковольтному выходу и к среднему контакту разъема.
Для чего нужна проверка сопротивления. Проверка сопротивления обмоток позволяет выявить межвитковое замыкание или обрыв провода. В случае межвиткового замыкания сопротивление обмотки будет несколько меньше, чем у исправной. При обрыве обмотки прибор покажет бесконечно большое сопротивление.
Сопротивление обмоток некоторых моделей
- Б 114 Б (для ЗИЛ 431410, ГАЗ 3102): первичная – 0,38 Ом, вторичная – 19,9 кОм;
- Б116–01 (для ГАЗ 31029): первичная – 0,65 Ом, вторичная – 18,7 кОм;
- 3705 (для Таврии): первичная – 0,38 Ом, вторичная – 4,3 кОм;
- 3705 (для Оки): первичная — 0,49 Ом, вторичная — 6 кОм;
- 3705 (производства Болгарии для ВАЗ 2108): первичная – 0,43 Ом, вторичная – 5,25 кОм;
- 2108–37050–10 (производство Италии для ВАЗ 2108): первичная – 0,65 Ом, вторичная – 18,7 кОм;
- Б 115 В (для Москвича): первичная – 2,3 Ом, вторичная – 6,3 кОм;
Данные приведенные выше не усредненные. Они получены сотрудниками редакции издания «За рулем» при измерении сопротивления обмоток исправных экземпляров некоторых моделей.
Виды катушек зажигания автомобиля
Существует несколько разновидностей КЗ, использующихся в автомобилях. Каждый тип имеет свою схему и особенности.
Общая катушка зажигания
Такой тип устройств применяется в системах с распределительным устройством либо без него. Эта разновидность катушек является самой простой по устройству и наиболее распространенной.
Ранее общие катушки зажигания повсеместно устанавливались на все авто.
Схема подключения общей автомобильной КЗ
Особенности общей катушки
Особенности, характерные для общего типа устройств:
- Максимальная величина рабочего вторичного напряжения варьируется в диапазоне от 18 до 20 кВ.
- Сердечник устройства выполняется из пластин, изготовленных из электротехнической стали. Толщина каждой из них составляет от 0,35 до 0,5 мм. Все пластины изолированы относительно друг друга, в качестве изоляционного слоя используется лак либо окалина.
- На сердечник устройства монтируется изоляционная трубка, сверху которой устанавливается вторичный элемент.
- Корпус устройства изготовляется из листовой стали либо алюминия. Внутри него по стенке располагается магнитопровод. Последний сделан в виде свертка широкой ленты из электротехнической стали.
- Величина скорости, при которой в общей КЗ нарастает вторичное напряжение, составляет от 200 до 250 В/мкс.
- Общая продолжительность фаз, при которых происходит разряд искры — до полутора секунд.
- Рабочее значение энергии, при которой происходит разряд искры, составляет от 15 до 20 мДж.
Индивидуальная катушка зажигания
Индивидуальный тип устройств появился позже. Такие катушки применяются в системах электронного зажигания и считаются более надежными.
Схема конструкции и подключения индивидуальной КЗ
Особенности индивидуальной катушки
Особенности, характерные для устройств индивидуального типа:
- Такие КЗ также оснащаются двумя обмотками — первичной и вторичной. Но в них первичный элемент устанавливается внутри вторичного.
- Один сердечник монтируется внутри первичного устройства, а второй — вокруг вторичного.
- Сама КЗ монтируется на свечу. Благодаря этому передача высоковольтного сигнала производится без потери энергии.
- Устройства индивидуального типа могут включать в себя электронные элементы воспламенительного механизма.
- Подача высоковольтного сигнала, который образуется во вторичном устройстве, осуществляется непосредственно на свечку. Передача производится благодаря наличию наконечника, который состоит из пружинного элемента, высоковольтного стержня, а также изоляционного слоя.
- Основной особенностью данного типа КЗ является наличие диода. Он используется для оперативного отсекания высоковольтного тока на вторичном устройстве.
Сдвоенная катушка зажигания
Сдвоенный вариант КЗ — усовершенствованная версия общего типа устройства. Используется во многих электронных системах зажигания.
Схема устройства КЗ сдвоенного типа
Особенности сдвоенной катушки
Особенности, характерные для сдвоенного типа устройств:
- Такой тип оборудования оснащается двумя высоковольтными контактами. Каждый из них предназначен для синхронного образования искры на свечах, установленных на двух цилиндрах. Причем только один из них будет располагаться в конце такта сжатия. На втором цилиндре искра будет проходить вхолостую.
- Подключение к свечкам может быть выполнено двумя методами. Либо посредством высоковольтных кабелей, либо одна из них соединяется напрямую с помощью наконечника, а вторая — с помощью кабеля.
- По конструкции сдвоенные устройства устанавливаются в одном блоке по две штуки. Тогда КЗ будет считаться четырехвыводной.
- В конструкции устройства может не использоваться распределительный узел, но тогда подача искры будет осуществляться на два цилиндра ДВС.
Причины поломок и принцип работы
В современных автомобилях применяют четыре типа катушек зажигания:
- Классические общего типа – с обязательной установкой распределителя (трамблёра). Трамблёр служит для синхронной подачи искры на свечи. Такие устройства считаются устаревшими, в настоящее время функцию распределённой подачи электрического импульса выполняют электронные системы.
- Двухвыводные модули – блоки зажигания с попарным искрообразованием, где одновременно подаётся два разряда на парные цилиндры в зависимости от тактов сжатия и выпуска. При этом одна искра – рабочая, вторая холостая. Распределение происходит под управлением электронного блока-контроллера.
- Инжекторные – индивидуальная прямая подача разряда на каждую свечу, где высоковольтное напряжение создаётся непосредственно на наконечнике, расположенном над электродом. Конструкция позволяет избежать падения заряда во время холодных пусков двигателя, исключая использование дополнительных проводов. Работает в общей цепи электронного блока управления (ЭБУ).
- Комбинированные «рейки» – модули прямой подачи разряда, объединённые в один узел (рейку). Компоненты в таком устройстве соответствуют инжекторной схеме прямого впрыска: распределение искроподачи происходит с помощью электронного блока-контроллера от расположения цилиндров и типа двигателя.
Это интересно: Причины появления масла на свечах зажигания, способы решения Независимо от типа конструкции, все катушки работают по одному принципу: при подаче низковольтного тока от АКБ на первичную обмотку происходит электромагнитная индукция, вторичная обмотка формирует импульс и на выходе получается разряд высокого напряжения.
Каждая система зажигания имеет характерные особенности, от которых зависит ресурс работы катушек в определённых условиях эксплуатации. Основные причины поломок:
- Изношенная, сгоревшая обмотка из-за попадания влаги, короткого замыкания, резкого скачка напряжения, либо механического повреждения корпуса.
- Некорректное искрообразование по причине перегрева – происходит потеря разряда внутри катушки на витках обеих обмоток.
- Недостаточный заряд аккумуляторной батареи – износ элементов приводит к быстрому выходу из строя сердечника.
- Нарушение изоляции высоковольтных проводов – падение напряжения во время пуска двигателя и короткие замыкания в общей цепи.
- Образование коррозии, окислов на контактах клемм – пониженная проводимость.
- Нарушение герметичности корпуса, повреждение внутренней изоляции.
- Плохой контакт наконечников (индивидуальный тип) из-за повышенной вибрации силового агрегата, либо плохо закреплённые модули.
- Отсутствие контакта на «массу».
Как это работает
Катушка зажигания работает как обратный трансформатор. Ее функционал – преобразовать низкое напряжение, поступающее от аккумуляторной батареи или генератора, в высокое.
Конструктивно устройство состоит из двух катушек и железного сердечника. Катушка представляет собой обмотку из медной проволоки. Обе катушки вложены друг в друга, внутри находится железное ядро. Одна катушка называется первичной, она имеет относительно мало витков. При включении зажигания напряжение составляет 12 вольт, что соответствует напряжению бортовой сети автомобиля. Ток проходит через катушку, образуется магнитное поле. Для запуска искры происходит следующее: ток резко отключается, что вызывает разрушение магнитного поля. Это вызывает напряжение во второй, или вторичной бобине. Она имеет значительно большее количество витков, чем первичная, и напряжение колеблется от 15000 до 30000 вольт.
За включение и выключение первичного тока первоначально отвечал механический контакт, контакт прерывания. Его настройка была сложной, необходимо было найти оптимальное расстояние до контакта, чтобы время создания магнитного поля – и значит, время зажигания – не было слишком коротким. К тому же срок службы такого контакта был сравнительно небольшим – не более 15 000 километров.
Начиная с середины 1970-х годов, производители начали использовать электронику. В середине 1980-х инженеры связали воспламенитель с системой впрыска и контролировали процесс через «цифру». Однако микроэлектроника работает только с небольшими потоками, а катушка зажигания нуждается в 5 амперах. Так появился новый компонент: усилитель мощности. Он функционирует примерно так же, как усилитель в стереосистеме.
Через несколько лет стал лишним распределитель зажигания, и каждая свеча получила свою собственную катушку зажигания. В этом был ряд преимуществ. Напряжение зажигания генерируется там, где необходимо, отсутствует высоковольтный кабель. Кроме того, увеличилось время зарядки и, несмотря на меньший размер, искра получалась более сильной. Такие одиночные катушки зажигания обычно также включают усилитель мощности. Для двигателей с тремя или четырьмя цилиндрами они часто объединяются в один корпус, в противном случае они устанавливаются отдельно над свечой зажигания.
Алгоритм замены катушки зажигания на Лада Приора
ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО
Замена одной или нескольких катушек зажигания подчиняется общим принципам. Рассмотрим на примере автомобиля марки Лада Приора:
- необходимо убедиться, что зажигание автомобиля выключено (для любого автомобиля);
- снимаем верхнюю крышку защиты двигателя (если есть, откручиваем или отщёлкиваем клипсы);
- снимаем разъём идущий от ЭБУ к индивидуальной катушке зажигания;
- откручиваем болт, удерживающий ее;
- вытаскиваем неисправный индивидуальный модуль из свечного колодца;
- вставляем исправную катушку на освободившееся место;
- закручиваем обратно болт крепления;
- прикручиваем/защёлкиваем верхнюю крышку защиты двигателя.
Срок службы и неисправности катушек зажигания
В теории служба данного элемента системы зажигания современного автомобиля ограничена 80-ю тысячами километров пробега машины. Однако это не является константой. Причина тому – разные условия эксплуатации транспортного средства.
Пробитая катушка
Вот лишь некоторые факторы, которые могут значительно сократить ресурс данного устройства:
- Короткое замыкание между обмотками;
- Катушка часто перегревается (такое бывает с общими модификациями, установленными в плохо проветриваемом отсеке подкапотного пространства), особенно если она уже не первой свежести;
- Длительная работа или сильные вибрации (часто этот фактор влияет на исправность моделей, которые установлены на двигателе);
- При плохом напряжении от аккумулятора время накопления энергии превышено;
- Повреждение корпуса;
- Когда водитель не выключает зажигание во время деактивации ДВС (первичная обмотка находится под постоянным напряжением);
- Повреждение изоляционного слоя ВВ проводов;
- Неправильная распиновка при замене, обслуживании устройства или подключении дополнительного оборудования, например, электрического тахометра;
- Некоторые автомобилисты, выполняя раскоксовку мотора или другие процедуры, отсоединяют катушки от свечей, но не отключают их от системы. После того, как были выполнены очистительные работы с двигателем, они стартером проворачивают коленвал, чтобы удалить всю грязь из цилиндров. Если не отключить катушки, они в большинстве случаев выходят из строя.
Чтобы не сократить срок службы катушек, водителю следует:
- Выключать зажигание при неработающем моторе;
- Следить за чистотой корпуса;
- Периодически перепроверять контакт высоковольтных проводов (не только контролировать окисление на надсвечниках, но и на центральном проводе);
- Следить за тем, чтобы ни на корпус, ни тем более внутрь не попадала влага;
- Во время обслуживания системы зажигания ни в коем случае не браться за высоковольтные элементы голыми руками (это опасно для здоровья), даже если мотор заглушен. Если в корпусе есть трещина, человек может получить серьезный разряд, поэтому ради безопасности лучше проводить работы в резиновых перчатках;
- Периодически проводить диагностику устройства на сервисной станции.
Типы катушек зажигания
Все существующие на сегодня автомобильные катушки по конструктивным особенностям можно разделить на четыре группы:
- Классические (общего типа);
- Двухвыводные (сдвоенные);
- Комбинированные (модули зажигания);
- Индивидуальные.
Пример различных типов катушек
КЗ общего типа подразделяются на «сухие» и маслонаполненные. «Сухие» появились позже маслонаполненных и постепенно вытеснили их с рынка за счет меньшей стоимости материалов и простоты изготовления. Конструктивно две разновидности классической катушки практически не отличаются друг от друга. В «сухом» изделии отсутствует металлический корпус, а функции защиты от механических повреждений и теплоотвода выполняет толстый слой эпоксидного компаунда, покрывающий всю поверхность устройства.
Основная особенность работы общей катушки заключается в необходимости наличия в цепи зажигания управляющего и распределительного механизма – трамблера, который отвечает за коммутацию низкого напряжения на вход катушки и «раздачу» высокого напряжения по свечам. Именно этот механический коммутатор управляет возникновением искры, а также синхронизирует этот процесс с тактами работы ДВС.
Катушки зажигания сдвоенного типа по своему внутреннему конструктиву аналогичны классическим. Основное отличие заключается в том, что изделие имеет два высоковольтных вывода. Таким образом, каждый сформированный устройством высоковольтный импульс поступает одновременно на две свечи. Но так как алгоритм функционирования двигателя подразумевает максимальное сжатия топливной смеси (время поджига) одномоментно только в одном рабочем цилиндре, то образующийся искровой разряд на свече другого цилиндра «пропадает» впустую. Этот процесс называют также «холостой искрой». Однако на следующем такте работы силовой установки два вывода катушки меняются местами: первый осуществляет «холостой» выстрел, зато второй отрабатывает свой хлеб на все сто.
Сдвоенная катушка зажигания
Двухвыводные катушки имеют два главных преимущества перед классическими:
- При объединении двух изделий в одном блоке на 4-цилиндровом моторе (трех изделий на 6-цилиндровом и т.д.) распределитель высокого напряжения в цепи зажигания автомобиля становится ненужным, что влечет за собой повышение надежности системы в целом.
- Такую катушку можно подключать к свечам зажигания разными способами: первый – подавать высоковольтные импульсы на свечи по двум проводам высокого напряжения, второй – использовать для одной свечи наконечник, для второй — провод. Это позволяет конструкторам повысить вариативность размещения и подключения КЗ.
Катушками комбинированного типа оснащать авто начали после широкого распространения инжекторных ДВС.
Сначала модули зажигания представляли собой единый блок, состоящий только из отдельных катушек (по числу использующихся в ДВС цилиндров) и специальных наконечников, закрепленных на выводах КЗ. С помощью этих наконечников вся конструкция надевалась на свечи, вкрученные в колодцы головки блока цилиндров (ГБЦ). Такой модуль зажигания позволял отказаться от высоковольтной части трамблера. А функцию низковольтного коммутатора в первых модулях выполнял блок управления ДВС, который для этой цели оснащался необходимым количеством транзисторов.
Позже транзисторные ключи коммутации низковольтного напряжения также перекочевали из дорогого и сложного блока управления в корпус модуля КЗ, который стал независимо выполнять все функции.
Индивидуальные катушки являются сегодня наиболее востребованными устройствами. Выбранная производителем архитектура сердечника позволяет разделить эти изделия еще на две дополнительных группы: компактные и стержневые. Индивидуальные получили свое название в силу того, что каждая работает только на одну свечу.
Высоковольтный вывод катушки подсоединён к наконечнику, состоящему из металлического стержня, упорной пружины и керамического изолятора. С помощью наконечника она надевается на свечу, вкрученную в ГБЦ.
Для предохранения вторичной обмотки КЗ от сверхвысоких нагрузок в её конструкции предусмотрено использование мощного диода, способного выдерживать постоянное воздействие значительных напряжений.
К особенностям индивидуальных можно отнести их компактность и отсутствие в изделии некоторых элементов, присущих КЗ других типов, что положительно сказывается на минимизации потерь энергии в цепи высокого напряжения.
Индивидуальные КЗ некоторых производителей дополнительно оснащаются электронными деталями для поддержки воспламенительного механизма.
Устройство системы зажигания
На рисунке представлена система зажигания, которая применяется в бензиновых автомобилях.
Рассмотрим более подробно устройство и схему системы зажигания авто.
Основные элементы:
- источник питания (аккумуляторная батарея и автомобильный генератор);
- накопитель энергии;
- выключатель зажигания;
- блок управления накоплением энергии (микропроцессорный блок управления, прерыватель, транзисторный коммутатор);
- блок распределения энергии по цилиндрам (электронный блок управления, механический распределитель);
- свечи зажигания;
- высоковольтные провода.
Источником питания для системы зажигания выступает аккумуляторная батарея непосредственно в момент запуска мотора, и генератор во время работы двигателя.
Накопитель применяется для аккумуляции и преобразования достаточного количества энергии, которая используется на создание электрического разряда в электродах свечи зажигания. Современная система зажигания автомобиля может применять емкостной или индуктивный накопитель.
Индуктивный накопитель представляет собой катушку зажигания (автотрансформатор), первичная обмотка у которой, подключается к полюсу плюсовому, а минусовой полюс подключается через устройство разрыва. В процессе работы устройства разрыва, возьмем для примера кулачки зажигания, в первичной обмотке наводится напряжение самоиндукции. В это время во вторичной обмотке создается повышенное напряжение, необходимое для пробоя на свече воздушного зазора.
Емкостной накопитель представлен в виде емкости, которая заряжается при помощи повышенного напряжения. В нужный момент отдает всю энергию на свечу зажигания.
Блок управления накоплением энергии предназначен для определения начального момента накопления энергии, а также момента его передачи на свечу зажигания.
Выключатель зажигания – электрический или механический контактный блок для подачи в систему зажигания напряжения. Выключатель зажигания многим автомобилистам известен, как «замок зажигания». Ему отводится две функции: подача напряжения непосредственно на втягивающее реле стартера и подача напряжения в бортовую сеть автомобиля.
Устройство распределения по цилиндрам применяется для подачи в определенный момент энергии к свечам зажигания от накопителя. Данный элемент системы зажигания двигателя состоит из блока управления, коммутатора и распределителя.
Автомобилистам наиболее известно это устройство, как «трамблер», который является распределителем зажигания. Трамблер распределяет по проводам высокое напряжение на свечи цилиндров. Как правило, в распределителе присутствует кулачковый механизм.
Свеча зажигания – устройство с двумя электродами, которые находятся друг от друга на определенном расстоянии от 0.15 до 0,25 мм. Свеча состоит из фарфорового изолятора, который плотно насажен на металлическую резьбу, электродом служит центральный проводник, а вторым электродом выступает резьба.
Высоковольтные провода представляют собой одножильные кабеля с усиленной изоляцией. Проводник может быть выполнен в виде спирали, что поможет избавиться от помех в радиодиапазоне.
Принцип работы системы зажигания
Разделим работу системы зажигания на следующие этапы:
- аккумуляция электрической энергии;
- трансформация (преобразование) энергии;
- разделение по свечам зажигания энергии;
- образование искры;
- разжигание топливно-воздушной смеси.
На примере классической системы зажигания рассмотрим принцип работы. В процессе вращения вала привода трамблера приводятся в действие кулачки, подаваемые на обмотку первичную автотрансформатора напряжение 12 вольт.
В момент подачи напряжения на трансформатор, наводится ЭДС самоиндукции в обмотке и вследствие этого, возникает высокое напряжение до 30000 вольт на вторичной обмотке. После чего в распределитель зажигания (бегунок) подается высокое напряжение, который в момент вращения подает напряжение на свечи. 30000 вольт достаточно, чтобы пробить воздушный зазор свечи искровым зарядом.
Система зажигания автомобиля должна быть идеально отрегулирована. Если будет позднее или раннее зажигание, то двигатель внутреннего сгорания может потерять свою мощность или появится повышенная детонация, а это очень не понравится вашей шестерке (ВАЗ 2106).
Также на эту тему вы можете почитать:
Почему современные моторы ломаются чаще старых атмосферников
Рейтинг зимних шин – лучшие зимние шины 2022 года
Тюнинг Додж Караван своими руками
Типтроник: что это такое?
Коробка передач автомобиля и ее предназначение
Alex S 12 октября, 2013
Опубликовано в: Полезные советы и устройство авто
Метки: Как устроен автомобиль
Признаки неисправности
Неисправная деталь приводит к появлению следующих «симптомов»:
- нестабильность в работе мотора (иногда может проявляться только на определенных оборотах);
- перегрев детали;
- обратный выхлоп;
- резкое увеличение расхода ГСМ во время передвижения на транспортном средстве;
- пропуски зажигания при включении двигателя, которые сопровождаются характерным «кашлем» при попутках запустить мотор;
- самопроизвольная остановка мотора;
- рывки во время езды;
- нестабильная работа на холостом ходу;
- проблемы с запуском мотора;
- существенное падение мощности при резком нажатии на акселератор.
Иногда при поломке на приборной панели машины может загореться лампочка Check Engine.