Масло в МКПП: классификация трансмиссионных масел по SAE и API

Вопрос-ответ

В сети присутствует большое количество вопросов, требующих разъяснений.

Годятся ли подобные масла для коробок-автоматов

Смазки, предназначенные для механических КПП априори не рассчитаны под автоматы. Жидкости могут применяться в подобных узлах только по прямому допуску изготовителя. Суть скрывается в различающихся конструкциях и прилагаемых нагрузках.

Понизит ли шумность коробки применение более вязкого масла

Возможно, более точно можно ответить, только после диагностики механизма. Часто причиной повышенного шума являются проблемы, не связанные со смазочным материалом.

Гоняться ли за синтетикой или ситуация та же, что с моторным маслом

Производители трансмиссионных блоков конструируют механизмы и закладывают в проект тип, характеристики смазочного материала. Пытаться купить синтетику для КПП достаточно наивно – следует использовать в редукторе те лубриканты, которые рекомендует изготовитель.

Почему в обозначениях по SAE такие большие цифры, если погода за бортом та же, что и для мотора

В редукторах используют более густые смазки, чем в двигателях внутреннего сгорания. Здесь нет необходимости минимизировать сопротивление проворачиванию коленвала. Также в подобных установках присутствует более жесткая нагрузка, с чем не в силах справиться «жидкая водичка». Таким образом, при одинаковой температуре, в моторе и МКПП используют разные смазки.

Классификация API трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств

Группа по APIГруппа по ГОСТСвойства и область применения
GL-1TM-1Минеральные масла без присадок или с антиокислительными и противопенными присадками без противозадирных компонентов для применения, среди прочего, в коробках передач с ручным управлением с низкими удельными давлениями и скоростями скольжения. Цилиндрические, червячные и спирально-конические зубчатые передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках.
GL-2TM-2Червячные передачи, работающие в условиях GL-1 при низких скоростях и нагрузках, но с более высокими требованиями к антифрикционным свойствам. Могут содержать антифрикционный компонент.
GL-3TM-3Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов, пассажиров и для нетранспортных работ. Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Обычные трансмиссии со спирально-коническими шестернями, работающие в умеренно жестких условиях по скоростям и нагрузкам. Обладают лучшими противоизносными свойствами, чем GL-2.
GL-4TM-4Трансмиссионные масла с высоким содержанием присадок с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105. Эти масла применяются предпочтительно в ступенчатых коробках передач и рулевых механизмах, в главных передачах и гипоидных передачах с малым смещением в автомобилях и безрельсовых транспортных средствах для перевозки грузов и пассажиров и для нетранспортных работ. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. Обязательно наличие высокоэффективных противозадирных присадок
GL-5TM-5Масла для гипоидных передач с уровнем эксплуатационных свойств MIL-L-2105 C/D. Эти масла предпочтительно применяются в передачах с гипоидными коническими зубатыми колесами и коническими колесами с круговыми зубьями для главной передачи в автомобилях и в карданных приводах мотоциклов и ступенчатых коробках передач мотоциклов. Специально для гипоидных передач с высоким смешением оси.Для самых тяжелых условий эксплуатации с ударной и знакопеременной нагрузкой. Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен.Должны иметь большое количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки
GL-6TM-6Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. Имеют большее количество серофосфорсодержащей противозадирной присадки, чем масла GL-5.

Группа GL-6 в настоящее время практически не используется. При необходимости область применения группы GL-5 дополняется соответствующей информацией в технической документации на эти масла.

В 1995 г. API ввел новую категорию МТ-1, ужесточив требования по термической стабильности и высокотемпературным отложениям.

В 1998 г. API, работая в контакте с SAE и ASTM, предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 — для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; PG-2 — для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов)

В обеих категориях масел особое внимание было уделено высокотемпературным свойствам. Категорию PG-2 в технической литературе иногда обозначают группой GL-7

Кроме классификации по API часто используется спецификация армии США MIL-L-2105 А, В, С и D и спецификации отдельных фирм — производителей автомобилей и агрегатов: Chrysler; Ford; General Motors; Mack; MAN; MercedesBenz; Volvo; ZF; Rockwell и др.

Масла для автоматических коробок передач не подчиняются требованиям API. В связи с тем, что к ним предъявляются особые требования, крупнейшие производители этих коробок разработали отдельные спецификации для автоматических трансмиссионных жидкостей — ATF (Automatic Transmission Fluids).

В настоящее время действуют следующие спецификации:

  • для коробок передач производства «Дженерал моторс», Dexron, Dexron II и III и Allison;
  • для коробок передач производства «Форд», Мегсоn – V2C 138-CJ или М2С 166Н.

Эти спецификации указываются на банках и канистрах, в которых расфасовано масло. Для европейских автомобилей, на которых установлены коробки фирмы ZF, заливаются масла по спецификации «Дженерал моторc».

Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ

Отечественная классификация трансмиссионных масел отражена в ГОСТ 17479.2-85

Обозначение трансмиссионных масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначает — ТМ (трансмиссионное масло); вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам; третья — обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости.

Классификация трансмиссионных масел по вязкости

Класс вязкости Кинематическая вязкость при температуре 100 °С, мм/с(сСт) Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с, °С, не выше
9 6,00-10,99 -35
12 11.00-13.99 -26
18 14.00-24.99 -18
34 25.00-41.00

Классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам

Группа масел по

эксплуатационным свойствам

Состав масел Рекомендуемая область применения
1 Минеральные масла без присадок Цилиндрические конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °С
2 Минеральные масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме 130 °С
3 Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности. Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С
4 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С
5 Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °С

Пример обозначения трансмиссионных масел по ГОСТ

ТМ-5-9З

где ТМ — трансмиссионное масло;

5 — масло с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия;

9 — класс вязкости;

З — масло содержит загущающую присадку.

ТАД-17ТАП-15ВТСП-10ТСП-14ГИП


масло вмгз 

индустриальное масло 

масло тсп-15к  

темное печное топливо 

светлое печное топливо 

Производство индустриальных и промышленных масел с доставкой по России.


Переработка и утилизация масел и нефтепродуктов

  • каталог
  • Индустриальные масла
  • Моторные масла
  • Осевые масла
  • масла МДПН
  • Смазки
  • НГЖ-4у (ТУ 38.101740-80)
  • СОЖ
  • Гидравлическое масло ВМГЗ
  • Трансмиссионные масла
  • Электроизоляционные масла
  • Энергетические масла
  • сож
  • Турбинные масла
  • Трансмиссионные масла – описание и характеристики
  • Дистиллятные масла
  • Масло “Ангрол МГ-32АС” (ТУ 0253-277-05742746-94)
  • Масло ГТ-50 (ТУ 0253-011-39247202-96)
  • Светлое печное топливо
  • Масло МГЕ-10А (ОСТ 38 01281-82)
  • Продукция
  • Масла для холодильных машин
  • масло веретенное
  • Теплоноситель для отопления

Основные критерии выбора

На правильный выбор смазки для трансмиссий влияют следующие факторы:

  • конструкция агрегата и компоновка узлов – величина передаваемой мощности, скорость вращения, передаточное число, материал зубчатых шестерен;
  • технология изготовления деталей механизмов – точность и класс обработки зубчатых элементов, виды термических процессов, твердость готовой поверхности, скорость износа;
  • коробка переключения скоростей – жесткость взаимодействия, возможные температурные деформации, количество масляной жидкости;
  • эксплуатационные условия – величина механической нагрузки, скольжения, вибрации, температурные пределы, вязкость, химические свойства, коррозионная стойкость.

Для механической коробки передач

При выборе масла для МКП рядовой покупатель ориентируется на следующие показатели:

  • значение вязкости ТМ;
  • условия эксплуатации;
  • прогнозируемый уровень механических нагрузок;
  • наименование и технические характеристики присадок;
  • температурный режим.

Для отечественных автомобилей рекомендуется применять жидкости ТМ–4 и ТМ–5 (GL–4/5). Для зарубежных марок – лучше применять импортные сорта масел, указанные в инструкции завода изготовителя.

Для автоматической трансмиссии

Для автоматических коробок переключения скоростей предусмотрены специальные смазочные жидкости – ATF. Свойства этих ТМ кардинально отличаются от технических характеристик масел, используемых для устройств с механикой.

Отличие автоматической трансмиссии от механической состоит в том, что между коленвалом мотора и первичным валом коробки отсутствует жесткая связь. Функции механизма сцепления в этой модификации выполняет гидротрансформатор, где в роли связующего элемента выступает жидкость –ATF.

Она применяется для переноса давления масла, возникающего в случае повышения оборотов двигателя, на фрикционные накладки многодискового сцепления, способствующего включению нужной передачи.

Трансмиссионная смазка для автомата – это жидкость зеленого цвета с низким индексом вязкости. Для улучшения эксплуатационных качеств материала в ее состав вводятся специальные модифицирующие добавки, ограничивающие окисление масляных эмульсий, замедляющие формирование пузырьков воздуха и снижающие коэффициент трения, влияющий на интенсивность износа резиновых уплотнителей.

Применение некондиционных или не соответствующих рекомендациям ТМ приводит к преждевременной поломке агрегата. Признаками некачественной жидкости является нестабильная работа механизма переключения скоростей. Это происходит в случае интенсивного формирования пузырьков воздуха и вспенивания жидкости.

В результате снижается давление в гидротрансформаторе, увеличивается временной диапазон срабатывания блокировочных муфт. Последствием такой работы устройства является пробуксовка фрикционных дисков, и повышенный износ деталей сцепления.

Смазка для гипоидной передачи

Гипоидная передача применяется на легковых и грузовых автомобилях (до 1,5 т). Ее основное назначение – это перераспределение крутящего момента от двигателя на основные узлы трансмиссии.

Основным элементом механизма является редуктор, состоящий из малой и большой конических шестерен. В зависимости от конструктивных особенностей главной передачи он может располагаться в коробке передач или в корпусе заднего дифференциала.

Гипоидные конструкции отличаются бесшумной работой и длительным сроком эксплуатации. Но эти условия будут выполняться только в том случае, если для смазки шестерен будут применяться специальные марки масел:

  1. ТСп-14гип – смазка с моющими, противозадирными и противоизносными присадками.
  2. ТСгип – смазочная жидкость с серными модификаторами, которые за счет окислительных реакций, протекающих на поверхности деталей, предотвращают заклинивание шестерен редуктора.
  3. ТАД-17И – масло с комплексной добавкой, обеспечивающее антиокислительные, противокоррозионные, противозадирные свойства.

Для работы механизмов в зимний период применяют низкотемпературную смазку ТСп-10. Применение такого состава позволяет эксплуатировать технику при температуре до минус 35°C.

Трансмиссионные масла какой фирмы лучше выбрать

  • Shell – британско-голландская нефтегазовая компания, которая поставляет на международный рынок бензин, смазывающие материалы, моторные и трансмиссионные масла. У нее есть как полностью синтетические средства, так и минеральные. Здесь есть оптимальные предложения и для маломощных, и для серьезных двигателей. Фирма производит продукцию для легковых автомобилей, грузового транспорта, мототехники. Она отличается экологичностью, безопасностью и оптимальным соотношением цены и качества.
  • Eneos – японская компания выпускает масла и трансмиссионные жидкости с широким выбором вязкости, плотности, рабочих температурных режимов. Ее средства подходят для использования в любой сезон, даже в условиях суровых зим. Тут есть варианты и для автоматических, и для механических коробок передач. Они продаются в нескольких объемах – 0,94 л, 1.88 л, 20 л и 200 л, и обычно, если брать сразу большое количество, получается неплохо сэкономить.
  • ZIC – это огромный промышленный концерн, занимающийся добычей и переработкой нефти, которая поставляется во множество стран мира. В его ассортименте есть топливо, автомобильные смазочные материалы, трансмиссионные масла. В основном, здесь речь идет о полностью синтетических средствах, которые имеют отличные вяжущие, антифрикционные, противокоррозионные свойства. У них адекватные цены и хорошее качество.
  • Luxe – трансмиссионные масла этой торговой марки создаются по последним технологиям, что позволяет гарантировать долгий срок службы трансмиссии, плавное переключение коробки передач, предотвращение износа деталей и исключение трения. Здесь есть предложения как для механической, так и для автоматической трансмиссии. Чаще всего они могут использоваться в любых погодных условиях, даже при экстремально холодной зиме. Компания предусмотрела варианты для легковых авто, грузового транспорта и другой техники.
  • Роснефть – российская нефтегазовая компания, один из крупнейших производителей нефти в мире. Ею выпускаются трансмиссионные масла для легковых автомобилей, грузовиков и прочей техники. В зависимости от вида, они могут применяться как в автоматических коробках передач, так и в механических. Их использование позволяет гарантировать эффективную работу в тяжелых условиях. В ассортименте фирмы имеются синтетические и полусинтетические смазки.
  • Castrol – европейский бренд, под которым продукция производится в Германии, Австрии, Италии и Бельгии. Она создается на основании инновационных разработок и рекомендуется к применению такими гигантами авторынка, как Opel, Porsche, Ford, Chevrolet и другие. Они стабильны в эксплуатации, вне зависимости от температуры и сезона. С их помощью исключается преждевременный износ и перегрев деталей. Также они помогают защитить их от коррозии и увеличить тем самым срок использования.
  • Лукойл – это один из главных конкурентов Роснефти, компания также работает прежде всего на российском рынке. Она производит множество технических жидкостей и масел для автомобилей совершенно разных классов. Здесь есть также подходящие предложения для коммерческого транспорта. В его ассортименте есть и минеральные, и полусинтетические, и синтетические средства. Продукция продается в емкостях по 1 и 4 л. Больше всего распространены материалы с вязкостью 75W-90 и 80W-90.
  • Liqui Moly – это одна из старейших компаний на рынке автохимии и уходовых средств. Главный офис находится в Германии, товары поставляются во множество стран мира. Продукция отличается хорошей текучестью, прекрасной устойчивостью к низким и высоким температурам, безупречными антикоррозионными и антифрикционными свойствами. Она не окисляется, предотвращает образование отложений и показывает низкую испаряемость, что позволяет экономить на ее расходе.

Продукция каждой фирмы хорошо представлена на рынке и проблем с ее поиском на рынке обычно не возникает.

Самые лучшие моторные масла

Расшифровка и особенности 75w90

Вязкость — наиболее важный параметр любого трансмиссионного масла. Именно она определяет температурный режим работы коробки передач. Масло 75w90 было разработано согласно стандарту SIA.

В нем предоставлены таблицы, в которых показаны коэффициенты вязкости масла в зависимости от температуры окружающей среды. 75w90 относится к группе все сезонных трансмиссионных масел.

Первая часть маркировки «75W» показывает допустимую минимальную температуру, при которой значение вязкости позволяет маслу выполнять его функции. Здесь оно составляет минус 40 ºC.

Вторая часть «90» указывает на допустимую максимальную температуру работы масла, которая, если посмотреть справочные таблицы SIA, равняется плюс 35 ºC.

Также трансмиссионные масла 75W90 различаются по своим эксплуатационным свойствам.

Данная классификация описана в промышленном стандарте API. Согласно нему, выделяют 6 основным групп масел. Обозначаются они порядковым номером и аббревиатурой GL, что расшифровывается как gearboxliquid. Дословно это переводится как жидкость коробки передач. Мы рассмотрим только те группы, которые используют в современных легковых автомобилях:

  • GL-4. Этот вид масел 75W90 применяют в передачах среднейнагруженности. Величина контактных напряжений в трансмиссии не должна превосходить 3 000 МПа. Верхний предел температуры работы масла составляет 150 ºC. Оно идеально подходит для всех типов МКПП, в которых используется спирально-коническое зацепление. Масла GL-4 допускается использовать в коробках переда гипоидного типа, но при условии сохранения низкого значения крутящего момента.
  • GL-5. Основное его назначение — высоко нагруженные трансмиссии, которые дополнительно испытывают на себе ударные воздействия. Такие масла применяется в передачах, которые работают в условиях повышенного трения и давления свыше 3 000 МПа. По химическому составу GL-5 отличается большим содержанием серо-фосфорных добавок.

Данные виды масла 75W90 не являются взаимозаменяемыми. Использование GL-5 там, где необходимо применять GL-4, ведет к преждевременному износу коробки передач. Присадки на основе серы и фосфора обладают высокой твердостью. Контактируя с деталями из мягких сплавов МКПП, они являются причиной образования выбоин и микротрещин их рабочих поверхностей. По объему присадок в своем составе 75w90 подразделяется на синтетическое и полусинтетическое. «Синтетика» предпочтительна, т. к. содержит в себе большее количество присадок. Введение той или иной добавки способно значительно расширить рабочий температурный диапазон и продлить срок службы масла, уменьшить его испаряемость и повысить устойчивость к окислению, сохранить текучесть при отрицательных температурах и увеличить вязкость при положительных. В общем, спектр их воздействия широк, и чем больше присадок в составе масла, тем лучше. Но и цена на него, соответственно, выше. Один литр такого 75w90 стоит порядка 1300 рублей. Применение полусинтетического масла на постоянной основе нежелательно. Минеральные компоненты, входящие в его состав, часто являются причиной заедания МКПП. К тому же такое масло имеет меньшую устойчивость к резким перепадам температур.

Допуски масел

Покупатель, придя в магазин, на этикетках найдет многочисленные названия, которые будут иметь отношение к допуску. На сегодняшний день есть несколько классификаций, которые обозначают высший стандарт качества. К ним относятся следующие обозначения:

  1. API. Стандарт, разработанный институтом нефти США. На сегодняшний день считается, пожалуй, самым высшим классом моторных масел. Но эта аббревиатура, на самом деле, разделяет их по эксплуатационным свойствам. Поэтому API не допуск, а классификация масел, допущенных к допуску. Они в этой группе делятся на бензиновые (аббревиатура S) и дизельные (C), которые, в свою очередь, делятся на более мелкие группы, ориентируясь на определенный тип двигателей.
  2. ACEA. Европейский стандарт качества. Считаются лучшими энергосберегающими маслами, имеют отличную вязкость, делятся на бензиновые (А) и дизельные (В). Далее группы разбиваются на энергосберегающие (А1, А5, В1, В5) и стандартные (А2, А3, В2, В3, В4).
  3. ISLAC. Американо-японский стандарт, создан для машин широкопрофильного, японского рынка.

Это только самые основные классы, считающиеся ныне лучшими. На этикетках обязательно указывается возраст машин, для которых может быть применен данный смазочный материал. В стандарте API это, к примеру, обозначения от SC, что обозначает автомобили, выпущенные до 1964 года и вплоть до SM, что означает модели нового поколения, сошедших с конвейера с 2004 года. Отдельная возрастная категория есть для машин с дизельным мотором. На этикетах помещается информация о температурных характеристиках и многом другом, что необходимо знать покупателю при выборе товара.

Без него применять смазочное средство довольно рискованно для двигательного механизма автомобиля. Поэтому лучше всего покупать моторное масло с допуском.

Как выбрать трансмиссионное масло

Автопроизводители рекомендуют менять через каждые 30-50 тысяч километров пробега. Чтобы проблем с коробкой не возникало, трансмиссионное масло в КПП нужно правильно подбирать. Какое масло залить в коробку Приоры, Калины и других российских автомобилей?

Заливать в механическую коробку авто необходимо только подходящее по вязкости и по допуску масло.

Классификация масел для трансмиссии по вязкости

Классифицируются масла в зависимости от степени вязкости по двум системам:

  • SAE — по данной системе масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные;
  • API — по этой системе масла разделяются на 7 групп, среди которых самые популярные и используемые GL-4 (ТМ-4) и GL-5 (ТМ-5).

Для автомобилей «ВАЗ» с передним приводом рекомендуется GL-4, а для заднеприводных — GL-5. Также встречаются масла, совмещающие обе категории по системе API GL-4/GL-5

Заливать масла одной группы вместо другой категорически не рекомендуется. Они попросту не совместимы между собой и не взаимозаменяемы!

Трансмиссионное масло GL-4

Для трансмиссионных коробок переднеприводных ВАЗовских авто подходит масло с маркировкой GL-4. В тросовую КПП 2181 заливается только такое масло.

Такие масла рекомендуются для КПП Нексии, вазовских Калины (в том числе Кросс), Весты, Приоры, ВАЗ 2110, Гранты. Используются также для коробок Лады Ларгус, Шевроле Нива и Лачетти, Great Wall Ховер Н3 и других автомобилей.

Трансмиссионное масло GL-5

Для заднеприводных авто марки ВАЗ подойдут масла с маркировкой GL-5.

Данные трансмиссионные масла можно заливать в КПП Нивы и других автомобилей согласно рекомендациям автопроизводителей. Например, для Ferrari, Porsche и Subaru чаще всего используется именно GL-5.

Как подобрать масло в КПП по показателю SAE

По классификации SAE масла подразделяются на следующие категории:

  • летние — с индексами 80, 85, 90 и т. д., подходят только для использования в летний период;
  • зимние — рассчитаны на использование вплоть до морозов, в зависимости от индекса — отличить можно по букве «W», например 70W до -55 градусов, 75W до -40 град, 80W до — 26 град., 85W до -12 град;
  • всесезонные — подходят и для лета, и для зимы благодаря широкому температурному диапазону, имеют двойную маркировку, например 75W90 .

Для российских погодных условий чаще всего целесообразно выбирать всесезонные жидкости с индексами SAE 75W90 или 80W85, чтобы не пришлось часто его заменять.

Различия по составу

Различают 3 вида трансмиссионных масел, отличающихся составом:

  • минеральное;
  • синтетическое;
  • полусинтетическое.

В коробку можно заливать любой из этих видов масел, но только подходящей категории (GL-4 или GL-5). Минеральное масло всегда дешевле синтетики и полусинтетики.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий