Плюсы и минусы
Достоинств у установки ГБО 4 поколения много и поэтому даже 20 лет спустя оно продолжает оставаться самым популярным среди возможных вариантов.
Плюсы
- Существенная экономия на топливе.
- Если неожиданно закончился газ, то до ближайшей заправки можно доехать на бензине.
- Уменьшение «хлопков» в двигателе, так раздражающих владельцев 1,2 и 3 поколений.
- Экономный расход газовой смеси (в случае с метаном).
- Простота в обслуживании.
- Длительный срок службы. Гарантия на установку в компании Power-Gas 2 года.
- Газ сгорает чище бензина, что благотворно влияет на экологию.
- Безопасность. Детские проблемы газобаллонного оборудования в прошлом. Прочность газового баллона достаточно велика, чтобы выдержать прямое столкновение при аварии.
- Такое ГБО соответствует жестким требованиям протокола ЕВРО 3 и это позволяет использовать его в большинстве стран мира.
Минусы
- Запуск работы двигателя от бензина.
- Сильный износ выпускных клапанов.
- Небольшое снижение мощности автомобиля, практически не заметное для автолюбителей.
- Нужно внимательнее относиться к ТО и особенно к переосвидетельствованию баллонов. Пропан-бутановые проверяются раз в 2 года, метановые — раз в 2-5 года (в зависимости от материала).
- Внушительный объем ГБО (метановый вариант).
С последним автовладельцы газобаллонного оборудования справляются, устанавливая конструкцию вместо запаски, чтобы сохранить полезное пространство багажника.
Я даже не успел прочувствовать ни плюсов, ни минусов, а газ на авто уже выкинул первый фокус
Собственно, проблемы начались прямо сразу. 56 000 рублей были оплачены в кассу, авто выдан, я проследовал на газовую заправку. Вкачал в бак 50 литров, включил оборудование и сразу же заглох. Завёлся, начал движение. Машина не ехала от слова совсем. Переключился на бензин. Тоже самое – на ней просто опасно ездить – отклик на педаль газа крайне непредсказуемый. Нажимаешь газ – хочу еду, а хочу не еду. По приезду домой понял, что от меня ещё и дико воняет газом. Позвонил в центр установки, мне ответили «все уже уехали, приезжайте завтра». Ну ок… Составил претензию, распечатал, поехал.
К слову, претензию вручать почему-то не стал. Когда вышел директор сервиса, который лично проводил диагностику, я растаял. Мы покатались к компьютером, он зафиксировал недостатки, дал отмашку мастерам что-то сделать, они сделали. Машина поехала как надо. Что на бензине, что на газу. Потом мы катались опять с директором, он регулировал что-то на компьютере. И произошло чудо! Машина поехала как надо!
В тот момент я был крайне рад произошедшему, началась безоблачная эксплуатация. Средний расход 16 литров (на бензине было 14), цена на газ около 18 рублей. Жена периодически говорила, что машина не едет как раньше, но я ее успокаивал, что это ничего страшного. Я же разницы не чувствовал, а экономию видел существенную. И если бы писал отзыв про ГБО на авто в тот момент, то наверное написал бы супер-хвалебную оду о том, что все минусы и недостатки ГБО 4 поколения – ерунда в сравнении с экономией.
4 поколение ГБО
Система еще более продвинутая, здесь мы уже видим настоящий распределенный впрыск газовой смеси в цилиндры, это опять же прорыв.
Редуктор здесь всегда имеет постоянное давление газа в системе, сейчас он лишен функции впрыска топлива во впускной коллектор. Тут появляются газовые форсунки (каждая на свой цилиндр), которые забирают давление от редуктора. После на каждую форсунку подходит свой шлейф от контроллера, и именно контроллер дает приказания впрыску газового топлива той или иной форсунке в нужный момент.
Если взять метановые версии, то тут немного изменен редуктор и сам бак, для того чтобы выдерживать большие давления – больше разницы нет.
Мультиклапан
Для установки мультиклапана каждый баллон имеет стандартное отверстие. Клапан разделен на два блока: для подключения заправочного оборудования и для расходного потока в блок цилиндров. Поэтому для заправки не нужно ничего демонтировать. Там же зафиксирован и поплавок, обозначающий уровень заправки баллона.
Можно вывести показания уровня газа в салон, но это редко кому бывает нужно. Ведь в баке всегда есть еще и бензин, не позволяющий остаться посредине дороги без топлива. Заправку желательно проводить до максимальных допустимых значений. Но не перекачивать. Так как это может привести к взрыву емкости.
Минусы ГБО
Заправочный интерфейс битопливного автомобиля
- Сложно найти заправку. В Европе, даже в Восточной, заправки, на которых предусмотрена возможность залить в бак пропан-бутан, не редкость. Поэтому для длительной поездки за границу на автомобиле, установка газобаллонного оборудования – отличный шанс сэкономить пару сотен евро (даже с учетом затрат на установку ГБО 4 поколения). А вот в России, Белоруссии, Украине и Казахстане такие заправки все еще редкость. Даже в Москве нет достаточного количества газозаправочных станций. Да и те заправки, что есть, не блещут высоким уровнем сервиса. К примеру, на абсолютном большинстве АГЗС попросту нельзя расплатиться картой, не говоря уж о таких приятных бонусах, как разные акции и карты лояльности, которые уже давно есть на обычных АЗС. Более того, на заправочных станциях по продаже пропана-бутана часто не выдают чеки, что может быть критично для командировочных людей, которым компенсируют расходы на топливо.
- Не обслуживают в фирменных сервисных центрах. Установка газобаллонного оборудования считается довольно серьезным вмешательством в заводскую сборку, поэтому в фирменных автотехцентрах, к сожалению, очень часто отказывают в бесплатном обслуживании такого автомобиля. Если вы устанавливали ГБО в официальном сервисе с хорошей репутацией, а на все установленные детали у вас есть соответствующие чеки и сертификаты, вы, конечно, можете подать в суд на автотехцентр, но это потребует от вас не стоящих того сил, нервов и средств. Да и времени на это уйдет немало. Исключение здесь составляют лишь автомобили, которые изначально созданы для газового топлива, но они до сих пор являются редкостью.
- Нельзя пользоваться крытыми паркингами. Согласно технике безопасности, такие автомобили можно ставить лишь на открытых парковках. Газобаллонные оборудование плохо переносит перепады температур, а если вы залили полный бак на морозе, а паркинг отапливается, это может грозить большими проблемами. Да и в целом газ, в отличие от бензина и дизеля, может взорваться (бензобак, к примеру, может разве что загореться), поэтому по современным правилам пожарной безопасности двери крытых парковок для машин с установленным газобаллонным оборудованием закрыты.
Дополнительные расходы. Если автомобиль планируется использовать для поездок на большие расстояния, в долгосрочной перспективе это будет выгодно. Но лишние расходы – всегда неприятная вещь. Для начала нужно будет потратиться на установку газобаллонного оборудования (ГБО 4-го поколения с тороидальным баллоном на 42 литра обойдется в 20-30 тысяч рублей). Каждые десять тысяч километров нужно проходить техосмотр за 800-1000 рублей. Регулировка двигателя, зажигания, замена фильтров – все это требует хоть и небольших, но весьма регулярных затрат.
Специальные температурные требования
Для Москвы это не столь критично, но в регионах, где наблюдаются чрезвычайно резкие перепады температур, использовать ГБО нужно с осторожностью, так как на холоде газ имеет свойство сжижаться. Именно поэтому перед началом эксплуатации ГБО, двигатель необходимо прогревать на бензине
Дополнительные документы
Для установки ГБО нужно обращаться в специальные технические центры, у которых есть лицензия на установку газобаллонного оборудования. На сегодняшний день установка ГБО на автомобиль, в котором изначально был двигатель с бензиновой настройкой, является серьезным изменением технических характеристик транспортного средства. Эти изменения должны быть установлены согласно прописанной процедуре, в противном случае вам будет сложно продать автомобиль и совершенно невозможно получить бесплатное обслуживание в сервисном центре (его и так с большой неохотой осуществляют, а тут такой повод). Техцентр выдаст вам все необходимые бумаги на установку ГБО, с которыми вам нужно будет обратиться в ГИБДД для того, чтобы зарегистрировать новое оборудование на своем автомобиле.
Занимает много места Газовые баллоны занимают много места в автомобиле, поэтому важно правильно подобрать и разместить наиболее подходящий данной модели автомобиля баллон
Установка ГБО: за и против
Весомым доводом в пользу использования газобаллонного оборудования является возможность экономии на заправке автомобиля, а также снижение уровня вредных для экологии выхлопов. Кроме того, наличие в одном автомобиле двух разных топливных систем является весьма практичным решением, с точки зрения поломки одной, или второй. Вместе с этим, «за» установку ГБО говорит и факт возможности увеличить пробег автомобиля на одной заправке, разумеется, при полном как газовом баллоне, так и топливном баке.
К доводам «против» можно отнести:
- Газовый баллон занимает энное количество места
- Стоимость ГБО и его монтажа достаточно высока
- Регистрация установленного оборудования – обязательна
- Возможное снижение мощности двигателя при работе автомобиля на газе
Разница между 2-м и 4-м поколениями ГБО
Две системы различны между собой. Общим в них можно отметить компоненты газового оборудования и датчики. Отличие в системе подачи газа и управлении.
Прежде чем изучать, в чем отличие ГБО 2 от ГБО 4, необходимо провести сравнительную характеристику.
ГБО 2 | ГБО 4 | |
---|---|---|
Положительные отличия |
|
|
Отрицательные характеристики |
| |
Принцип работы |
|
Отличие ГБО 2 поколения от 4 заключается во множественных показателях и характеристиках.
Стандартный комплект газобаллонного оборудования:
- баллон;
- редуктор, смеситель и дозатор;
- электромагнитные клапаны с дозатором управления;
- блок высокого давления;
- переключатель топлива с газа на бензин;
- трубопроводы, шланги манометры.
Набор наиболее характерен для 2 и 4 поколения ГБО, которые до сих пор считаются самыми популярными и востребованными. Пятые и шестые типы оборудования, хоть и имеют более широкую спецификацию, но отличаются своей дороговизной, сложностью установки, регулирования и обслуживания.
Особенности установки и эксплуатации ГБО на разных видах топлива
Общая особенность у ГБО на метане и пропане одна – ее лучше делать у специалистов. Это обеспечит надежное качество сборки и высокую безопасность. Кроме того, специалисты учитывают ряд деталей, которые обычному человеку не известны, а их игнорирование может привести к серьезным поломкам или аварии.
Главным различием, отличающим установку газового оборудования, работающего на метане, от его конкурента, является цена. Кроме того, баллоны от метана намного массивнее и занимают намного больше места, чем аналогичные по объему баллоны пропана. Эта особенность не позволит установить все необходимое в транспортном средстве малого размера.
ГБО, что оно даёт
Газовое баллонное оборудование, интегрированное в топливную систему автомобиля с ДВС, позволяет существенно:
- сократить потребление бензинового и дизельного топлива;
- снизить финансовые затраты на эксплуатацию;
- увеличить пробег автомобиля на одной заправке;
- внести свой посильный вклад в общее дело защиты окружающей среды.
Установка ГБО в настоящее время пользуется особой популярностью у водителей автомобилей, которые проводят в пути много времени. Речь идёт о водителях грузового, коммерческого и пассажирского видов транспорта. Владельцы личного/частного транспорта также могут установить комплекты ГБО на свои автомобили.
Основной причиной покупки ГБО является сравнительно невысокая стоимость газа, благодаря которой, можно экономить на покупке топлива до 50 процентов. Как показывает практика, стоимость газобаллонного оборудования полностью окупается в течение года, при условии пробега не менее 50 тысяч км/г.
Сегодня установить газобаллонное оборудование можно на любой автомобиль, с любым типом двигателя, работающим, как на бензиновом, так и на дизельном топливе.
Комплект ГБО состоит из:
- Баллона с газом
- Топливной магистрали
- ГБО-редуктора
- Переходного клапана переключения
- ЭБУ
- топливной системы впрыска
Следует заметить, что наличие ЭБУ характерно только для комплектации газобаллонного оборудования последних трёх поколений. Кроме того, разные производители делают это по-своему, поэтому комплект может иметь некоторые различия, касается это, в частности, редуктора/испарителя, а также подогревателя, которые могут быть не единым устройством, а отдельными компонентами.
Пятое поколение
Схема ГБО 5-го поколения
ГБО пятого поколения получило название «жидкий впрыск» – LPi (Liquid Propane injection). Его принципиальное отличие от всех предшествующих систем в том, что газ (только пропан-бутан) подается в цилиндры не в газообразном, а в жидком состоянии. Поэтому в конструкции отсутствует редуктор – испаритель и смеситель. Распределенный впрыск газа обеспечивается регулятором давления, газотопливными форсунками и газотопливным насосом, устанавливаемым в баллоне. Управляет работой всей системы штатный контроллер двигателя. Главные преимущества ГБО 5 поколения – “бензиновый” расход, отсутствие потери мощности, возможность запускать двигатель на газе даже при минусовых температурах. Однако есть и недостатки – высокая сложность, чувствительность к загрязненному газу, сложность ремонта. Эти обстоятельства весьма затрудняют использование такого ГБО на просторах стран СНГ.
Правила оформления
ГБО является дополнительным оборудованием и требует обязательного оформления в ГИБДД
Что важно знать для его легализации?
- Начинать оформление дополнительного оборудования необходимо до его установки, а именно — пройти в ГИБДД экспертизу (осмотр) и получить разрешение на установку ГБО. В ходе экспертизы ГИБДД должно подтвердить возможность установки газа на авто.
- После установки — пройти ещё одну экспертизу для проверки безопасности.
- Далее, с подтверждёнными результатами безопасной работы и сопутствующими документами необходимо направиться в ГИБДД. Взять с собой: пакет документов на газовое оборудование, сертификат на право устанавливать ГБО от тех, кто выполнял работу и личные документы на водителя и на машину.
На заметку: установка второй топливной системы — достаточно серьёзное вмешательство в конструкцию машины.
Плюсы ГБО 4 поколения
Если сравнивать автомобильное газовое оборудование 4 поколения и предыдущих модификаций, то, выявятся следующие плюсы:
- Из-за того, что очень точно образуется газовоздушная смесь, нужной концентрации, в нужной пропорции, достигается максимальная мощность ДВС машины.
- Силовой аппарат работает достаточно мягко, без рывков и троений. Полностью отсутствуют хлопки, которые были с установленными ГБО 3 и более ранних поколений.
- Благодаря тому, что смесь создается нужной пропорции, она сгорает качественно и полностью, в результате чего повышается экологичность работы двигателя. Двигатель с ГБО 4 соответствует экологическому стандарту ЕВРО 3/4. При этом мощность мотора всего лишь теряется до 2 %.
- За счет того, что есть возможность совместить программную и аппаратную системы диагностики EOBD, газовое баллонное оборудование 4 поколения можно установить на все современные автомобили.
- Разъемы блоков уникальны, их невозможно перепутать, поэтому не возникает ошибок при монтаже ГБО по незнанию мастеров, и упрощается сам монтаж.
- Из-за использования самого современного оборудования при изготовления ГБО на заводе, оборудование четвертого поколения надежное и стоит, относительно, недорого.
Этапы установки ГБО на автомобиль
Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобиль пройдет несколько этапов, соблюдение которых обеспечит правильное функционирование системы и безопасность во время эксплуатации.
1. Подготовка автомобиля. Перед установкой ГБО необходимо провести диагностику всех систем автомобиля, чтобы исключить наличие неисправностей или дефектов. Также будут проверены геометрия и состояние подвески, так как установка газового оборудования изменит массу автомобиля.
2. Монтаж редуктора и баллона. На этом этапе осуществляется установка главного элемента системы — редуктора. Редуктор предназначен для преобразования высокого давления газа в низкое и подачи его в двигатель. Баллон, содержащий сжатый газ, устанавливается в специально предназначенном для него месте на автомобиле.
3. Установка форсунок и контроллера. Форсунки являются ключевыми элементами системы, отвечающими за распыление газа внутрь цилиндров двигателя. Контроллер ГБО отвечает за управление работой системы, контролируя расход газа и обеспечивая безопасность и эффективность работы.
4. Подключение к системе питания и зажигания. Включение ГБО в систему питания и зажигания автомобиля требует специфического проведения электропроводки и правильного настройки параметров. Это позволяет автоматически переключаться между газом и бензином, а также отслеживать уровень оставшегося газа.
5. Тестирование и настройка. После завершения установки проводятся тестирование и настройка системы для проверки ее работоспособности и оптимальной работы. В процессе тестирования проверяются уровни газа, корректность переключения между газом и бензином, а также производительность двигателя и изменение параметров работы компьютера автомобиля.
6. Сертификация и оформление документации. После успешного тестирования производится оформление необходимых документов, включая сертификаты соответствия и разрешение на эксплуатацию, которые подтверждают безопасность и соответствие ГБО установленным требованиям и стандартам.
Плюсы и минусы
Когда газобаллонное оборудование только начало появляться на рынке, вид оно имело, конечно, далеко не такой, как сейчас. Вся конструкция состояла исключительно из механических узлов. Со временем система совершенствовалась, и сегодня мы можем забыть об историях с испорченными двигателями, о проблемах с баллонами и прочих неурядицах, которые могли случиться с автомобилем.
- Первым плюсом использования ГБО мы, естественно, называем экономию. Газ действительно стоит гораздо дешевле бензина, при чем даже немного больший расход здесь не имеет никакого значения.
- Вопреки легендам о том, что газовое оборудование плохо влияет на двигатель автомобиля, мы спешим этот миф развеять. Все совершенно наоборот — газ, из-за большего октанового числа, сгорает дольше. Из-за этого полностью отсутствует детонация и нагрузки на двигатель сильно уменьшаются.
- Стоит отметить очень важный плюс, касающийся окружающей среды в целом. Газ оказывает минимально вредное воздействие на атмосферу, являясь одним из самых экологически чистых видов топлива.
- Если вы любите дальние поездки, особенно в места, где цивилизация еще особо не наследила, этот плюс будет непременно вами оценен. Дело в том, что когда вам установят ГБО, возможность пользоваться бензином никуда не денется. А это значит, что вы можете пользоваться и газом, и привычным топливом. Только представьте, сколько вы сможете проехать без заправок, имея полный бак и полный баллон!
Конечно, требуется также обратить внимание на минусы, с которыми придется столкнуться, когда будет осуществлен перевод машины на газ
Из уходящих в прошлое минусов стоит отметить небольшое, по сравнению с бензиновыми, количество заправок. Раньше эта проблема стояла достаточно остро, но сейчас ситуация кардинально меняется, и мы считаем, что совсем скоро газовые заправки уровняются с бензиновыми. Меньшая популярность таких заправок раньше была связана с определенными сложностями их содержания. Заправка газом однозначно требует большего внимания и определенного уровня профессионализма. Но с набором популярности этого вида топлива, количество необходимых специалистов также начало возрастать. Наверное, это самый весомый аргумент в пользу «нет». К сожалению, при установке ГБО, происходит некоторое снижение уровня мощности транспортного средства. Однако, следует заметить, что и эта проблема понемногу уходит в прошлое — ГБО нового поколения с данной проблемой почти справилось И все-таки, «гоночные» автомобили лучше использовать по-старинке, на бензине
Некоторые владельцы автомобилей на газу обращают внимание на их поведение зимой. Особенно жители тех мест, где морозы, порой, достигают -30 градусов Дело в том, что по закону физики на холоде газ сжимается
Может случиться такое, что при неполном баллоне система сообщит вам, что топливо закончилось, и вам придется начинать движение на бензине до того момента, пока авто не прогреется
Важно! ГБО нового поколения данной проблемы не имеет. Ввиду повышенной пожароопасности данного вида топлива, следует быть предельно внимательным при высоких температурах на улице
Ведь в ситуации, когда за окном холодно — газ сжимается, а на жаре процесс становится прямо противоположным
Баллон попросту может разорвать. Чтобы это предотвратить необходим постоянный контроль. В случае возникновения риска может потребоваться выпустить пару литров топлива. Также ни в коем случае не стоит заправляться на непроверенных заправках и вообще халатно относиться к этому процессу. Имеет смысл всегда наблюдать за давлением в баллоне и за целостностью всех патрубков, чтобы избежать возможности утечки газа. Минус, от которого никуда не деться — ваш автомобиль непременно становится тяжелее, а также сокращается доступное для перевозки вещей место. Как мы уже говорили, баллон зачастую устанавливается в багажный отсек, вместо запасного колеса. Ездить без запасного колеса — не разумно, поэтому оно перекочевывает в багажник, туда, где вы могли бы перевозить какой-то груз. Если вы любите активный отдых на природе, возможно вам придется задуматься над приобретением прицепа.
Поколения ГБО и различия между ними
С момента появления газобаллонные установки, монтируемые на автомобили, неоднократно претерпевали существенные изменения и совершенствовались. Всего существует 6 поколений ГБО, однако на самом деле это разделение можно считать условным, вызванным доработкой существующей конструкции.
- 1-е поколение характеризовалось наличием множества минусов, очень длинным путем газа до камеры сгорания, что влекло за собой массу неудобств. Однако одним большим плюсом стал сам факт появления такого оборудования и возможность его дальнейшего совершенствования.
- 2-е поколение отличалось модернизированным редуктором, что позволяло переключаться с одного топлива на другое нажатием одной кнопки, не выходя из салона. Появилась функция холодного старта.
- 3-е поколение уже можно было устанавливать на машины как с карбюраторными, так и с инжекторными двигателями, появился датчик температуры, а сама установка стала соответствовать требованиям ЕВРО-2.
- 4-е поколение – это оборудование с принципиально новым принципом подачи топлива, ведь в нем появились газовые форсунки (по одной на каждый цилиндр).
- 5-е поколение отличается значительными изменениями в системе подачи топлива. К его плюсам следует отнести возможность старта двигателя без дополнительного прогрева даже при минусовой температуре, к тому же установка такого оборудования осуществляется без вмешательства в систему охлаждения ТС.
В ГБО 5 поколения нивелирован основной минус работы двигателя на газу и бензине – увеличенный расход топлива. С появлением таких установок уровень потребления газа стал аналогичен расходу бензина.
6-е поколение – это новейшая европейская разработка, предназначенная для двигателей с прямым впрыском топлива. Она еще не получила широкого распространения, но, по заявлениям создателей, будет обеспечивать мотору такую же мощность, как и на бензине, расход тоже останется аналогичным, при этом отдельного внимания заслуживает простота обслуживания и минимум деталей самой установки.
Основные узлы и устройство ГБО
Система ГБО включает механические и электронные устройства.
Баллон, оснащённый мультиклапаном — устройством, которое состоит из нескольких миниустройств. В нём: показатель уровня газа, два клапана — для заправки газом и для его расхода. Баллон может иметь различную форму, чаще цилиндрическую и тороидальную. Форму и размеры баллона выбирают так, чтобы оптимально занять пространство внутри автомобиля: в багажнике, запаске или под днищем. Мультиклапан на баллоне сверху закрыт венткоробкой, которая предупреждает возможную утечку газа. Она соединена с наружной стороной автомобиля трубками, которые выводят газ при аварийной утечке.
Баллоны могут быть:
- стальные;
- из легированной стали с пластиковым (композитным) чехлом;
- алюминиевые с пластиковым чехлом;
- полностью композитные.
Баллон располагается в задней части машины и соединяется с системой ГБО трубой, называемой магистралью.
Все другие элементы системы располагаются под капотом автомобиля.
- Блок управления (электронный контроллер) — руководит работой всего ГБО.
- Газовый клапан — устанавливается на магистрали (трубе) движения газа. Имеет фильтр для очистки топлива и управляется электроникой.
- Редуктор — камера для испарения жидкого газа. Для испарения редуктор снижает давление газа с 16 атм до нормального атмосферного (1 атм) и подогревает его. Редуктор может управляться электроникой или быть механическим. В первых системах ГБО редукторы впрыскивали газ при снижении давления внутри смесителя, поэтому назывались «вакуумными». В некоторых системах ГБО редукторы используют дополнительно — подключают к системе охлаждения, поскольку процесс испарения газа забирает тепло и охлаждает редуктор. Редуктор нагнетает давление газа и впрыскивает его в смеситель.
- Смеситель или коллектор — камера, в которую подаются газ и воздух в определённых пропорциях. Далее подготовленная смесь поступает в камеру сгорания.
- Бензиновый клапан (этот элемент есть в ГБО-1 для карбюраторных двигателей) — останавливает подачу бензина.
- Датчики-контроллеры давления, температуры газа.
Также к системе ГБО относится переключатель видов топлива. Его ставят в салоне. С его помощью меняют положения газового и бензинового клапанов, переключая вид топлива. Сделать это можно в любое время: на холостом ходу или при движении авто.
Обязательно прочитайте очень полезную и информативную статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, как уменьшить расход бензина.
Преимущества ГБО на пропан бутане
Пропан, используемый в качестве основного топлива в ГБО, на самом деле является смесью трех газов: пропана, бутана и этана. В баллоне такая смесь хранится в сжиженном состоянии, под давлением, составляющим от 10 до 15 атмосфер. Благодаря низкому давлению, баллоны, используемые в качестве емкостей для хранения, не имеют толстых стенок и весят не очень много. Кроме этого, низкое давление позволяет использовать баллоны тороидальной формы, благодаря чему их можно поместить в нишу, используемую для хранения запасного колеса. Из плюсов, характерных для ГБО, работающих на пропане, можно выделить следующие вещи:
- оборудование для автомобилей, использующих в качестве рабочего топлива пропан, значительно дешевле, чем газовое оборудование на метане. На некоторые модели разница в цене может достигать до 60 %;
- большое количество фирм, осуществляющих установку, ремонт и гарантийное обслуживание ГБО на пропане;
- низкое давление, необходимое для хранения газа в баллоне, позволяет использовать более легкое и компактное оборудование. Это позволяет экономить много места и меньше нагружает транспортное средство;
- снижение мощности двигателя, при работе на пропане, происходит всего лишь на 5-10 %, что порой практически не ощущается даже при движении по трассе;
- большое количество заправок, по сравнению с метаном;
- оборудование имеет больший запас прочности и рабочий ресурс.
Есть у систем ГБО на пропане и свои минусы. Вот их перечень:
- цена. Данный показатель у метана, пусть и не намного, но меньше. Так, например, если литр пропана будет стоить 18-19 рублей, то метан – в районе 15;
- Опаснее, чем метан. Более взрывоопасен и, благодаря сжиженному состоянию, в котором он хранится в баллоне, его испарение, в случае утечки, будет происходить медленнее, чем у метана. Это вынуждает водителя чаще проверять оборудование.
Как вы видите, ГБО на пропане имеет массу плюсов, что определяет его лидирующее положение на рынке газового оборудования для автомобилей.
Регулировка системы
После того, как Вы убедились, что все узлы системы герметичны необходимо произвести регулировку и настройку системы ГБО 2 поколения. Делать это можно как самостоятельно, так и обратившись к специалистам, ведь в любом случае Вам потребуются документы от установщиков системы.
Процесс регулировки состоит из нескольких этапов:
- необходимо отрегулировать чувствительность редуктора
- далее отрегулировать дозатор газовой смеси
- после этого при работе на газе отрегулировать «холостой ход» автомобиля
- настроить кнопку переключения газ-бензин, задав условия переключения на газ и обратно.
ГБО первого поколения
Если хотите то это точка отсчета, именно отсюда все началось. Используется «пропан-бутановая» газовая смесь, также не редко газ «метан». У таких систем есть свой бак, или газовый баллон, устанавливается дополнительно, зачастую в багажник или салон автомобиля. Именно его заполняют газом, который через запорную арматуру поступает в специальное оборудование, которое называется – «испаритель».
Далее в «испарителе» (который подключен к системе охлаждения), газ переходит в состояние пара (если брать метановую систему, то здесь присутствует прогрев метана). Далее газ поступает в редуктор, который в зависимости от давления во впускном коллекторе мотора дозирует впрыск.
Нужно отметить — что первое поколение зачастую использовало различные блоки испарителя и редуктора, хотя позже появились версии которые сочетали эти оба устройства в одном корпусе.
Редуктор первых типов, использовал в своем строении вакуумный клапан, который открывался лишь тогда, когда во впускном коллекторе появлялось пониженное давление (вакуум) – отсюда первые типы носят название «вакуумные».
После этого газовая смесь, должна попасть в коллектор, через карбюратор или специальный смеситель (который также устанавливался отдельно). Такое построение системы мягко сказать «не идеальное», газу нужно преодолеть достаточно большое расстояние – что приводит к всевозможным проблемам. Например – сложному запуску (особенно при пуске холодного двигателя, когда вакуум слабый). На такие системы даже устанавливали специальный «подсос» — который позволяет открыть прямую подачу газа в двигатель, а бензиновая смесь полностью отключалась.
Если брать метановые версии, то на них существовали понижающие камеры, в которых давление газа сильно занижалось, примерно на 15, — 3 БАРА
Установка данных систем – только карбюраторные двигатели, собственно поэтому и первое поколение. Минусов у него было много – особенно если система разгерметизировалась со временем, то при запуске можно было услышать хлопки, да и возгорания были не редкими.
Роль электронного блока управления ГБО
Всей динамикой газовой смеси и взаимодействием с бензиновой системой подачи топлива управляет электронный блок, который соединен с бензиновым блоком управления. В случае, когда при заведенном моторе, температура охлаждающей жидкости достигла 700С электронное устройство подает питание на электромагнитный клапан, открывающий подачу газа. Параллельно происходит перехват импульса от бензинового электронного блока к форсункам, и они остаются закрытыми. Поступивший электронный импульс обрабатывается в ЭБУ ГБО, корректируется, и, согласно заложенным топливным картам, выдается сигнал на открытие форсунок на расчетное время, в зависимости от требуемого объема газа.
Какие можно сделать выводы
Мои коллеги по работе и слесаря, у которых я обслуживался, ранее отговаривали меня от ГБО. Я лично разобрался со всеми опасностями и тонкостями этого вопроса. Сейчас, когда я им говорю о преимуществах, которые получил, в ответ слышу, что нужно подождать и газ проявит себя с отрицательной стороны. Я уверен, что после ожидания я получу лишь сэкономленные средства и возможность больше передвигаться, не переживая о семейном бюджете.
Стоит ли ставить ГБО 4 поколения на авто? Не люблю давать советы другим. Я предоставил лишь факты, с которыми столкнулся и которые испытал на себе. На личном опыте я убедился в правильности своего решения. Те деньги, которые я экономлю на топливе, я планирую потратить на покупку нового автомобиля. Вопрос о том, ставить ли мне газ, стоять не будет. Ответ – да.