Как выбрать продукт?
Перед работой по замене необходимо решить, какое масло заливать в автомат. Неопытному автомобилисту сложно сориентироваться в разнообразии производителей и моделей ГСМ.
Многие автоконцерны выпускают ATF под собственной торговой маркой. Его же и льют при производстве. Так поступают компании BMW, Toyota, Nissan, Mercedes, Volkswagen Group, Chevrolet, KIA, Hyundai. В инструкциях по эксплуатации машин указано, какие именно составы нужно заливать в автоматическую коробку.
Для каждого оригинального масла можно подобрать аналог. Автоконцерны не сами создают смазки, они просто заказывают их выпуск у крупных специализированных компаний и пакуют в тару со своей маркой. Поэтому аналоги зачастую идентичны друг другу. Подбор выполняется по характеристикам ГСМ и допускам.
Основная спецификация ATF называется Dexron. Она разработана компанией General Motors и принята всеми производителями мира. Вот основные маркировки данного стандарта:
- Dexron В;
- Dexron II;
- Dexron III;
- Dexron IV;
- Dexron IV Service Fill.
Каждая из спецификаций выдвигает определенные требования к кинематической вязкости, вязкости по Брукфильду при определенных температурах, температуре вспышки, воспламенения, вспениваемости, степени защиты от образования коррозии и другим характеристикам. Если руководство по эксплуатации авто предоставляет только требуемые параметры масла, можно выбрать, что заливать в АКПП, по ним, подробно ознакомившись со спецификациями.
В чём отличие моторного масла от трансмиссионного?
Эти два продукта работают в совершенно разных условиях, имеют разные составы и характеристики. Могут производиться из минерального сырья, полусинтетических материалов и полностью синтетических. Также они отличаются по количеству и виду присадок, добавляемых в их состав для улучшения свойств. Выбор присадок полностью зависит от условий, в которых они работают.
Условия, в которых приходится работать моторным маслам, гораздо тяжелее, чем для пластичных смазок или трансмиссионных жидкостей. Для моторных смазок режим работы можно охарактеризовать как «рваный». Они подвержены высокой степени нагревания, большому количеству перепадов температуры и давления. Подвергаются воздействию химических реакций со стороны различных газов, остатков продуктов сгорания топлива, небольшого количества бензина или дизельного топлива, которое может попасть в его состав.
Такие сложные и тяжёлые условия не должны сказываться на смазках, так как они должны длительное время обеспечивать:
- Служить уплотнителем между цилиндром, поршнями и кольцами;
- Максимально защитить детали от появления коррозии;
- Обеспечить отвод тепла из зоны трения.
Немного о трансмиссионных смазках
О выборе таких смазок владельцам думать приходится гораздо реже, так как смена производится через значительный период эксплуатации машины, порой это происходит через несколько лет. Трансмиссионная смазка применяется не только в АКПП или механических коробках. Её заливают в мосты, редуктора, рулевые колонки и другие механизмы, где имеются зубчатые шестерни.
Исключение составляют «автоматы», в которых масло выступает в качестве рабочего тела. В этих механизмах смазках должна обеспечить:
- Минимальный износ между трущимися парами с помощью образовавшейся масляной плёнки;
- Уменьшение потерь при трении зубчатых пар;
- Служить теплоносителем для отвода тепла из зоны трения;
- Удалять из обслуживаемой зоны трения, появившиеся продукты износа;
- Исключать появление очагов коррозии в обслуживаемом механизме;
- Снижать шум от работающих механизмов.
Моторное масло в МКПП
Сразу отметим, что моторное масло в коробку автомобилей ВАЗ классических моделей заливать можно. Об этом писалось даже в заводских инструкциях ранних моделей.
С одной стороны, подобное решение было основано на недостатке хороших трансмиссионных масел в 80-е годы, когда началось массовое производство Жигулей. Смазки типа обладали повышенной вязкостью, которая была приемлема для грузовиков. Но в связке с маломощными моторами первых моделей ВАЗов большой процент мощности, особенно в зимнее время, уходил на вязкостное трение в коробке. А это вызывало эксплуатационные проблемы с авто в зимний период, такие как повышенный расход топлива, низкую приёмистость при разгоне и падение максимальной скорости.
К тому же, конструктивный запас прочности у МКПП автомобилей ВАЗ был очень высок. Поэтому моторное масло если и снижало ресурс коробки, то не настолько сильно, чтобы это становилось критичной проблемой.
С появлением более совершенных масел этот пункт из инструкции по эксплуатации убрали. Однако конструктивных изменений коробка не претерпела. Поэтому, даже сейчас, можно заливать моторные масла в коробку ВАЗовской классики. Главное выбирать более густые смазки, вязкостью не ниже 10W-40. Также не будет большой ошибкой, если за неимением подходящей трансмиссионной смазки долить в МКПП ВАЗа небольшое количество моторного масла.
В механические коробки современных авто лить моторные масла нельзя. Нагрузки на зубья шестёрен в них значительно выросли по сравнению с автомобилями, выпускавшимися 20-30 лет назад.
А если главная передача в коробке гипоидная, да ещё со значительным смещением осей – заливка моторных масел в этом случае полностью запрещена. Дело в отсутствии достаточного количества противозадирных присадок, что непременно приведёт к разрушению контактной поверхности зубьев передачи этого типа.
Раз производители выпускают моторные и трансмиссионные масла, возникает вопрос о том, можно ли заливать моторное масло в коробку передач. Однозначного ответа «да» или «нет» на этот вопрос дать невозможно. В одном случае это возможно с небольшими негативными последствиями для деталей коробки передач. В других ситуациях это вполне приемлемо.
Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, нужно хорошо изучить характеристики, как смазочных жидкостей, так и агрегатов, для которых предполагается их использование. Также играет роль сырьё, из которого они производятся и наличие присадок, улучшающих их свойства.
Можно ли заливать моторное масло в коробку передач хотят знать многие владельцы машин с передним приводом, а также хозяева «классики». Поводом для такого интереса послужил тот факт, что в первых образцах машин с передним приводом ВАЗа заливали одну и ту же смазочную жидкость в двигатель и коробку передач. С того момента прошло уже довольно много времени, несколько изменилась конструкция трансмиссии, разработаны новые сорта моторных и трансмиссионных масел. Поэтому только после тщательного изучения характеристик и совместимости, можно получить ответ.
Как отличить трансмиссионную смазку от моторной
Вязкость трансмиссионных жидкостей значительно выше, чем у моторных масел, об этих характеристиках всегда поведает этикетка тары. Выбирать нужный смазочный материал следует в зависимости от типа устройства. Трансмиссионные жидкости для механических коробок маркируются как MTF, для автоматических – ATF, их составы также различны. Все эти обозначения можно увидеть на упаковке продукта. Моторное масло подписывают Motor oil, поэтому при покупке перепутать составы практически невозможно.
Другое дело, если после нескольких процедур по замене смазки у вас остались остатки средств и по каким-либо причинам этикетка на канистре отсутствует. Определить состав по внешнему виду сможет только опытный автомеханик, запах по истечении большого периода времени тоже может сильно исказиться. Наверняка узнать, что находится в канистре, поможет проверенный способ:
- добавьте каплю неопознанного средства в ёмкость с водой и посмотрите на результаты;
- если форма держится, масло плавает на протяжении нескольких минут, то это смазка для двигателя;
- когда же капля расплывается плёнкой, переливаясь всеми цветами радуги – это трансмиссионная жидкость.
Моторное масло в КПП: можно или нельзя заливать
Перед автовладельцем, который меняет машины не каждый год, рано или поздно возникает вопрос о том, какое выбрать масло в коробку передач автомат. Чтобы осознанно определиться с конкретным составом, нужно понимать, для чего он нужен и как работает АКПП.
Смазка не только снижает трение между парами деталей, но и отводит лишнее тепло, очищает поверхности, предотвращает образование коррозии.
Чтобы обеспечить нормальное выполнение всех поставленных задач, составы снабжают присадками – специальными синтетическими веществами, обладающими теми или иными свойствами. Количество и соотношение присадок является главным фактором, определяющим применимость продукта к той или иной КПП. Чтобы водителям было легче разобраться, созданы спецификации – требования к веществам, используемым в коробках.
Прежде чем определиться, какое масло заливать в коробку, необходимо понять, нужно ли делать это вообще. Регламент замены ATF индивидуален для каждой модели автомобиля. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации машины. Многие производители рассчитывают смазочный материал на весь срок работы авто. То есть предполагают, что замена понадобится только при серьезной поломке и капитальном вмешательстве.
В чём же разница между маслом для мотора и для трансмиссии
Конечно, между автомобильными маслами есть определённые различия. Конечно, сегодня на рынке автозапчастей можно встретить масла, которые, по заявлению производителей, являются «универсальными», однако подобная особенность, как правило, обусловлена возможностью применения моторного масла для разных модификаций двигателя, а трансмиссионного — для различных видов КПП.
Автомобильные масла различаются не только по области допустимого применения, но и по техническим характеристикам, химическим свойствам и входящим в состав компонентам.
Несмотря на то, что все смазочные жидкости имеют похожие, а в некоторых моментах одинаковые свойства, такие как предотвращение образования коррозии, снижение интенсивности износа основных узлов машины и так далее, залив масла не в тот конструкционный агрегат может привести к серьёзным последствиям.
Во избежание серьёзных последствий, связанных с неправильным использованием автомобильных масел, необходимо разобраться в их отличительных особенностях.
Так, основная отличительная особенность любого моторного масла кроется в его названии — подобную смазочную жидкость можно использовать исключительно в двигателе автомобиля. Её главная задача — эффективное смазывание всех конструкционных элементов силового агрегата, которые находятся в постоянном контакте друг с другом.
Для изготовления моторных масел используют три типа компонентов: минеральные, синтетические и полусинтетические. Помимо этого, каждый производитель на упаковке своей продукции указывает, к каким типам транспортных средств и модификациям двигателей подходит то или иное моторное масло.
Отличительная особенность трансмиссионного масла — его эксплуатационное предназначение. Этот состав необходим для создания сверхпрочной масляной плёнки на конструкционных элементах трансмиссии.
Для этих масел характерна повышенная вязкость, которая обеспечивает надёжную защиту КПП от механических повреждений. В отличие от моторных масел, в которых используются универсальные добавки, в состав трансмиссионных масел добавляются особые примеси, за счёт которых обеспечивается эффективность работы трансмиссии в сложных условиях.
Как выполняется замена?
В условиях домашнего гаража возможно сменить масло только частично, 20–40% старого вещества останутся внутри. Подобная процедура позволит решить возникшие проблемы, но предпочтительней сменять масло полностью. Специалисты выгоняют старый ГСМ из системы с помощью специального аппарата, подающего воздух под высоким давлением.
Порядок работы по частичной замене:
- Прогреть машину, проехав 10–15 км.
- Открутить сливную пробку картера коробки.
- Дождаться, пока состав стечет.
- Залить в автомат свежее вещество (столько же, сколько вытекло старого).
- Повторить процедуру 3–5 раз через каждые 150–200 км пробега.
После этого практически все старое масло разбавиться новым.
Как отличить автомобильные масла друг от друга
«Бывалые» автомобилисты и автомеханики используют три основных метода, с помощью которых можно определить тип масла, залитый в тару. К ним относятся:
- По запаху. Как утверждают специалисты, для трансмиссионного масла характерен лёгкий аромат серы. Но стоит понимать, что такой способ определения масла не самый точный, а использовать его могут только те автомобилисты, которые уже имели с подобными продуктами.
- По внешним признакам. Для определения типа смазочной жидкости таким способом необходимо выполнить несколько простых действий: поместить два пальца в масло и после этого медленно разомкнуть, наблюдая за поведением жидкости. Быстрый разрыв плёнки характерен для трансмиссионного масла. Если же плёнка растягивается на несколько миллиметров, то, вероятнее всего, это моторное масло.
- Проверка при помощи воды. Для реализации этого способа проверки необходимо залить любую подходящую ёмкость водой, а после этого капнуть в неё масло. Если оно сразу же «растеклось» по поверхности воды, при этом образовав радужную плёнку, то оно предназначено для КПП. Если же смазка приобрела форму линзы и в течение некоторого времени не «растекалась», то масло для двигателя.