Вышла из строя помпа
Исправная и нерабочая помпа
Со временем крыльчатка насоса изнашивается. Помпа работает вполсилы. В результате интенсивность движения охлаждающей жидкости снижается. Если привод осуществляется с помощью ремня ГРМ, то диагностика может стать проблемой. Рассмотрим варианты проверки, при которых не надо снимать насос с автомобиля:
- Осмотр. Нужно взглянуть на место соединения помпы с блоком двигателя. Если заметны протечки, насос скорее всего придется заменить.
- Проверка люфта. Берем рукой вал и пытаемся расшатать из стороны в сторону. Есть подвижки? Высока вероятность неисправности.
- Сжатие патрубка. Прогреваем мотор и ждем открытия большого круга охлаждения. Патрубок радиатора должен пульсировать.
Насос вышел из строя? Его нужно менять. В противном случае появится риск более серьезных поломок. От перегрева двигателя до нарушения работы газораспределительного механизма.
Штатное месторасположение
Отопитель салона по умолчанию установлен по центру торпеды, фактически спрятан под неё. Главная особенность оборудования в конструкции, имеющей широкие разветвления воздушных каналов, следующих к дефлекторам. Это можно рассматривать, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Для мотористов СТО это создаёт сложности и препятствия свободного доступа к «подторпедным» механизмам.
Конструкция печки в сборе типична и характерна, как для автомобильной марки Тойота: пластмассовый корпус, где находится алюминиевый радиатор, заслонка, патрубки, схема — контактных плат для подводки электрического питания.
Плохо греет климат-контроль
Есть еще и свои нюансы отопления в автомобилях с климат-контролем. Отопление включается автоматически, когда температура падает ниже установленного регулятором предела. Когда в салоне теплее установленной температуры, система не включится. В этом случае проверить исправность системы с прогретым мотором можно, включив регулятор на максимум.
Иногда бывает субъективное ощущение, что печка работает плохо. Например, если вчера на улице было + 5 °C, а сегодня – 20 °C, а двигатель ещё не прогрет.
Практически все автомобилисты сталкиваются с проблемой когда замерзают ноги в машине. Причем вот, что удивительно, ноги мерзнут, как в отечественных авто, так и в иномарках (конечно, не всех, но все же). Что же делать с этой напастью? Давайте разбираться.
Что делать
В этом разделе мы подробно расскажем, как устранить каждую из неисправностей, из-за которых не греет печка в машине, дует холодный воздух, а также предотвратить их появление в будущем. Эти рекомендации применимы к автомобилям любой марки и года выпуска, оснащенным двигателем внутреннего сгорания и водяным охлаждением. Исключение составляют электромобили и транспортные средства с мотором воздушного охлаждения, ведь в них отопление работает по совсем другому принципу.
Холодный мотор
Эта проблема особенно актуальна для владельцев дизельных авто, ведь скорость прогрева их двигателя заметно ниже, чем у бензиновых аналогов. Исправить ситуацию можно следующими способами:
- заузить обратный шланг или патрубок малого круга;
- снизить теплопотери силового агрегата, укрыв его теплосберегающим одеялом или утеплив подкапотное пространство;
- установить предпусковой подогреватель двигателя.
Не греет печка в машине — холодный мотор
Зауживание обратного шланга/патрубка малого круга эффективно лишь на устаревших автомобилях, разработанных до конца 80-х годов ХХ века, в более новых машинах это нужно делать с осторожностью, чтобы не снизить эффективность печки при полном прогреве двигателя. Для достижения эффекта врежьте в шланг или патрубок втулку, внутренний диаметр которой в 1,5–2,5 раза меньше внутреннего диаметра этого элемента. Такое зауживание снизит интенсивность циркуляции ОЖ, а значит, блок и головка силового агрегата быстрей наберут рабочую температуру и будут эффективней греть теплоноситель
Такое зауживание снизит интенсивность циркуляции ОЖ, а значит, блок и головка силового агрегата быстрей наберут рабочую температуру и будут эффективней греть теплоноситель.
Утепление подкапотного пространства и установка предпускового подогревателя обходятся недешево, поэтому если вы не хотите переплачивать, тогда включайте вентилятор печки только после прогрева мотора хотя бы до температуры 60 градусов. Тогда из отопителя будет дуть если не горячий, то хотя бы теплый воздух.
Заклиненный термостат
Если причиной того, что печка продолжает дуть холодным воздухом, является заклинивший термостат, то вы должны понимать – ездить на такой машине нежелательно, ведь неисправность не только снижает уровень комфорта, но и резко увеличивает износ двигателя. Чем медленней прогревается силовой агрегат, тем дольше он работает на густом масле и с переобогащенной топливовоздушной смесью, что увеличивает нагрузку на все подшипники скольжения и прокладку головки блока цилиндров. Поэтому обнаружив проблему, постарайтесь сразу же заменить термостат.
Не работает печка в машине — заклинило термостат
На большинстве машин делать эту манипуляцию несложно, весь процесс займет 15–45 минут. Помните, если появилось подозрение, что эту деталь заклинило или она работает неправильно, сразу же снимайте и проверяйте ее как описано тут
Нарушена циркуляция ОЖ по малому кругу
Если причиной того, что отопитель в режиме обогрева продолжает дуть холодным воздухом, является нарушение циркуляции ОЖ, при этом мотор не перегревается, то разбирайте всю систему отопления и делайте диагностику каждой детали, по которой движется антифриз. Возможно, где-то пережат или перекручен шланг, или накипь забила трубку или теплообменника. Обнаружив причину, промойте или замените деталь, затем соберите всю систему и залейте в нее антифриз. Подробное описание процесса промывки теплообменного элемента вы найдете тут
Теплообменник печки оброс грязью снаружи
Убедившись, что проблема действительно в этом, делайте следующее:
- отключите аккумулятор;
- слейте антифриз;
- откройте доступ к радиатору обогревателя;
- снимите его.
Не работает печка в машине мойка радиатора
Демонтированный теплообменник аккуратно, не заминая ребра, очистите от листвы и прочего мусора, затем замочите в любом моющем средстве и потоком воды промойте его. Для этого хорошо подходят мойки высокого давления с регулировкой подачи воды. Промыв теплообменный элемент, замените салонный фильтр и устраните все дефекты в корпусе вентилятора обогревателя, через которые внутрь попадала дорожная грязь. Установите деталь на место, заполните систему антифризом и удалите воздушные пробки, затем соберите автомобиль и подключите аккумулятор.
Неисправен привод заслонки
Способ ремонта этого дефекта зависит от марки и модели машины, поэтому, прежде чем делать любые манипуляции, внимательно изучите инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, затем проведите ремонт в соответствие с рекомендациями из этого документа. После восстановления контроля над заслонкой печка будет эффективно греть, ведь поток воздуха пойдет через горячий теплообменник.
Советы автомехаников
Чтобы сделать тюнинг системы отопления ВАЗ, изучается ее схема. Можно доработать систему, заблокировав поток воздуха для задней части кузова автомобиля, для этого используется пенопласт. Также производится замена заводского термостата на аналог с 6 дырками. В таком случае температура в салоне будет дольше держаться, а печка лучше греть. Другой способ доработки стандартной системы отопления 2110 — монтаж заглушки для дефлектора.
Если на автомобиль установлен кондиционер, его запускают только в сырую погоду. Зимой включается печка с направлением воздуха на ноги или на стекло.
Для обеспечения хорошей работы отопителя сопло приподнимается над подкладкой. Прежде чем запустить печку зимой, рекомендуется очистить стекла от влаги.
Почему автомобильная печка начинает греть только с одной стороны?
Неисправности печки заметно усложняют жизнь автовладельцев. Путешествовать в плохо прогретом салоне не только некомфортно, но и опасно для здоровья. Причем иногда возникают на первый взгляд абсурдные поломки. С одной стороны торпеды идет горячий воздух, а с другой, со стороны пассажира, из воздуховодов дует морозный поток. Из-за чего это происходит и можно ли быстро починить автомобиль?
Как работает климатическая установка
Тепло в салоне берется от двигателя, рабочая температура которого поддерживается на 95 градусах, а поддерживает ее стабильность система охлаждения на основе незамерзающего антифриза. Помпа прокачивет рабочую жидкость через каналы в блоке цилиндров, снимает перегревы и далее поступает в радиатор, который охлаждается набегающими потоками воздуха. Однако процесс теплообмена происходит и во втором радиаторе, который находится в печке внутри кабины транспортного средства. Воздух проходит через салонный фильтр, далее попадает в испаритель кондиционера, а далее либо через радиатор отопителя, либо мимо него, в зависимости от выставленного режима работы климатической установки. Отвечает за направления потоков система заслонок с электрическими приводами. Если на автомобиле работает климат-контроль, то автоматика регулирует несколько заслонок, смешивая потоки воздуха в зависимости от пожеланий водителя и пассажира. Так, для водителя может идти поток температурой 19 градусов, а пассажир справа выставит 22 градуса. Если климатическая установка ломается, то воздух может идти или горячий, или холодный, или не идти вовсе. Тому есть несколько причин.
Неисправный термостат
Мотор иногда может не прогреваться из-за неисправности термостата, управляющего потоками антифриза. Бывает, что его клапан теряет герметичность, и жидкостный насос постоянно гоняет охлаждающую жидкость по большому кругу, то есть через радиатор. В зимние холода это оборачивается тем, что антифриз отдает все тепло в атмосферу и не может достичь рабочей температуры. В печку он поступает уже холодным и не может нагреть кабину. В этом случае придется поставить новый термостат.
Неисправность термостата диагностируется прощупыванием трубок. Если через несколько минут работы мотора малый круг остается холодным, значит, пора ехать в магазин запчастей. Кроме того, в этом случае все воздуховоды печки дуют холодным воздухом или немного теплым.
Загрязненный радиатор
Более неприятная и трудноустранимая неисправность — это плохая циркуляция охлаждающей жидкости через радиатор отопителя. Обычно это бывает на старых автомобилях, на которых уже производились ремонты системы отопления. Бывает, что мастера добавляют в охлаждающую жидкость герметики для устранения течи старых радиаторов. Однако такие герметики засоряют каналы печки и формируют пробки, препятствующие прохождению жидкости. В итоге одна сторона радиатора прогревается хорошо, а другая остается холодной. Из-за расположения входа и выхода магистралей в радиаторе, чаще всего холодной остается пассажирская сторона салона.
Неисправность можно починить путем полной разборки печки и замены загрязненного радиатора. Полностью прочистить старый радиатор не представляется возможным из-за слишком сложной системы протоков.
Развалившийся рычаг и отказавшие датчики
Если в автомобиле установлена климатическая установка с автоматической регулировкой потоков, то неисправность может возникать из-за повреждения заслонок или по причине вышедшего из строя датчика температуры.
Бывает, что механизм, передвигающий заслонку, со временем трескается и при сильных морозах ломается и разваливается на части. Иногда везет больше, и рычажок просто ослабевает и соскакивает с оси. Тогда заслонка остается в закрытом положении и не позволяет нагретому воздуху проходить в одну из частей кабины машины. Проблема диагностируется по ряду посторонних стуков или щелчков под торпедой. Для возвращения печке работоспособности необходимо ставить новую деталь вместо растрескавшейся. Для некоторых моделей автомобилей рычажок стоит дорого, а его установка связана с трудностями разборки.
Нередко причиной поломки становится датчик, отвечающий за измерение температуры воздуха. Бывает, что его контакты гниют, появляются ложные срабатывания, показывающие максимальную температуру. Блок управления переводит заслонку в закрытое положение и перекрывает поступление теплого воздуха. Убрать ошибку можно перезагрузкой системы. На некоторых машинах нужно включать и выключать зажигание три раза подряд с промежутком в секунду. После этого можно завести машину. Иногда после сброса ошибки датчик начинает вновь хорошо работать.
Если не работает вентилятор печки (не дует)
Другой основной вид проблем с автомобильными печками, кроме холодного воздуха из дефлекторов — это отсутствие потока воздуха из дефлекторов вообще. Как правило, причина не работающей таким образом печки кроется в электровентиляторе, но она также может быть вызвана и другими связанными компонентами. Единственный способ определить, какой компонент является причиной — это проверить, получает ли он вообще электрическое питание. Причина также может быть в резисторе вентилятора, в реле или переключателе. Вообще, сама диагностическая процедура будет отличаться в зависимости от конкретного транспортного средства.
Если к вентилятору подаётся питание, а он при этом не вращается,то вполне вероятно, что он попросту сгорел. Тем не менее, в некоторых случаях можно обнаружить, что в его роторе так много мусора, что электродвигатель не в состоянии раскрутить лопасти. В других случаях, причиной может быть обрыв провода, окисленные соединения проводов.
Если к вентилятору вовсе не подаётся питание, придётся искать причину во всей цепи от вентилятора к источнику питания, но начать следует с проверки предохранителя. Перегоревший предохранитель часто указывает на другую основную проблему, так что Вы должны не просто заменить предохранитель, но и выяснить причину вызвавшую его перегорание. Бывает, что замены сгоревшего предохранителя вентилятора печки предохранителем того же номинала, достаточно для устранения неисправности, а значит проблема была исключительно в нем.
Причины некачественной работы печки
Исходя из сложного устройства печки, становится понятно, что она может работать неправильно по многим причинам. Неисправность хотя бы одного из узлов и составных частей отопительной системы может привести к сбою работы печки. При этом неисправность может возникнуть по вине водителя, а может быть следствием устаревания или некорректной работы других систем автомобиля.
Проблемы с печкой могут проявляться в следующем виде:
- Плохое нагревание салона.
- Холодный воздух из печки.
- Переменная температура воздуха, подаваемого из печки.
- Слабый поток горячего воздуха из печки.
- Печка в автомобиле не включается.
Знание устройства самой печки и возможных поломок даст возможность избежать крупных расходов при ремонте автомобиля. Рассмотрим ниже наиболее распространенные причины некачественной работы печки.
Не работает вентилятор
Неисправность вентилятора часто может являться одной из проблем с обогревом салона. Причиной такой поломки обычно является повреждение подшипников или графитовых щеток, что может потребовать полной замены вентилятора. Также вентилятор может быть неисправен за счет перегорания его предохранителя или реле в электрической цепи питания, что тоже является поводом для обращения в автосервис.
Если при работе вентилятор издает свист, а скорость его вращения меняется от минимальной к максимальной и наоборот, то причиной проблемы может являться выход из строя моторчика вентилятора. В таких условиях радиатор может оставаться горячим, но согреть салон до нужной степени не получится.
Недостаточный уровень охлаждающей жидкости
Неисправность печки может быть вызвана утечкой охлаждающей жидкости, в результате чего тепло перестает поступать в салонный радиатор в нужном объеме. Это в свою очередь приводит к уменьшению объема антифриза в расширительном баке. Для устранения проблемы необходимо найти место утечки, добавить антифриз в расширительный бак, иногда может потребоваться замена крана подачи охлаждающей жидкости.
Неисправна помпа двигателя
Работа помпы используется для циркуляции антифриза и для обеспечения исправного функционирования печки. При поломке такого насоса может произойти сбой во многих узлах двигателя, в том числе и в устройстве обогреве салона автомобиля.
Неисправность данной детали может быть вызвана изношенностью внутренней части крыльчатки, обрывом ремня коленвала и даже заклиниванием самой помпы. Такого рода проблемы лучше устранять путем полной замены помпы, а во избежание подобных поломок рекомендуется регулярно проверять шланг, ведущий к насосу, а также прислушиваться к звукам под капотом.
Пробита прокладка головки двигателя
Прокладка головки предназначена для соединения блока и самой головки мотора автомобиля, обеспечения герметичности и недопущения смешивания охлаждающей жидкости и топлива между собой. Прогорание прокладки в рубашке охлаждения двигателя приводит к возникновению выхлопных газов, которые могут попасть в систему охлаждения через патрубки. При этом происходит завоздушивание теплообменника и снижение КПД в его работе, охлаждающая жидкость может нагреваться, а в работе печки наблюдаются сбои.
Неисправность термостата
Термостат является устройством, непосредственно участвующим в циркуляции охлаждающей жидкости, поэтому его неисправность будет влиять на температуру воздуха в салоне. Так как термостат может находиться в открытом и закрытом положении, его поломка характеризуется заклиниванием в одном из этих положений.
В случае заклинивания термостата в закрытом положении при езде в городском трафике возможно повышение температуры антифриза, а в дальнейшем – и перегрев двигателя. При заклинивании в открытом положении температура в салоне будет низкой при езде на высоких передачах, в то время как при низкой скорости температура останется нормальной.
Засор радиатора отопителя
Радиатор печки может засориться по разным причинам, причем это может произойти как снаружи, так и изнутри. Например, снаружи радиатор может засориться за счет попадания пыли, листьев, насекомых через защитный кожух. Изнутри засорение происходит из-за грязи и отложений, которые могут появиться в системе охлаждения двигателя.
Засорение салонного фильтра
Сильно загрязненный салонный фильтр – одна из частых причин сбоев в работе печки. Многие водители относятся к нему довольно пренебрежительно, и долго не заменяют и не выбрасывают старый.
При этом следует помнить, что забитый фильтр является препятствием для поступления нагретого воздуха в салон. Кроме того, при засорении фильтра в салон может проникать пыль, споры плесени, которые скапливаются в самом фильтре.
Поломка мотора печки
Конечно же, мотор печки, как, собственно, и любая другая электродеталь ВАЗ-2114, со временем может сгореть. Однако прежде чем принять решение о его замене, необходимо проверить на работоспособность все предохранители, переключатель режима температур, а также реле зажигания. Если все указанные выше детали оказались в порядке, значит, дело все-таки в моторе.
Для произведения его замены необходимо сначала разобрать, а потом снять всю торпедо, перекрыть кран отопителя, а также слить тосол либо антифриз. Далее снимает все патрубки, вытаскиваем старый моторчик, а на его место устанавливаем новый. Как только работоспособность нового отопителя будет проверена, систему можно вновь заполнить той жидкостью, что была слита в начале этого процесса.
Профилактика отопительной системы автомобиля
сохраняйте радиатор чистым (регулярно пылесосьте, протирайте чистым лоскутом ткани, используйте спецсредства);
используйте качественный тосол (такой подход продлевает жизнь системе отопления и мотору);
меняйте антифриз минимум дважды в год (ориентируйтесь на рекомендации производителя);
своевременно меняйте салонный фильтр (печка выдает холодный воздух на ходу – проверьте фильтр);
регулярно смазывайте вентилятор;
установите в автомобиле градусник, если нет климатической системы (ориентир: при -25 градусах Цельсия нормой считаются +16 градусов Цельсия в ноги, +10 градусов Цельсия – вверху).
Отопительная система автомобиля надежно служит, если ухаживать за ней. Обязательно проверьте работу печки до наступления холодов, чтобы не столкнуться с отказом отопительной системы в мороз.
Что делать, если не работает моторчик отопителя
Иногда проблема с очень низкой температурой в салоне связана с тем, что моторчик отопителя не выполняет свои функции. Выявить его поломку можно следующим образом:
- запускаем двигатель автомобиля;
- используя блок управления системой отопления, переключаем режимы ее работы;
- если при переключении звук моторчика и скорость его вращения изменяется, значит все в порядке.
В противном случае потребуется выполнять диагностику всей системы, которая обычно указывает на следующие причины выхода моторчика из строя:
- из-за интенсивных нагрузок вышел из строя предохранитель;
- сломался переключатель режимов работы отопителя;
- окислились контакты в системе;
- повреждены провода, соединяющие систему отопления с бортовой сетью электроснабжения;
- сгорел сам моторчик.
Данная процедура должна выполняться строго в приведенной ниже последовательности:
- откручиваем декоративную накладку, расположенную непосредственно в салоне авто, со стороны водителя;
- отключаем провод, посредством которого осуществляется подача напряжения на электродвигатель;
- снимаем поводки дворников, которые не дают возможности добраться до моторчика отопителя;
- снимаем уплотнитель, расположенный сразу под панелью стеклоочистителей;
- демонтируем верхний защитный кожух электродвигателя и отключаем провода питания;
- разделяем электродвигатель на две части и аккуратно извлекаем его;
- монтируем исправную деталь и осуществляем сборку в обратном порядке.
Замена моторчика отопителя – процедура довольно сложная, поэтому если вы не имеете соответствующего опыта, имеет смысл обратиться в автосервис
При отсутствии такой возможности старайтесь выполнять все операции предельно осторожно, чтобы не повредить детали, расположенные в непосредственной близости от агрегата
Слабая подача тёплого воздуха, модернизация печки
Печка может дико раскалять поступающий на неё воздух, но до салона может доходить едва ощутимое тёплое дыхание отопителя. Все дело в негерметичности соединений воздуховодов, а их, к сожалению, достаточно много. Во-первых, рекомендуют загерметизировать первичные воздуховоды, между ними и самой печкой зачастую фиксируется утечка прогретого воздуха, он попросту греет моторный щиток.
Модернизация печки для ног водителя, об этом напишем отдельную статью. На фото наша редакционная машина.
Нужно проверять и герметизировать каждое место стыка пластиковых воздуховодов и их стыки с дефлекторами обдува салона и стекла. Особо разочаровавшиеся в заводской печке личности полностью выбрасывают стоковые воздуховоды и меняют их на гофрированные рукава, которых полно в строительных магазинах. Стыки при этом герметизируют монтажной пеной или моделином.
Конечно, работы море, но потраченное время стоит того — после модернизации абсолютно весь тёплый воздух будет поступать только по назначению.
Слабый поток воздуха
Такая причина возникает из-за сложности прохождения воздуха через каналы. На это влияет несколько факторов, которые подробно описаны ниже.
Салонный фильтр
При долгом использовании салонного фильтра возможен его засор, что приведет к снижению пропускной способности воздуха и, следовательно, к слабому потоку воздуха из печки.
Моторчик печки
В ВАЗ 2114 для нагнетания воздуха в печки используется двигатель постоянного тока, которой способен выйти из строя, что приведет к поломке. Так же довольно часто встречается, что двигатель не может работать на полную мощность из-за недостаточного напряжения. Для проверки необходимо замерить величину напряжения приходящего на двигатель, оно должно быть не менее 12В.
Печка не дует совсем, в чём проблема
При выходе из строя отопителя, можно сделать первичную диагностику неисправностей своими руками.
К сожалению, сложная система управления отопителем не оправдала себя, как устройство, позволяющее снять хлопоты с водителя и автоматически поддерживать заданный температурный режим. Вместо этого мы получили массу неприятностей и холодные салоны в мороз. Пойдём от простого к сложному и для начала разберём проблемы с электрическим двигателем отопителя. Здесь все более-менее просто:
- Предохранитель. Включаем печку, она не работает. Если нам повезло, то сгорел предохранитель. Отыскать его проще простого, сложнее выяснить причину его перегорания. 25-амперный предохранитель F18 находится в главном монтажном блоке, он же защищает цепь подсветки бардачка, обогрева заднего стекла и частично имеет отношение к прикуривателю, так что продиагностировать его выход из строя просто. А для того чтобы найти короткое замыкание, из-за которого он сгорел, придётся прозванивать все эти цепи — подсветки бардачка, обогрева заднего стекла, омывателя фар и прикуривателя.
Расположение предохранителя отопителя.
- Контакты. Очень частое явление на ВАЗ 2110 — отсутствие контакта на блоке управления отопителем или же на самом электродвигателе, нет контакта на провод питания на САУО. Придётся перебирать и зачищать все эти контакты.
Проверяем контакты на блоке управления отопителем и электродвигателе.
- Нагнетатель печки. Электродвигатель печки тоже невечный и может как просто перегореть, так и выйти из строя по другой причине. Чтобы проверить его работу, добираемся до контактов его питания и замеряем напряжение. Если на входе в двигатель фиксируем 12 В, дело в двигателе. Возможно, износились или подгорели щётки, возможно, подгорел коллектор двигателя или перегорела иди замкнула обмотка. В любом случае, возиться с ним никто не станет, просто заменим электродвигатель новым.
Проверяем систему автоматического управления отопителем
Система управления печкой тоже может выдавать сюрпризы. Они заключаются в том, что может не работать одна из скоростей, несколько, а может работать всего одна, самая мощная. При этом блок САУО не универсальный и подбирается в зависимости от года выпуска автомобиля:
Одной из причин выхода из строя печки может быть блок системы автоматического управления отопителем.
- 2110-8128020-03, цена 2300 рублей, применяется на десятках последних лет выпуска;
- 21102-8121020, цена 3100 рублей, устанавливался на машины с климатической установкой;
- 2110-8128020-02, около 2 тысяч, ставили на десятки первых лет выпуска;
- 2110-8128020-01, 1840 рублей, применялся на некоторых машинах до 2000 года выпуска.
Отопитель салона. Работа и устройство
Система отопления салона автомобиля включает в себя электровентилятор, патрубки подачи и циркуляции жидкости охлаждения, радиатор, запорную арматуру, воздухопроводы и воздушные заслонки. Элемент отопления расположен в корпусе передней панели.
К корпусу радиатора подсоединены два патрубка, через которые и происходит поступление жидкости в него. Движение ОЖ осуществляется под воздействием работы водяного насоса, системы охлаждения силового агрегата. В момент прогрева мотора происходит процесс теплообмена. Тосол забирает избыточное тепло от двигателя, тем самым охлаждая его. При открытой запорной арматуре горячая охлаждающая жидкость поступает в корпус радиатора отопителя, в тот же момент электровентилятор печки нагнетает на него холодный воздух. Таким образом, радиатор отдаёт своё тепло воздушному потоку, который в прогретом состоянии поступает в салон авто.
Для эффективной работы системы в зимний период нужно хорошо прогреть двигатель. Достаточно тридцати градусов, чтобы отопитель стал подавать в салон тёплый воздух. Включение системы сразу после запуска двигателя только увеличит время прогрева мотора и самого салона.
Бывалые водители рекомендуют включать вентилятор печки ВАЗ в момент, когда температура ОЖ достигнет пятидесяти градусов. Этот показатель наиболее эффективен при утреннем прогреве машины в мороз как двигателя, так и салона. В противном случае вы рискуете потерять драгоценное время и без толку сжечь топливо.