Неумелая эксплуатация дизеля
Несоблюдение правил использования, как ни странно — основная причина всех проблем. Масло положено менять каждые 7500 км. Эта цифра общая для всех, независимо от марки автомобиля. Потому как повышенное содержание серы в составе топлива приводит к скорому окислению масла и ухудшению его качеств. Чтобы снизить риск, применяемые масла должны соответствовать предписаниям. Если придерживаться этих условий, то частое промывание системы смазки делать не надо.
- Через 60000 км, но не позже, необходимо менять ремень привода.
- Топливная система имеет свойство загрязняться
Необходимо тщательно следить и не запускать этот процесс. Сливать отстой из фильтра, отвинчивая сливную гайку. А топливный бак хорошо промывать 1 раз в 6 месяцев. Один раз наглядно увидев, сколько в нём осадков, уже не захочется, чтобы он еще сильнее засорялся.
Одна из причин повреждений дизеля — это желание быстро запустить его любой ценой, даже если он «не хочет». Летняя солярка не зря так называется. Если залить её в мороз, то надо помнить, что при -5 градусах застывают парафины и топливо становится вязким. А детали топливной системы без соответствующей смазки соляркой будут работать всухую, что крайне вредно. Это и становится нередко причиной поломок. Пока этого не случилось, надо отправить машину в тепло и отогревать топливный аппарат.
Разбавлять солярку бензином можно только в крайних случаях. Некоторые автовладельцы говорят, что это не очень критично. Но при этом работа двигателя становится более жесткой. Солярка выполняет роль смазки для форсунок, а бензин не является смазкой.
Для разбавления дизтоплива подойдут антигелевые присадки. Они более бережно относятся к мотору и не влияют на его срок службы. Рекомендуют разбавлять солярку зимою керосином. Он совсем не оказывает негативного воздействия. А наоборот, сохраняет текучие свойства дизтоплива в любую погоду.
- Дизельный мотор не для высоких скоростей.
- Постоянные высокие обороты способствуют износу и быстро приближают ремонт.
- Дизельный двигатель необходимо прогревать всякий раз хотя бы 3-4 минуты.
Очень важный момент. Половина всех проблем в топливном аппарате происходит из-за качества топлива. И даже не химическое воздействие серы, а механические частицы и вода более опасны.
Советы и рекомендации
Как уже было сказано выше, срок службы дизельного мотора сильно зависит от качества работы системы питания. Нарушения и сбои в работе указной системы не только влияют на эксплуатационные характеристики, но и могут привести к быстрой поломке ДВС.
При этом важно понимать, что ремонт дизеля является достаточно дорогим по сравнению с аналогами на бензине. С учетом вышесказанного становится понятно, что диагностика топливной системы дизельного двигателя должна проводиться не только уже после появления неисправностей, но и в профилактических целях
Дело в том, что обнаружение проблем на начальной стадии позволяет избежать более серьезных поломок и дорогого ремонта. Обычно незначительные неисправности топливной системы быстро прогрессируют, что приводит к ремонту дизельных форсунок и топливного насоса высокого давления.
На многих СТО и сервисах по обслуживанию и ремонту дизелей имеется необходимое диагностическое оборудование для дизельных двигателей (механотестер, сканер и т.д.), что позволяет быстро проверить дизельную систему питания, производительность ТНВД при частичных и полных нагрузках, замерить давление топлива.
Воздушный вакуум (воздушная пробка) при подаче топлива и блокировка подачи топлива
Топливные фильтры являются важной частью дизельной топливной системы. Работа топливного фильтра заключается в удалении загрязняющих веществ из топливной системы до того, как они достигнут дизельных форсунок или дизельного тнвд
Срок службы дизельного фильтра зависит от качества топлива, которое проходит через него. Обычно топливный фильтр меняется при вашем ежегодном техническом обслуживании. Если фильтр дизельного топлива забился до очередного ТО, это указывает на то, что уровень загрязняющих веществ в топливе значительно выше нормы.
* Попадание воды – Вода может попасть в топливный бак через воздух и при определенной температуре окружающей среды конденсироваться внутри него. Так же вода может попасть в бак вместе с некачественным топливом.
* Попадание бензина – Это когда на заправочной станции по ошибке в ваш топливный бак залили бензин или само дизельное топливо оказалось некачественным и в нем присутствует бензин.
Немного об особенностях таких авто
Принцип конструирования дизелей не сильно отличается от бензиновых силовых агрегатов. Обеим конструкциям присуще наличие блока цилиндров, поршней, клапанов и других деталей. Отличие имеется только в усилении конструкции некоторых из них. Это необходимо делать потому, что давление при сжатии горючей смеси дизельного двигателя составляет около 20 единиц, против 10-12 у карбюраторных моделей.
Работа дизелей происходит немного не так, как у бензиновых агрегатов. Подача горючей смеси в зону сжатия подаётся раздельно. Первым в цилиндры поступает воздух и начинается его сжатие. Под конец этого процесса его температура достигает примерно 700°C, поэтому, когда происходит впрыск дизельного топлива под большим давлением, происходит его воспламенение.
В это время наблюдается резкое увеличение давление в зоне воспламенения, что сопровождается шумом и некоторой вибрацией. Такие особенности этих силовых агрегатов позволяют использовать недорогую солярку, работа происходит при сильно обеднённой смеси. Этим предопределяется более высокая экономичность и лучшая «экология» против бензиновых моторов. Правда, здесь действует оговорка, это возможно только при полностью исправном силовом агрегате.
Клапан EGR и датчики
Клапан рециркуляции отработанных газов – еще один элемент, который увеличивает расходы владельца автомобиля с дизельным двигателем. В старых моделях комплектующая очень проста с точки зрения конструктивного устройства, поэтому ее замена стоит дешево. Некоторые просто демонтируют эти клапаны. Но в современных двигателях они чрезвычайно сложны, громоздки, управляются электроникой и стоят дорого.
От водителя практически не зависит срок эксплуатации этого элемента. Клапаны изнашиваются из-за накопления углеродистых отложений, к чему приводит движения с непрогретым двигателем. Эти элементы не ремонтируются, а очистка не очень помогает в восстановлении работоспособности. Регенерированные клапаны уже не способны выполнять свои функции на прежнем уровне.
Помимо EGR, есть и другие датчики, отвечающие за работу двигателя, и их гораздо больше, чем в бензиновых аналогах. Речь идет о многочисленных датчиках, регулирующих процесс наддува, очистки выхлопных газов, подачи топлива, прогрева двигателя. При выходе из строя они только меняются на новые, а цена этих элементов находится на среднем уровне.
Падение тяги и мощности.
масломаслоСовременные дизельные двигатели по показателям мощности уступают бензиновым аналогам совсем немного. При этом обладают большей тяговитостью и экономичны. Падение мощности и тяги дизеля – далеко неоднозначный показатель. Дело в том, что механизм воспламенения солярки во многом отличается от воспламенения бензина. Солярка – гораздо более капризный вид топлива.
«Правильная» скорость ее горения в дизеле зависит от множества факторов: температуры, давления и даже влажности окружающего воздуха. Например, при подъеме на большие высоты, где выражено сильное разрежение воздуха и низкое атмосферное давление, потеря мощности дизелей будет более выраженной, чем бензиновых двигателей. Также, мощность и тяга дизеля во многом зависит и от качества топлива. Это особенно заметно при низких температурах.
Но, кроме всего, снижение тяги и мощности может быть следствием потери компрессии или неисправности топливной аппаратуры. И если двигатель перестал развивать необходимую мощность без влияния заморозков или замены топлива, – это и есть повод для полной диагностики во избежание скорой его гибели.
Конструктивные особенности дизелей
В прошлом дизельные двигатели не отличались хорошей мощностью, такой автомобиль можно было узнать по характерному тракторному рокоту. Неудивительно, что такие машины не пользовались спросом у покупателей. Однако с наступлением турбоэры ситуация существенно изменилась. Современные дизельные двигатели по своим показателям мощности даже превосходят бензиновые моторы, при этом они отличаются топливной экономичностью, а в отдельных случаях даже надежнее своих бензиновых собратьев.
Их отличные эксплуатационные характеристики достигаются за счет использования сложной системы подачи и распределения топлива, высокой степени сжатия, а также наличия одной или нескольких турбин. Такая конструктивная сложность и огромные нагрузки в процессе эксплуатации авто могут привести к различного рода поломкам автомобиля. Также требуется применять аккумулятор повышенной мощности, который из-за повышенной нагрузки не может похвастаться должной надежностью, требуя замены каждые 3-5 лет.
Частой причиной поломок таких дизельных двигателей является использование не слишком качественного топлива, из-за чего загрязняются форсунки, а вся топливная система требует очистки или дорогостоящей замены. Также нужно помнить о том, что солярка имеет более высокую температуру замерзания, поэтому перед наступлением холодов необходимо начинать заправляться специальным зимним или арктическим топливом. Если по какой-либо причине автовладелец пренебрегает необходимостью использовать такое топливо, это приводит к повреждению бензобака и всей топливной магистрали.
Свечи накаливания
Сами запчасти стоят копейки, но их замена требует серьезных затрат
Зачастую владелец обращает внимание на поломку, когда она провоцирует серьезные проблемы. В случае со свечами накаливания, их замена выполняется после поломки, к чему приводит проворот. Для установки нового элемента требуется частичная разборка мотора
Существуют технологии, позволяющие избежать этого, но их стоимость находится в топовом ценовом сегменте
Для установки нового элемента требуется частичная разборка мотора. Существуют технологии, позволяющие избежать этого, но их стоимость находится в топовом ценовом сегменте.
Поломку свечей накаливания невозможно предупредить или предусмотреть — это своего рода рулетка. Проблемы могут начаться через несколько тысяч или сотен километров пробега.
Причины засорения форсунок
Некачественное топливо — вот одна из главных причин поломки форсунок. Огромное количество смол, которые оседают внутри форсунок, снижают пропускную способность, они не позволяют герметично закрываться клапанам, и тем самым меняется угол струи впрыскиваемого топлива.
При запуске двигателя в зимнее время, вышедший из строя клапан, является причиной переобогащения смеси, вследствие чего происходит повышенный расход топлива и повышается токсичность отработавших газов. При некорректном распылении топлива происходят нарушения в процессе смесеобразования, а это является первой причиной ухудшения практически всех показателей двигателя.
Засорение форсунок происходит при использовании поддельных топливных фильтров, либо же если просто авто-владелец забыл поменять во время фильтр.
При давлении в системе топлива может просто произойти разрыв фильтра, и грязь, естественно, попадёт в форсунки.
Измерение компрессии
Второй метод диагностики дизеля предусматривает исследование отклонений в величинах некоторых эксплуатационных показателей движков, использующих в качестве топлива солярку. Для этого измеряют необходимые параметры и сопоставляют их с нормативными данными, изложенными в технической документации.
К сожалению, размер настоящей статьи не допускает подробного описания всех необходимых манипуляций, требуемых для выполнения замера компрессии. Отметим лишь, что для этого используется специальное приспособление. Особый инструмент, называемый компрессиметр способен предоставить достаточно точные показания искомой величины.
Сравнивая их с нормативными данными, можно обнаружить следующие неисправности в дизельном агрегате:
- чрезмерный износ деталей поршневой группы, что грозит капитальным ремонтом силовой установки;
- проблемы в клапанной системе обычно решаются регулировкой тепловых зазоров. Если выполненные действия не вызвали увеличение компрессии до оптимального уровня, принимают меры по притирке клапанов. Чаще всего это способствует восстановлению нормальной работы системы. В противном случае необходимо произвести ремонт седел клапанов.
Определить, какая из перечисленных неисправностей вызвала падение уровня компрессии, можно заливкой небольшого количества моторного масла в каждый из цилиндров. После этого повторно выполняют замеры. Увеличение показателей свидетельствует о неполадках в поршневой группе.
Свечи накала
Проблема с запуском двигателя может свидетельствовать о неполадках свечей накала, которые отвечают за запуск силового агрегата. Не редкость также и другие неисправности системы питания дизельного двигателя, которые могут привести к серьезным последствиям.
В соответствии с требованиями большинства автопроизводителей, необходимо проводить замену свечей накаливания каждые сто тысяч километров. В том случае, если автовладелец пренебрегает этим требованием, неизменно возникают проблемы в работе силового агрегата. Может увеличиться расход топлива, а форсунки быстро загрязняются и выходят из строя.
Дизель дымит на холодную
Появление серого дыма – привычный атрибут холодных запусков для многих владельцев автомобилей с дизельным двигателем. Причиной дыма на холодную может стать одна либо совокупность следующих неисправностей:
- Низкая компрессия. Воздух в камере сгорания разогревается недостаточно, из-за чего впрыскиваемая порция топлива полноценно не сгорает. Дымность дизельного двигателя связана с высоким содержанием в выхлопных газах паров несгоревшего топлива.
- Неисправность системы предпускового подогрева. Свечи накаливания необходимы не только для предварительного разогрева камеры сгорания перед запуском, но и для лучшего сгорания топлива в первые минуты работы двигателя. Продолжительность их включения зависит от заложенного конструкторами алгоритма, в котором учтена нагрузка на мотор, температура охлаждающей жидкости, заборного воздуха и т.п. Если одна либо сразу несколько свечей накаливания будут неисправны, топливо в соответствующих цилиндрах будет сгорать неполноценно. При этом заметен не только серый дым из выхлопной трубы, но и неравномерность работы двигателя, повышенная вибрация.
- Подклинивание системы рециркуляции отработавших газов (EGR/AGR). Если клапан канала обратного подвода выпускных газов не будет полностью закрываться, выхлоп попадает обратно во впускной коллектор и вытесняет часть свежего воздушного заряда. При этом снижается температура в камере сгорания, вследствие чего появляется дым с серым оттенком.
- Неправильная работа топливных форсунок. Значительное отклонение от эталонных характеристик приводит к увеличенной цикловой подаче. Большая порция топлива не сгорает полноценно, что и ведет к высокой концентрации несгоревшей солярки в выхлопных газах.
- Слишком поздний угол впрыска. В системах с электронным контролем угла впрыска неисправность случается вследствие неправильной установки меток ГРМ или дефекта в работе регулятора момента впрыска. На авто с механическим ТНВД или насосом высокого давления со сравнительно простым мехатронным исполнением, на угол впрыска влияет правильная позиция шестерни ТНВД относительно коленчатого и распределительного вала.
- Дефект в работе датчика массового расхода воздуха, датчика абсолютного давления во впускном коллекторе. Если показания датчиков значительно отличаются от фактической массы свежего воздушного заряда, цикловая подача будет рассчитана неверно, что может привести к переливу и плохому горению топлива в цилиндрах.
Форсунки «плюются» соляркой.
Солярка распыляется в цилиндры дизеля под очень высоким давлением. Любое нарушение впрыска влечет за собой нарушения в работе всего дизеля. Если по какой-то причине форсунка не может осуществить впрыск необходимой порции топлива, то для сброса давления в топливной магистрали имеется специальный клапан, который открываясь, отводит излишки топлива в сливную магистраль.
Один из самых доступных способов проверки топливной аппаратуры дизеля – определение количества солярки, стекающей от форсунок в «обратку». Для этого необходимо взять несколько двадцатикубовых медицинских шприцев по количеству цилиндров. Затем, выдвинуть поршень у каждого из шприцев, а сами шприцы присоединить к сливным патрубкам форсунок, после чего запустить дизель и дать поработать ему на холостых оборотах 5 – 7 минут. После чего измерить количество солярки, попавшей в каждый шприц. В норме в каждом шприце должно быть не больше 5 мл дизельного топлива. Большие показатели могут свидетельствовать о засорении игл форсунок, а также о других неисправностях системы впрыска.
Особенности ремонта дизельного мотора
С первой минуты появления дизельного двигателя, пришедшего как альтернатива бензиновому для легковых автомобилей, не прекращаются споры о том, какой силовой блок лучше. Мнение водителей-профессионалов с большим стажем работы, которые утверждают, что моторы, как дизель, так и бензин не должны сравниваться по техническим характеристикам, в расчет не берутся.
Ремонт дизельных моторов отличается от бензиновых тем, что всегда используется специальное оборудование и тестовые стенды от производителя. Если бензиновый мотор можно перебрать в гараже, то дизельный агрегат в домашних условиях можно только диагностировать.
Во время диагностики главное внимание уделяется измерению давления в цилиндре на такте сжатия и давлению моторного масла. Разборка мотора происходит на стенде. После демонтажа с автомобиля сливаются все рабочие жидкости
Если силовой блок вынимается вместе с коробкой передач, отсоединяются: проводка, воздухоотводы, ГУР, топливные патрубки, воздушный и масляной фильтр, трос газа, гидротрансформатор
После демонтажа с автомобиля сливаются все рабочие жидкости. Если силовой блок вынимается вместе с коробкой передач, отсоединяются: проводка, воздухоотводы, ГУР, топливные патрубки, воздушный и масляной фильтр, трос газа, гидротрансформатор
Разборка мотора происходит на стенде. После демонтажа с автомобиля сливаются все рабочие жидкости. Если силовой блок вынимается вместе с коробкой передач, отсоединяются: проводка, воздухоотводы, ГУР, топливные патрубки, воздушный и масляной фильтр, трос газа, гидротрансформатор.
Все демонтированные узлы с мотора моются или вручную или в пескоструйной машине и проверяются на степень износа.
Для дизельных двигателей главной особенностью остается ремонт головки блока цилиндра и правильный подбор прокладки ГБЦ.
Компьютерная диагностика
Обследование состояния электронных систем дизельного мотора выполняется на специальном оборудовании. В домашних условиях проведение подобных мероприятий невозможно, поскольку требуется особый компьютер-сканер. Достаточно сложное высокотехнологичное приспособление осуществляет многоступенчатую диагностику двигателя, поочередно обследуя функциональность топливной и управляющей систем агрегата.
Подобное исследование состоит из нескольких фаз, практически равноценных по значимости:
- проверка работоспособности электрических компонентов форсунок;
- оценка показаний всех температурных датчиков, оснащающих мотор;
- измерение величин компрессии в блоке цилиндров;
- установление показателей вакуумных преобразователей.
Умный сканер объединяет полученные данные о выявленных неисправностях и выводит актуальные сведения на монитор. Тщательный анализ причин появления обнаруженных дефектов позволяет компьютеру определить оптимальные способы их устранения.
Дизельный инжектор – прорыв газов через уплотнительную шайбу распылителя
Прорыв газов дизельного инжектора можно определить по одному или сочетанием следующих симптомов. Сложный или тяжелый запуск / неравномерная работа / неустойчивый тик или холостой ход / черный дым при ускорении / черный нагар вокруг форсунок. Прорыв газов дизельной форсунки возникает, когда уплотнение дизельной форсунки неправильно установлено на головке цилиндров.
Иногда можно вылечить эту проблему дизельного инжектора, сняв форсунку, очистив инжектор от нагара и установив новую медную уплотнительную шайбу и заново установить инжектор.
В некоторых случаях это не всегда приводит к исправлению пропуска газов дизельной форсунки из-за того, что посадочное место в головке цилиндра разрушается выходящими газами сгорания, что приводит к повреждению посадочного места.