Кулиса переключения передач: назначение, устройство, регулировка кулисы КПП
Многие водители в процессе эксплуатации ТС рано или поздно сталкиваются с различными неисправностями автомобиля. Что касается коробки передач, кроме самой КПП, с пробегом нередко внимания требует кулиса коробки передач, особенно в случае с МКПП.
На практике кулиса АКПП также может работать со сбоями, однако именно на механике кулиса МКПП выходит из строя заметно чаще. Далее мы поговорим о том, что такое кулиса в коробке передач, как работает механизм, а также какие неисправности кулисы КПП обычно встречаются.
Кулиса коробки передач: устройство и принцип работы
Начнем с того, что название кулиса является обиходным. На самом деле данный элемент специалисты называют тягой привода управления коробки передач. Сама кулиса является достаточно крепкой деталью, однако конструкция состоит из нескольких составных элементов, что несколько снижает надежность.
При этом кулиса в МКПП может изнашиваться достаточно быстро, так как езда на механике, в отличие от АКПП, предполагает постоянную работу с рычагом переключения передач. Обычно срок службы составляет около 100-150 тыс. км., однако проблемы могут появиться раньше.
Как уже было сказано выше, кулиса состоит из нескольких деталей, причем выработка или поломка любой из них приводит к тому, что работоспособность всего механизма будет нарушена. Также кулиса в автомобиле страдает от таких факторов, как попадание пыли, грязи, влаги, недостаточное количество смазки и т.д.
Перейдем к устройству кулисы КПП. Сразу отметим, каждый производитель стремится повысить надежность, а также добиться четкости и легкости включения передач, уменьшить люфты и т.п. В результате конструкция данного механизма на разных авто может отличаться. Однако можно выделить основные (базовые) элементы в устройстве кулисы КПП:
- рычаг КПП;
- тяга передач;
- вилка и палец вилки;
- сальник вилки;
- фиксатор сальника;
Если же с механизмом возникают проблемы, признаки неисправности кулисы проявляются достаточно отчетливо. Как правило, неполадки кулисы приводят к возникновению определенных трудностей при переключении передач КПП.
Среди основных проблем стоит выделить:
- люфты рычага переключения передач;
- затруднения при переключении передач, когда к рычагу нужно приложить больше усилий;
- стук или хруст при работе рычагом;
- передачи не включаются или включается не та передача, которую выбрал водитель (пропала четкость включения передач);
Сразу отметим, некоторые люфты по мере износа допустимы, однако значительное их усиление не только снижает комфорт эксплуатации, но и может стать причиной более серьезных поломок.
В остальных случаях, когда нужные передачи включаются с большим усилием или передачу невозможно включить, необходима профилактика кулисы и регулировка, замена или ремонт, так как езду с поврежденной кулисой вполне можно считать крайне небезопасной.
Регулировка кулисы КПП
Как правило, при возникновении тех или иных проблем с КПП и переключением передач, необходимо начать с регулировки кулисы. Указанная регулировка кулисы является штатной операцией, не требующей особых денежных затрат.
- На начальном этапе следует убедиться, что кулиса рабочая, то есть узел может иметь определенную выработку, но при этом должна сохраняться его полная функциональность.
- Далее автомобиль следует загнать на яму или поднять на подъемнике, поставить на ручник, под колеса при необходимости подставляются противооткатные упоры.
- Теперь можно переходить к чистке кулисы. Двигатель должен быть заглушен. Кулису КПП нужно почистить от грязи, затем смазать кулису подходящей смазкой.
- Регулировку кулисы можно провести по задней передаче. Чтобы отрегулировать кулису по задней передаче, сначала на ней нужно ослабить хомут, затем перевести рычаг коробки в положение, когда задняя включается лучше всего. Теперь хомут можно затянуть.
Добавим, что выше были приведены общие рекомендации касательно регулировки кулисы. На разных авто могут возникать определенные отличия. Чтобы выполнить работу качественно, необходимо заранее изучить мануал для конкретной модели.
Подведем итоги
Как видно, кулиса МКПП постоянно подвергается различным нагрузкам, на нее оказывают влияние внешние факторы и т.д. По этой причине даже такой относительно простой и достаточно надежный механизм требует выполнения периодических работ по очистке, смазке и регулировке.
Если же регулировка не дает желаемого результата, тогда потребуется менять отдельные элементы в конструкции или заменить весь механизм в сборе. При этом нередко только замена кулисы позволяет добиться мягкости хода рычага КПП и одновременно четкости включения передач.
Рычаг МКПП
Характерной чертой управления механической коробкой передач является необходимость переключения скоростей вручную. И именно для выбора нужной передачи служит рычаг КПП.
Расположение
На подавляющем большинстве современных автомобилей (как отечественных, так и зарубежных моделей) рычаг МКПП имеет напольное дистанционное расположение. Сам рычаг связан с коробкой передач при помощи кулисы — расположенных вне корпуса коробки специальных тяг, а также тросиков и валика. Такая конструкция обеспечивает удобное и легкодоступное водителю положение рычага.
Стоит также упомянуть и о подрулевом рычаге МПКПП. В этом случае он расположен непосредственно на рулевой колонке. Подобный механизм был довольно популярен в США и Европе, начиная с конца 1930-х годов, а также встречался и на отечественных автомобилях («Волга» ГАЗ-21). Многие автолюбители оценивают подрулевой рычаг как более удобный, отмечая, что при переключении передач не приходится каждый раз к нему тянуться. Однако существенны и недостатки подобной трансмиссии: повышенный износ тяг, низкая четкость и скорость выбора передачи, возможны неполное включение и выключение передач, самопроизвольное «выбивание» передачи и даже полное заклинивание тяг.
Особенности рычагов
Рычаги могут различаться по длине. В современном автомобилестроении прослеживается тенденция к уменьшению длины рычага. Если раньше на легковых автомобилях можно было встретить рычаги, длина которых достигала порой тридцати сантиметров, то сегодня производители, стремясь сделать каждую деталь как можно эргономичнее, используют рычаги куда короче.
Набалдашник рычага может иметь круглую, овальную или цилиндрическую форму. Таким образом, производители экспериментируют с формой для того чтобы водителю было комфортнее переключать передачи. Как правило, набалдашник выполняет и информационную функцию – на нем изображена схема переключения передач на данном автомобиле.
При тюнинге автомобиля на рычаг может устанавливаться утяжеленный металлический набалдашник. Это облегчает быстрое переключение передач – такой рычаг достаточно слегка подтолкнуть, а дальше он продолжит движение по инерции, за счет веса набалдашника.
Схемы переключения передач
При выборе конкретной передачи рычаг КПП наклоняют в продольной (вперед-назад) и поперечной (влево-вправо) плоскостях. Качением рычага влево-вправо выбирается вилка переключения передач. И затем, толкая рычаг вперед или назад, водитель при помощи выбранной вилки сдвигает в нужном направлении синхронизатор или муфту, включая тем самым ту или иную передачу. В нейтральном положении рычаг удерживается одной или несколькими пружинами.
В большинстве случаев на автомобилях c четырехступенчатой МКПП первая и вторая, третья и четвертая передачи расположены друг напротив друга, а задняя включается либо перемещением рычага вправо и назад, либо вправо и вперед.
В случае пятиступенчатой трансмиссии добавляется пятая передача, обычно, чтобы включить её необходимо наклонить рычаг вправо и затем перевести его вперёд.
Многие европейские автомобили, (в том числе переднеприводные ВАЗы), используют другую разновидность этой системы переключения, в которой задняя передача включается движением «влево-вперёд». Здесь становится актуальным вопрос непреднамеренного включения задней передачи вместо первой. Чтобы этого не произошло, производители предусматривают различные системы блокировки такого включения. Отключение блокировки осуществляется утапливанием рычага «внутрь», нажатием и удержанием специальной кнопки, либо поднятием кольца, расположенного непосредственно на ручке рычага КПП.
Стоит отметить, что схемы включения передач одинаковы для автомобилей как с левым, так и с правым рулем.
Вопросы эксплуатации
Пожалуй, основными проблемами, с которыми сталкиваются автолюбители при эксплуатации рычага КПП, являются его дребезжание и вибрация. И, конечно же, чаще этим грешит продукция АВТОВАЗа.
Дребезжит обычно сама ручка рычага. При этом если прижать ее рукой, дребезжание прекращается. Подобный дефект легко устраняется стачиванием на 3 мм втулки крепления рычага.
От вибрации рычага избавиться несколько сложнее. Вибрация передается на рычаг по тягам от силового агрегата. Как правило, это конструктивная особенность той или иной модели конструктивная особенность, и для окончательного устранения проблемы необходимо менять весь привод переключения передач. На автомобилях, в которых механизм привода тросовый, сложностей с вибрацией не возникает.
Регулировка и ремонт
Бывает так, что в процессе эксплуатации хомут, зажимающий тягу на шарнире, послабляется из-за чего происходит разрегулировка. Отрегулировать же кулису передач несложно. Для этого необходимо:
- Установить на КПП нейтраль (на некоторых авто нужно включить конкретную передачу).
- Ослабить хомут тяги.
- Установить правильную позицию рукоятки в салоне (на определенных моделях имеются установочные отверстия, позволяющие зафиксировать рычаг в нужном положении).
- Хорошо зажать хомут.
Это общая технология регулировки. Для выполнения операции на определенной марке авто необходимо узнать все особенности проведения работ.
Если регулировка не помогла, придется делать глубокую ревизию состояния кулисы для выявления изношенных элементов из их замены. Отремонтировать механизм включения можно двумя способами: купить ремкомплекты и восстановить штатный механизм или просто его заменить в сборе.
Тюнинг ручки КПП своими руками
Достаточно часто тюнинг коробки передач делают с целью придания ей большей эргономичности, оригинальности либо при необходимости обновить изношенные обшивку и набалдашник рычага. Автовладельцы меняют рычаг, обшивают рукоятку кожей или же меняют её, делают в форме бильярдного шара либо же другой фигуры. Вариантов усовершенствования может быть много. При этом такой тюнинг может сделать практически каждый в своём автомобиле, вне зависимости от того, у вас коробка автомат или механика. Для того чтобы осуществить тюнинг ручки КПП, необходимо совсем немного, а именно купить или изготовить ручку. Рассмотрим, как осуществить разные виды тюнинга рычага переключения коробки передач своими руками.
Тюнинг ручки КПП — это довольно несложная и популярная процедура
Обшивка кожей защитного чехла и набалдашника рычага
Достаточно популярный вид усовершенствования ручки переключения передач — замена защитного чехла и набалдашника на кожаный. Что для этого потребуется? Кожа или качественный кожзам, нитки, ножницы, иголка, шило и желательно напёрсток.
Первым делом снимаем чехол и рукоятку. Как правило, рукоятка откручивается или же снимается небольшим усилием вверх. Сам защитный чехол крепится при помощи четырёх защёлок.
Сначала необходимо сделать выкройку. Для этого можно пустить в ход ваш прежний чехол. Учитывая жёсткость кожи, можно дырки под шов проколоть шилом или же использовать большую иголку. Также для того чтобы всё получилось красиво, при сшивании нужно следить за тем чтобы стежки получились ровными. Закрепляющий пластик снизу чехла можно просто приклеить. После этого устанавливается защитный чехол обратно и закрепляется при помощи тех же 4 защёлок.
Дальше переходите к обшивке рукоятки. Перед тем как вырезать заготовки из кожи для сшивания, желательно сделать выкройки. Для этого можно обмотать ручку чем-то, к примеру, обычной плёнкой, а потом обклеить клейкой лентой. Дальше делаете разметку обычным фломастером и разрезаете на 2 части. Так вы получите форму для выкройки. Далее переносите всё бумагу, обведя форму по контуру, вырезаете и только после этого переносите всё на кожу. После того как вырезали заготовку из кожи, делаете шилом дырки под стежки и сшиваете уже на рукоятке.
Как изготовить набалдашник ручки КПП в форме бильярдного шара?
Достаточно часто автовладельцы, желая придать своему авто оригинальности, меняют набалдашник. Очень популярным видом тюнинга ручки КПП своими руками считается замена её набалдашника на круглый, в форме бильярдного шара № 8. Проще всего для таких целей купить ручку АКПП Momo в магазине. Её набалдашник — это ваша заветная восьмёрка.
https://youtube.com/watch?v=zBqbQ7HlOjk
Или же можно взять обычный бильярдный шар. Для того чтобы его установить, достаточно высверлить в нём отверстие нужного диаметра и поставить на автомобиль. Однако далеко не у каждого он есть дома, а приобретать весь комплект ради одного единственного шарика нерационально. Тогда остаётся одно, попытаться сделать всё самостоятельно.
Для того чтобы сделать всё самостоятельно, понадобится заготовка в форме шара, так как сделать идеально ровный шар достаточно сложно с ноля. Для этих целей можно использовать обычную детскую погремушку или же другую круглую деталь.
Рассмотрим, как сделать набалдашник с обычной погремушки. Поверхность шара затираете наждачной бумагой, заливаете эпоксидной смолой. После того как шар стал жёстким, покрываете грунтовкой в несколько слоёв, и после её высыхания просто рисуете круг и восьмёрку на шаре обычным маркером. После этого покрываете шар чёрной краской в несколько слоёв и после высыхания сверху наносите лак. Когда всё высохнет, остаётся лишь просверлить дырку в шаре и закрепить его на ручке.
Выводы
Вариантов сделать тюнинг ручки КПП сегодня очень много. Выше рассмотрены только некоторые из самых простых и доступных для каждого способов тюнинга. Помимо оригинальности, нередко водители желают сделать свой автомобиль более эргономичным, смещают коробку передач либо же стараются усовершенствовать сам механизм переключения, делают модернизацию коробки и трансмиссии. Большинство работ по тюнингу ручки выполняются достаточно просто в условиях своего гаража. Однако для того чтобы модернизировать свой автомобиль, а именно сделать тюнинг АКПП или МКПП, внести изменения в их технические параметры, откорректировать их работу, нужны особые знания и навыки, иначе есть шанс всё испортить. Именно потому более сложные виды тюнинга лучше доверить профессионалам в мастерской.
Лучшие цены и условия на покупку новых авто
Устройство однорычажных смесителей
Однорычажные смесители — относительно молодая разработка в области сантехники, завоевавшая доверие и популярность у потребителей. Такие краны называют еще «однорукие» или «однозахватные». В эксплуатации они очень просты: управление температурой и напором воды осуществляется одной рукой. Понимание особенностей устройства смесителя поможет легко справиться с его разборкой и ремонтом. Элементы однорычажного смесителя:
- рычаг управления (рукоятка);
- регулятор струи (носик);
- корпус;
- фиксатор (крепление);
- керамический картридж или шаровый механизм;
- силиконовые или резиновые прокладки;
- круговая гайка;
- гибкие шланги для подачи воды.
По внутреннему устройству однорычажные смесители могут быть:
- Шаровые. Устройство шаровых рычажных смесителей подразумевает наличие в конструкции полого стального шара с тремя отверстиями – смесительной камеры. Два отверстия принимают горячую и холодную воду, которая смешивается внутри. Третье – выдает уже теплую воду. В движение шарик приводит рукоятка. Смещаясь, шар позволяет регулировать температуру воды и напор струи.
Оптимальный режим нагрузок и правила эксплуатации компонентов
Рычаги могут ходить очень долго при соблюдении рекомендаций по эксплуатации автомобиля. Детали очень боятся ударных нагрузок, особенно, если изношены другие элементы подвески. Например, вы попадаете колесом в яму на большой скорости при просроченных амортизаторах, изношенных сайлентблоках и проставках. Скорее всего, рычаг лопнет и приведёт подвеску в негодность. При этом водителю придётся менять не только повреждённый компонент, но и сочленённые с ним детали.
На машинах используется два типа изделий — стальные рычаги и легкосплавные рычаги.
Первые более неприхотливы в обслуживании. Главная задача автовладельца — установить корректные межсервисные интервалы и периодически обслуживать деталь: осматривать, чистить от ржавчины, менять расходные материалы подвески и уплотнители.
Легкосплавные изделия обеспечивают снижение массы автомобиля, при этом сохраняя нужные показатели жёсткости и энергоёмкости. Однако легкосплавные части эксплуатируются по принципу «отработали — выкинул». К сожалению, они практически не пригодны к текущему и капитальному ремонту. Инженеры стараются компенсировать этот недостаток увеличенным ресурсом запчастей.
Причины замены
Есть несколько ситуаций, когда владельцу ВАЗ 2109 приходится или хочется влезать в конструкцию КПП и конкретно работать с кулисой:
- Вытекает масло из-за поврежденного сальника кулисы. Его требуется обязательно заменить;
- Вышла из строя старая кулиска;
- Длинноходку хочется поменять на короткоходку в виду ее преимуществ.
Теперь к вопросу о том, когда замена или ремонт кулисы — это вынужденная мера.
- Существенно увеличился люфт селектора КПП.
- Передачи переключаются с трудностями, при смене скорости появляются посторонние звуки.
- Передачи удается переключить, но с большим прикладываемым усилием.
- Скорости меняются некорректно. Вместо одной включается совсем другая.
- Все или часть передач вовсе невозможно включить.
Даже если возникший люфт пока незначительный, желательно сразу приступить к ремонту или поменять полностью кулиску.
Замена сальника
Если вы обнаружили, что масло в КПП постепенно исчезает, заподозрить в этом можно именно сальник кулисы. Ничего другого не остается, кроме как поменять элемент.
- Первым делом купите новый сальник штока переключения скоростей. Стоит он около 70-100 рублей.
- Слейте масло из коробки, подготовив заранее чистую емкость. Это на тот случай, если будете обратно заливать то же масло. Хотя перед вами отличный повод заодно поменять трансмиссионную смазку.
- Чтобы масло лучше вытекало, открутите предварительно пробку заливки или извлеките шестерню спидометра. Слив масло, закрутите крышку обратно.
- Залезаем под автомобиль и отсоединяем крепежи карданчика рычага КПП.
- Стяните пыльник с карданчика, открутите болты его крепления к штоку переключения скоростей. Проблемный крепеж, с которым придется повозиться.
- Сняв карданчик, демонтируйте пыльник штока.
- Извлекаем поврежденный сальник при помощи шила или подходящих подручных инструментов. Тут главное сам шток.
- На место старого сальника монтируем новый, вдавливаем трубкой соответствующего диаметра.
- Верните на место пыльник, прокрутите карданчик.
- Учтите, болт фиксации карданчика к штоку является регулировочным. Потому закручивайте его точно так же, как было до демонтажа. Иначе некоторые скорости могут не включаться.
Сальник
После проделанной работы не забудьте проверить результат.
Замена карданчика
Практика показывает, что при возникновении проблем с кулисой вовсе не обязательно полностью ее менять.
У ВАЗ 2109 есть своя болезнь, слабое место — это кардачник кулисы. Его замена на аналог от Калины позволит решить проблему, превратить недостаток в достоинство.
Карданчик
Инструкция по замене карданчика следующая.
- Двумя накидными ключами на 13 открутите хомут, который относится к тяге привода переключателя скоростей.
- Оттяните отверткой пыльник, двигаясь к коробке. Если хотите, снимите его полностью. Так он точно не помешает в процессе ремонта.
- Ключом на 10 открутите болт фиксации на кардане.
- Молотком нанесите несколько аккуратных, не сильных ударов, чтобы сбить кардачик с вала. Пыльник убирайте в сторону, если не сделали это ранее.
- Меняем старый карданчик на деталь от Калины. Она более надежная, эффективная и долговечная.
- Для обратной сборки вам потребуется помощь товарища. Не спешите сразу в конце затягивать хомут.
- Помощник будет из салона выставлять положение рычага КПП в оптимальных точках. Сначала нужно поймать центр, затем отвести рычаг немного вправо, пока вы снизу будете затягивать хомуты.
- Проверьте, хорошо ли включаются передачи. Если да, то продолжаем сборку узла и проверяем обновленную КПП в условиях реальных дорог.
Опыт владельцев ВАЗ 2109 показывает, что при проблемах с кулисой зачастую суть кроется в неудачном заводском карданчике. Поменяв его на аналог от Калины, вам удастся избавиться от дискомфорта и продолжить уверенно эксплуатировать свой автомобиль. Заменив карданчик, конструкция КПП существенно улучшится.
Регулировка
Поменяв кулису или карданчик, следует обязательно отрегулировать работу узла.
- Включите заднюю передачу, ослабьте натяжение хомута.
- Выставьте селектор коробки в положение, в котором он в идеале должен располагаться при включении заднего хода.
- Затяните хомут обратно.
- Аналогичная операция выполняется с остальными скоростями.
Бывают ситуации среди владельцев ВАЗ 2109, когда со включением задней передачи возникают сложности. Здесь может помочь регулировка.
- Установите рычаг коробки на первую передачу;
- Ослабьте хомут кулисы;
- Проверните привод кулисы против часовой стрелки;
- Поворачивайте привода, пока селектор не прижмется к пластиковому стопору задней передачи. Это вы ощутите без проблем;
- Уперевшись в стопор, затяните под днищем хомут. Все, регулировка выполнена.
Процесс регулировки
Рычаг переключения передач – устраняем недуги системы
Иногда перед автомобилистом встает вопрос, почему болтается рычаг переключения передач, однако прежде чем на него ответить, следует четко представлять, что собой представляет данный элемент КПП, его устройство и какие функции он выполняет.
Рукоятка рычага переключения передач, или какова конструкция системы?
Особенностью всех механических коробок переключения передач является необходимость ручного воздействия на рычаг. Можно считать, что как раз он и выполняет важнейшую функцию в определении скоростного режима вашего перемещения. А значит, без него управление транспортным средством становится просто невозможным. Принцип работы рычага довольно прост: наклоняя в продольном и поперечном направлениях, вы устанавливаете его в положение, которому соответствует определенная скорость.
Рукоятка рычага переключения передач соединена с синхронизатором посредством вилки, положение которой передает информацию о номере выбранной скорости. Синхронизатор выставляет шестерни коробки передач так, чтобы вырабатываемая мощность мотора позволила двигать авто с заданной скоростью. В случае, когда положение рычага соответствует нейтральной передаче, его удерживают пружины. Схема переключения скоростей часто изображена на головке рычага.
Как может располагаться рычаг переключения передач?
Расположение рычагов КПП может быть как напольным, так и подрулевым. И несмотря на то, что последнее считается более удобным в эксплуатации, тем не менее, в большинстве случаев производители авто отдают предпочтение первому варианту. Это обусловлено некоторыми недостатками подрулевого расположения, среди которых: низкая скорость и четкость, вероятность неполного включения передач, тяги изнашиваются намного быстрее, иногда возможно их заклинивание, а также и «выбивание» передачи.
А ведь при этом в обоих вариантах устройство рычага переключения передачи остается одинаковым. Различия могут быть только в длине, причем если раньше она могла достигать даже 30 см, то сегодня заводы-изготовители стремятся сделать ее как можно меньше, устраняя слишком большой ход рычага переключения передач. Поэтому с напольным расположением существенно ничего не изменится в конструкции, но поломок станет заметно меньше.
Скрип рычага переключения передач и другие неполадки
Из всего вышесказанного ясно, что данная деталь является одной из самых важных во всей коробке переключения передач, и если она вышла из строя, то управлять таким транспортным средством становится опасно для жизни. Наиболее распространенными причинами, по которым может произойти такое ЧП, являются либо механические повреждения, либо же последствия некорректной эксплуатации. Приведем несколько поломок, которые вы легко обнаружите самостоятельно.
Следует знать, что ручка рычага переключения передач должна перемещаться свободно, без заеданий. В случае же, когда возникают трудности в выполнении данного действия, скорее всего вышла из строя сферическая шайба или же шаровая опора. Их необходимо заменить в срочном порядке. Также о неисправности говорит и скрип рычага переключения передач. Если же происходит самопроизвольное выключение, значит, обязательно стоит проверить пружину, вполне возможно, что она попросту соскочила.
Как произвести ремонт рычага переключения передач?
В любом случае, что бы ни произошло, ремонт рычага переключения передач предполагает замену вышедших из строя деталей, а без его полного снятия сделать такое будет невозможно. С этой целью демонтируется пластиковая защитная пластина и освобождается обойма шарниров. После чего необходимо отвести в сторону реактивную тягу и снять целиком весь рычаг. Но для того, чтобы освободился доступ ко всем пластмассовым втулкам и оси, нужно обязательно снять чехол для рычага переключения передач.
Чтобы заменить пружину, ее необходимо вытащить, а для этого нужно демонтировать стопорное кольцо и шарнир с рычагом. В случае, когда не обойтись без замены шаровой опоры, следует аккуратно раздвинуть пальцами сферическую шайбу и вынуть износившуюся деталь. При этом, устанавливая новую, смажьте ее.
Тяги же меняются следующим образом. В нижней части авто находится хомут, следует ослабить его затяжку. Дальше нужно отсоединить его от шарниров и, раскрутив гайку крепления, можно свободно вытянуть тягу. Монтаж новой осуществляется в обратном порядке. Таким образом, заменив все испорченные элементы на новые, можно ездить спокойно. При этом не забывайте, что периодически необходима и регулировка рычага переключения передач.
Расположение устройства и характеристики
Рычаг КПП ВАЗ 2107 располагается непосредственно в салоне автомобиля. Применяется он для того, чтобы иметь возможность переключения передач во время передвижения. Выходит из строя рычаг коробки передач исключительно в редких случаях, а причиной этого является халатное отношение к изделию. Если изделие выходит из строя, то требуется осуществить его замену. Но прежде чем проводить замену, необходимо снять рассматриваемое изделие. Как снять его, а также провести замену на «семерке», выясним детальнее.
На «семерке» ручка переключения скоростей имеет частую болезнь – это дребезжание и болтание. Если устранить такую неисправность подручными средствами, то замена устройства не потребуется. Прежде чем приступать к замене устройства, потребуется выяснить точные причины неисправности. Ведь порой «барахлить» может не только рассматриваемая деталь, но и КПП или сцепление.
Особенности замены
Прежде чем приступать к замене, требуется запастись такими инструментами, как гаечные ключи и отвертка. Начинаем со следующих действий:
- Установить рычаг в нейтральное положение.
- После этого требуется сдвинуть верхний чехол вверх. Снимать чехол полностью нет необходимости.
- Следующий шаг – это необходимо сдвинуть в верхнюю часть чехол, который располагается снизу. Этот чехол еще называют термозащитным клапаном. На фото ниже он показан красной стрелкой.
Теперь необходимо нажать на устройство, утопив его в нижнюю часть. После этого требуется вставить отвертку в нижнюю часть изделия, где находится пластиковая втулка. Втулка находится в самой нижней части устройства, как показано на фото ниже.
- Необходимо отвести запорную втулку в нижнюю часть, после чего снять изделие с коробки.
- Если устройство издает сильные вибрации, то его требуется заменить на новое. При этом можно поменять деталь на изделие меньшей длины, как на иномарках. Коротким прибором намного комфортнее управлять, нежели это делать стандартным изделием.
После того, как штатное изделие будет демонтировано, устанавливаем на его место новую рукоятку. Рассмотрим, что представляет собой установка.
Установка устройства на ВАЗ 2107
После того, как штатный механизм был извлечен, потребуется демонтировать резиновую втулку из него, если она осталась внутри. Чтобы снять втулку, нужно воспользоваться отверткой или крючком. Поддев втулку, вынимаем ее из устройства, как показано на фото выше.
Если планируется установить штатное изделие на место, то желательно заменить втулку, купив заранее ремкомплект. При выборе ремкомплекта предпочтение следует отдавать изделиям производства «ВАЗ». Процесс установки аналогичен снятию устройства. Изначально устанавливается резиновая втулка, утапливая ее внутрь устройства. Вслед за втулкой необходимо установить резиночку в виде шайбы, которая смягчает управление механизмом. Далее, требуется внутрь механизма установить пластиковый фиксатор, за счет которого устройство фиксируется на “кулисе” КПП. Завершается сборка путем установки запорной втулки, которую нужно было сдвинуть вниз на начальном этапе, чтобы демонтировать рычаг КПП.
После того, как изделие готово к установке, потребуется вставить его в кулису. Для этого изначально следует смазать кулису, а затем хорошо ударить рукой по ручке механизма, пока не почувствуется, что рычаг сел на место. Так осуществляется установка, как нового, так и старого механизма, который был демонтирован для проведения замены составных деталей.
Самостоятельный тюнинг рукоятки
Некоторых водителей не устраювает качество ремкомплектов для установки, и они придумали своеобразный тюнинг самой рукоятки КПП: для уменьшения дребезжания и вибрации идущих к рукоятке переключения они вместо стандартных пластиковых втулок и резинок вставляют кусок шланга, подходящего по наружнему и внутреннему диаметрам. Эта модернизация также позволяет упростить будущий монтаж рукоятки.
Дополнительно можно сделать удобнее процесс переключения передач уменьшив немного длину стандартной рукоятки. Для этого надо снять рычаг, отрезать ножовкой по металлу до 5-6 см длины и нарезать на конце резьбу, такую же как была на обрезанном кусочке(по желанию резьбу можно и не нарезать). Эти модернизации носят рекомендательный характер и имеют свои плюсы и минусы. Производить их или нет каждый водитель решает сам.
https://youtube.com/watch?v=afglBm-C0ng
При выборе изделий для иномарок, следует убедиться, что его можно надежно установить на ВАЗ-2107. В противном случае, неправильно закрепленный механизм приведет к развитию аварийной ситуации во время движения.
Как осуществляется управление КПП?
Конструкция механизма смены скорости на коробках передач механического типа зависит от компоновки авто. Ранее двигатель вместе с КПП располагался продольно и получалось так, что сама коробка размещалась под авто. Поэтому механизм переключения передачи состоял только из одного рычага, один конец которого играл роль штока для перемещения ползунов с вилками в коробке. Фиксация рычага осуществлялась при помощи имеющего наплыва в виде шара, который зажимался между втулками в корпусе, установленном на картере коробки. Благодаря этому обеспечивалось подвижное соединение – рычаг двигался в разные стороны, но его невозможно вытянуть из корпуса.
Работа такого механизма передачи очень проста: водитель, наклоняя рычаг в сторону, устанавливал шток в проточку на вилке КПП, зафиксированной на ползуне. Затем, смещая рукоятку вперед или назад, штоком передвигал ползун с вилкой, вводя в зацепление шестерни, то есть включал необходимую передачу.
Такие механизмы переключения передач использовались на автомобилях ВАЗ классического семейства.
Сейчас большинство автомобилей имеют поперечную компоновку двигателя и КПП. Эти механизмы полностью размещены в подкапотном пространстве. Использование такой конструкции привело к необходимости задействования дистанционного механизма переключения.
Такой механизм состоит из системы тяг и рычагов, который получил название «кулиса КПП». Кулиса переключения передач используется на авто с поперечным расположением мотора. На Шевроле Нива двигатель с коробкой передач стоит продольно, они вынесены вперед и установка прямого рычага невозможна, поэтому конструкторы и использовали кулису. Такой механизм управления встречается и на авто с автоматической коробкой.
КУЛИСА КПП ВАЗ 2106
Кулиса — это устройство переключения передач, в который входят:
- рычаг;
- стержень с рукояткой;
- шаровая опора;
- комплект пружин и втулок.
СНЯТИЕ, РАЗБОРКА И УСТАНОВКА КУЛИСЫ
Для демонтажа и разборки кулисы необходимо:
- Демонтировать коробку передач.
- При помощи ключа на 10 открутить три гайки, удерживающие шаровую опору кулисы.
- Потянуть за рычаг на себя, чтобы вывести устройство из зацепления со штоками включения скоростей.
- Снять манжету и защитный чехол.
- Используя ключ на 10, открутить гайки на направляющей пластине.
- Снять блокировочную пластину.
- Отвёрткой поддеть направляющие колодки, извлечь их вместе с пружинами из направляющей пластины.
- Отсоединить пластину вместе с шайбой. Отсоединить фланец с прокладкой от рычага.
- Снять фиксирующее кольцо пассатижами, а затем упорное кольцо с пружиной.
- Демонтировать шаровую опору.
При выявлении износа или повреждения деталей кулисы их необходимо заменить. Сборка и монтаж кулисы производится в обратном порядке. Кулиса КПП ВАЗ 2106 регулировки не требует.
Безусловно, конструкция коробки переключения передач ВАЗ 2106 довольно сложная, но при желании можно разобраться и с ней. Если вы считаете, что не сможете своими силами осуществить её ремонт, лучше доверьте это дело профессионалам. Ну а что касается обслуживания, то тут вы уж точно справитесь сами.