Изучаем налёт на свечах
Говорят, что когда свечи «заливает», образуется чёрный нагар. Уточним: он не должен состоять из вкраплений. Весь металл, в свою очередь, будет покрыт маслянистым налётом. Сухой нагар выглядит по-другому…
Маслянистый слой и сухой нагар
Рекомендуем: Самостоятельный ремонт двигателя ВАЗ-2103
На фото представлены два случая. «Наш вариант» – справа.
А ещё нагар может быть коричневым. И он всегда, в 100%!случаев, образуется по причине заливания бензином.
Тёмно-коричневый нагар
Маслянистый налёт, как на фото 1 – это, всё же, результат попадания масла. Но промасленная свеча не работает правильно – её тоже будет «заливать».
Заливает свечи зажигания моторным маслом
Кроме того, что свечи могут быть залиты бензином, распространены случаи, когда в двигателе залило свечи маслом, заливает маслом свечу в одном цилиндре и т.п. Данная неисправность возникает как на инжекторе, так и на моторах с карбюратором.
После выкручивания свечи на резьбе явный черный нагар может просматриваться или отсутствовать, масло также может попадать из колодца прямо на резьбу во время выкручивания свечи и т.д. В том случае, когда маслом заливает свечи снизу, то есть в самом цилиндре, тогда следует замерять компрессию в двигателе.
Высока вероятность того, что сильно изношены, треснули или залегли маслосъемные кольца. Также возможен износ стенок цилиндров или гильз, выход из строя маслосъемных колпачков (сальников клапанов), появление трещин в ГБЦ, проблемы с направляющими клапанов и другие неисправности, которые приводят к усиленному попаданию смазки в камеру сгорания и замасливанию свечей зажигания.
Причины возникновения проблемы и набор решений
Если свечи при запуске двигателя действительно заливает бензином, значит нужно проверить, насколько хорошо в моторе идёт образование искры. Возможно, придётся последовательно выкрутить каждую из свечей, предварительно сняв высоковольтные разъёмы. Зажигание при этом должно быть выключено. Одну из клемм АКБ желательно отключить тоже.
Для демонтажа используйте накидной гаечный ключ
Что надо проверять:
- На контактах свечи не должно быть нагара;
- Расстояние между контактами обязано соответствовать «паспортному значению».
Плохо то, что причиной неустойчивого образования искры может служить и низкое качество проводки, и любая неисправность в системе управления зажиганием. Иногда поиск причин занимает больше времени, чем устранение дефекта. В таких случаях без помощи профессионалов обойтись сложно. Не переоценивайте свои силы.
Кстати, можно попробовать рассуждать логически. Контроллер регулирует концентрацию смеси, исходя из значений температуры воздуха. А определяются эти значения согласно показаниям единственного датчика – ДТОЖ.
Любой датчик температуры представляет из себя терморезистор
Речь идёт, конечно, о датчике температуры охлаждающей жидкости.
Отметим, что в современных двигателях для расчёта концентрации смеси используется не один температурный датчик, а несколько. Может применяться и датчик нагрева воздуха, установленный во впускной коллектор. Но наличие моторного масла в коллекторе – не редкость. И представьте, что будет, если жидкость попадёт на корпус такого датчика.
О сушке
Залитые свечи – это появление нагара, препятствующего образованию нормальной, качественной искры. Выдача искры должна быть также стабильной, однако при заливании такого не происходит.
Многие просто выбрасывают залитые свечи, считая их сработанными или старыми. На самом деле это не так. Можно реально сэкономить (имеется в виду многолетняя практика вождения), если свечи просушить.
Вот как это делается. Залитая свеча демонтируется. Дома или в гараже надо очистить её от нагара, обработать мелкой шкуркой верхнюю часть искровыдающего элемента
Делать это нужно крайне осторожно, так как свечу можно легко повредить
Удалить нагар редко удаётся одним лишь обрабатыванием шкуркой. Эффективнее будет поступить иначе. Нужно прокалить искрообразующий элемент, но так, чтобы не повредить керамическую часть свечи. После хорошего разогрева нагар сходит, как по маслу.
Ставить обратно свечи сразу не стоит. Для начала нужно прокрутить стартер без искрообразующих деталей (тех, которые сняли) секунд 20. Только после этого поставить элементы, и заводить двигатель.
Детали можно просушить феном, в духовке, на газовой плите. Последний вариант рекомендовался ещё во времена СССР, как самый лучший и быстрый способ просушки.
На сегодняшний день используется несколько эффективных методик очистки.
- Ультразвуковая очистка подразумевает удаление нагара и небольшого количества отложений путём помещения рабочей части свечи в ванночку со специальной жидкостью. Применим на СТО, как лучший и быстрый способ очистки не только свечей, но и форсунок. Преимущества этого способа: достаточно высокая эффективность, минусы – высокая стоимость процедуры.
- Механический способ. Очистка или просушка, которая осуществляется с помощью пескоструйного оборудования. Искодающий элемент автомобиля фиксируется на спецкронштейне, затем рабочие элементы подвергаются воздействию воздухо-песочной струи. Преимущества: очистка проводится эффективно, минусы – опять же, цена. Кстати, механическая чистка осуществляется и в домашних условиях. Надо поместить элементы в бензин или ацетон на полчаса, а затем щёткой с металлическим ворсом вычистить. Положить на солнце просушиться, и в работу их.
- Химический способ, который эксперты называют самым правильным для устранения нагара в домашних условиях. Метод абсолютно не затратен, не занимает много времени. Берётся жидкость для чистки карбюраторов или Кока-Кола (не удивляйтесь потом, зачем ругают этот напиток). Подойдут и другие подобные напитки, в которых суть одна химия – Спрайт, Фанта и т.д. Свеча помещается в ёмкость с жидкостью, а затем ставится на газ для быстрой реакции. После 30 минут такой обработки элемент(ты) можно снять, просушить тряпкой, и в работу.
- Температурный или СССР-ский способ. На тот момент его считали единственно правильным методом очистки и просушки автомобильных искрообразующих элементов. Мокрые свечи просто клали на горелку плиты на полчаса. Металл раскалялся докрасна, всё лишнее отпадало, свеча высушивалась. Оставалось только зачистить электрод, и свече дорога во вторую жизнь.
Как понять, что свечи залиты
В первую очередь необходимо определиться с понятием «залитые свечи», то есть, что это такое? Одним из главных циклов работы бензинового ДВС является подача в камеру сгорания топливовоздушной смеси и ее последующее воспламенение. Когда по каким-либо причинам свеча зажигания ее не зажигает, то это и называется «заливает свечи».
А все потому, что происходит попадание большого количества топлива на электроды и корпус свечки. И чем больше туда попало топлива — тем сложнее его воспламенить, хотя на практике это практически невозможно до выполнения их просушки.
Чаще всего это происходит в холодное время года, при значительных морозах или просто при похолоданиях. Как говорят водители, «на холодную». В такой период большая нагрузка на аккумулятор и если он слабый, то всегда существует вероятность заливания свечей. То есть, водитель два-три раза пытается запустить машину, при этом аккумулятор разряжается, а свечи заливаются бензином.
Однако свечи зажигания могут быть залиты не только бензином. на нее могут попасть две другие технологические жидкости — моторное масло и охлаждающая жидкость (антифриз или тосол).
Косвенными признаками того, что свечи заливаются моторным маслом, являются следующие ситуации:
- быстрое снижение уровня масла в картере двигателя;
- нестабильный запуск двигателя, причем в любое время года;
- снижение динамических характеристик машины, плохой разгон, падение мощности;
- нестабильная работа двигателя на холостых оборотах;
- «троение» двигателя.
Необходимо понимать, что перечисленные признаки могут указывать и на другие поломки в двигателе, поэтому лучше выкрутить свечу/свечи из ее посадочного места и визуально оценить состояние ее электродов и изолятора. Причем, желательно как на предмет наличия подгорелого масла, так и на общее состояние. Многое можно понять по цвету.
Аналогичные признаки будут указывать и на то, что свеча зажигания заливается охлаждающей жидкостью (антифризом). При этом также будет наблюдаться падение мощности двигателя, быстрое падение уровня охлаждающей жидкости, появление белого нагара на электродах свечи и/или ее изоляторе. Также можно заметить появление белого дыма из выхлопной трубы.
Вариант №3
Наконец, масло может попадать в цилиндры через маслосъёмные кольца поршней — когда они залегают и начинают пропускать масло снизу, из картера. Лечится это либо раскоксовкой колец специальной химией (очень редко и муторно), либо заменой колец (что правильно). Точно скажет только разбор мотора, но зачастую кольца проявляют себя дымом при езде внатяг — например, в горку.
Но не паникуйте раньше времени — на большинстве двигателей все проблемы с маслом на свечах начинаются именно с закупоренной системы вентиляции картерных газов (ВКГ). И как и обещал — вот ссылка на подробное описание чистки маслоотделителя. Делал на примере УАЗовского мотора, но принцип работы ВКГ везде совершенно одинаков.
Как заменить свечи зажигания
Замена свечей зажигания — очень простой процесс, однако необходимо соблюдать определенную последовательность действий.
Специальным свечным ключом выкручиваем свечи, затем следует немного подождать перед установкой новых свечей (около пяти минут). Как правило, проблем возникнуть не должно, однако помните, что при выполнении подобных работ нельзя курить, потому что вы имеете дело с бензином.
Большинство автовладельцев забывают своевременно менять свечи, в результате чего и возникают проблемы. Сроки эксплуатации свечей в основном зависят от изготовителя. Если фирма известная, то при правильной эксплуатации свечи, срок ее службы составляет около 50 000 километров.
Причиный неиправностей свечей зажигания
Заливает свечи, чаще всего, в период холодов. Особенно заметно поздней осенью. Иногда удается запустить двигатель, но он работает неустойчиво и непродолжительный промежуток времени. При попытке разогнать его (нажать на педаль газа), он на секунду глохнет, а в выхлопной трубе издается резкий хлопок. Данное явление является опасным, так как может сбить угол опережения зажигания.
В этом случае, нет зависимости от того, какой тип двигателя у вас установлен (инжекторный или карбюраторный), проблема одинаково проявляется в обоих моторах. Чтобы определить источник неприятности, необходимо понять, как происходит запуск двигателя.
Процесс пуска двигателя выглядит следующим образом: стартер раскручивает маховик коленвала и приводит в движения все важные органы работы двигателя. К ним относятся распредвал, клапана и одновременно с ними, начинается выработка искры на концах свечей зажигания. В это время бензиновый насос закачивает смесь бензина и воздуха, которая попадает в камеру сгорания. В момент подачи топлива в камеру, на электродах свечи (при правильном моменте зажигания) образуется искра, которая поджигает смесь и создает небольшой взрыв, который, в свою очередь, перемещает поршень внутри цилиндра.
Становится понятным, что если искра не появилась, то смесь попросту заливает свечу, которая более не в состоянии выполнять искрообразование. В конечном счете, она покрывается слоем нагара, а остатки несгоревшего бензина взрываются в выхлопной трубе, образуя неприятный звук, которого так пугаются многие автолюбители. Данное явление связано с неисправностью свечей зажигания, поэтому, прежде чем искать проблему в других местах, следует проверить наличие искры. Для этого необходимо использовать специальный пистолет.
Другая проблема заключается в составе смеси. Если в камеру сгорания бензина попадает намного больше, чем воздуха, то окисления не произойдет. В конечном счете, свеча заливается бензином и больше не способна воспламенять смесь. В этом случае потребуется отрегулировать карбюратор. Соотношение топлива и кислорода должно находиться в одинаковых пределах. Для этого оторачивают или заворачивают болты регулировки качества и количества смеси.
В инжекторных двигателях все обстоит намного сложнее. Первая проблема заключается в неисправности топливных форсунок. При длительной эксплуатации их герметизирующий материал начинает деформироваться и бензин, соответственно попадает в камеру сгорания даже при остановленном двигателе. В конечном счете, свеча заливается, и пуск двигателя становится довольно проблематичным занятием. Форсунки подвергают элементарной замене.
Что предпринимают если залило свечи
Когда машина глохнет при попытке завести мотор, необходимо убедиться, что причина поломки – в нарушении искрообразования. Явные признаки – это холостая работа стартера, резкий запах бензина у дыма из глушителя. Нарушается процесс искрообразования из-за появления жидкой фазы в топливной смеси.
Форсунки заливают свечи
Последовательность действий для устранения неисправности:
- выкрутить свечи из колодца;
- просушить и, если позволяет материал электрода – зачистить;
- завести стартер на 5-10 секунд;
- ввернуть обратно все устройства зажигания;
- перед запуском двигателя автомобиля выжать педаль акселератора.
При попадании бензина, масла или антифриза – сделать откачку остатков смеси резиновой грушей или шприцем. Также нужно устранить нарушение герметичности систем смазки или охлаждения. Езда на машине с такой поломкой станет причиной, почему вышел из строя ДВС. Восстановление работоспособности автомобиля будет стоить больше, чем профилактика устранения неисправности, когда свечки в машине заливает.
Как завести машину, если залило свечи. Способ первый
Из-за низких температур моторное масло загустевает, аккумулятор отчасти теряет свою мощность, а смесь воздуха с бензином настолько холодная, что не происходит необходимых химических реакций и она не воспламеняется. Но есть один верный способ того, как с этим бороться. Если залило свечи, что делать, вы сейчас поймёте.
Если под рукой нет свечного ключа, то действуем следующим образом. В течение 5-10 секунд крутим стартер, при этом педаль газа опускаем в пол. Дроссельная заслонка должна быть полностью открыта, это позволит подать большое количество воздуха к свечам и выполнить их продувку. После этого выключаем зажигание и отпускаем акселератор. Буквально через 20-30 секунд вновь пытаемся завести автомобиль, но на этот раз газ выжимаем на 1/3 или не трогаем вовсе. В принципе, способ работает, но в особо тяжёлых случаях, когда свечи не только залиты бензином, но и на них большое количество нагара, придётся их выкручивать и чистить собственными руками, что уже не так-то и просто.
Почему заливает свечи?
Причины следующие:
- плохо заряженный аккумулятор;
- неисправная свеча;
- неисправность других составляющих системы (трамблер, провода, катушка зажигания и т.д).
В цилиндры подается слишком большое количество бензина и свечи намокают по причине:
- неправильная регулировка карбюратора;
- ошибка ЭБУ;
- неисправность форсунок;
- заливать электроды может не только большим количеством бензина, но и не распыленным должным образом топливом.
Низкие пусковые обороты также препятствуют запуску. Мотор медленно крутится по следующим причинам:
- низкий заряд аккумулятора;
- неисправность стартера;
- промерзшее, густое масло.
На малой частоте вращения все процессы идут менее интенсивно, и топливо заливает свечи зажигания, так как нет хорошей вентиляции камеры сгорания, и с каждым последующим оборотом в ней накапливается излишний бензин. Топливо едва воспламеняется, а угол опережения зажигания оказывается слишком большим, для таких оборотов, и вспышка может тормозить поршень.
Изношенная цилиндро-поршневая, группа с низкой компрессией также способствует ухудшению воспламенения. При этом электроды, кроме бензина, заливает и масло.
Возможные варианты решения проблемы залитых свечей
Завод-производитель, уже предусмотрел ситуацию, при которой забрызгивает свечи, и в паспорте у ВАЗа, например, есть соответствующая инструкция. Основные рекомендации по действиям, если топливо попадает на свечу зажигания, что называется «на холодную»:
- Извлечь свечи.
- Минут 15 проворачивать стартер без свечей зажигания.
- Хорошо протереть и просушить свечи зажигания, после чего установить на штатное место.
Рекомендуем: Стартер крутит, а двигатель не заводится – как найти и устранить причины неисправности?
Существует и альтернативный, так называемый «народный» способ. Применять его надо еще до момента извлечения свечей зажигания:
- Педаль газа выжать до упора.
- 10 -15 секунд прокручивать стартер.
- Вернуть педаль на место.
Поскольку в этот момент, нет поступления топливной смеси, свечи проходят продувку и просушку воздухом. Если ничего не помогает, мокрые свечи зажигания извлекают и тщательно просушивают. В зависимости от условий, просушивать можно над любым источником тепла – костром, газовой плитой, феном.
Прокаливание сокращает срок эксплуатации свечей, поэтому долго нагревать их не стоит. После просушивания, в обязательном порядке проверяется зазор, в случае необходимости зазор регулируется и свеча устанавливается на свое место. Если все сделано правильно, двигатель должен запуститься.
Инжекторные и карбюраторные свечи практически не отличаются, поэтому используемые методы можно применять в обоих случаях. Если заливает свечи на инжекторе в теплое время года, необходима диагностика топливной системы и механизма искрообразования. В случае необходимости надо произвести замену неисправных узлов. Одновременно проверяется состояние форсунок, а также работоспособность датчика Холла.
Основные причины, из-за которых заливает свечи, кроются в несоблюдении сроков профилактических работ и технического регламента. Профилактика способна значительно увеличить срок безаварийной эксплуатации узлов автомобиля. Поэтому, еще до наступления заморозков следует проводить ряд профилактических мероприятий:
постоянно проводить мониторинг состояния аккумуляторной батареи. Зимой лучше вообще установить аккумулятор большей мощности, чем использовался в теплое время года. При мощном аккумуляторе исчезает ряд причин позволяющих топливу заливать свечи
Ночью аккумулятор лучше всего подзаряжать, но с соблюдением правил пожарной безопасности;
во время холодов, на моторное масло необходимо обратить повышенное внимание, также следует заливать бензин высокого качества, без загрязнений. Расходные смазочные материалы должны соответствовать сезону;
постоянно надо следить за состоянием свечей зажигания
Необходимо регулярно выкручивать свечи, снимать с них нагар, чистить и регулировать зазор. В случае ухудшения технических характеристик, свечи лучше всего заменить.
При каких условиях свечи не будет заливать бензином?
Для того чтобы вдруг утром не столкнуться с подобной проблемой в гараже, следует держать свой автомобиль всегда в технически исправном состоянии. Условиями, исключающими возникновение данной проблемы, являются:
- Исправный стартер.
- Хорошо заряженная АКБ.
- Наличие качественных свечей и проводов высокого напряжения.
- Своевременная чистка и регулировка топливных форсунок инжектора. Не рекомендуется для этого использовать специальные присадки в бак. Лучше всего чистить форсунки с применением предназначенного для этого оборудования (в случае чего подобные инструменты можно смастерить самостоятельно). Заливает свечи (ВАЗ-2110 — инжектор — в том числе) зачастую именно по этой причине.
- Наличие качественного бензина. На наших АЗС его найти очень трудно, однако во избежание неприятностей найдите одну сеть заправок, на которой продается действительно качественный бензин, и постоянно заправляйтесь именно там. Будьте уверены — риски преждевременного загрязнения топливной системы будут снижены в десятки раз.
Напоследок отметим еще один народный способ профилактики. Согласно нему, следует регулярно (3-4 раза неделю) в течение 10 секунд повышать обороты двигателя до красной шкалы (4.5-5 тысяч оборотов), чтобы произошла самоочистка нагара в камере сгорания ДВС.
Таким образом, мы рассмотрели факторы образования топлива в свечах и узнали способы решения этой проблемы.
Выбираем свечи зажигания
Существует масса критериев, согласно которым нужно делать выбор
Первым делом следует обратить внимание на цельность керамического изолятора. Он должен быть без трещин, сколов и т.п
дефектов. Теперь посмотрим на искровой зазор, он должен быть строго одинаковым, проверить его можно при помощи щупа.
О качестве свидетельствует одинаковое электрическое сопротивление. Но наиболее важный показатель – это герметичность свечи зажигания. Если она будет не на должном уровне, то способов того, как завести машину, если залило свечи, будет немного. Поможет только замена на новый, более качественный комплект. Также нужно знать, что существует несколько разновидностей свечей зажигания: иридиевые (дорогостоящие) и обычные.
Как узнать, когда пора менять свечи
Как уже было отмечено выше, многое зависит от качества изделия. Далеко не каждый автомобилист пользуется рекомендациями завода-изготовителя по выбору свечей, а зря. Как правило, в них чётко написано, какая свеча необходима для данной марки авто. Начальная замена производится во время первого ТО автомобиля, то есть через 10 000 километров.
Использование качественного топлива позволяет не только продлить срок эксплуатации автомобиля в общем, но и непосредственно свечей зажигания. Если в качестве примера взять топливо качества ниже среднего, то менять свечи требуется каждые 25 000-30 000 километров. Определить, что пора доставать свечной ключ, можно по следующим признакам:
Что делать, если залило свечи?
Если двигатель автомобиля не заводится, и вы уверены, что причиной тому являются залитые свечи, можно воспользоваться одним из способов их просушить.
- Снимите свечи, прочистите их от нагара, если он есть, после чего просушите детали бытовым или строительным феном, с помощью духового шкафа или газовой горелки. Некоторые автопроизводители советуют предварительно около 10 секунд прокрутить стартером, после чего установить свечи и снова попытаться произвести запуск.
- Некоторые водители пользуются другим способом, который позволяет просушить свечи без снятия. Для этого необходимо запустить двигатель с продувкой цилиндров — на инжекторном двигателе перед запуском нужно до упора выдать педаль газа.
* Применяемость деталей конкретно для Вашего автомобиля уточняйте у менеджеров по телефону: 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
Как просушить цилиндры не откручивая свечи в инжекторе
Просушивают цилиндры в таком порядке:
- Педаль газа выжимают до упора по максимуму.
- Поворачивают ключ зажигания и крутят стартер около 10 секунд.
- Отпускают педаль газа.
Если педаль газа нажата, открыта дроссельная заслонка, благодаря чему идет циркуляция воздуха и свечи просушиваются.
Таким не хитрым способом можно завести инжекторный автомобиль после заливки свечей бензином.
Если способ просушки без демонтажа свечей не помогает, тогда придется сушить свечи вручную. Ручная прочистка качественнее, так как сам электрод тоже можно быстро очистить от нагара и нагреть их на огне, и проверить зазор.
Свечи зажигания не дорогие, кто не хочет возиться и очищать их, покупают новые, соответствующие для данного мотора.
Ресурс эксплуатации свечей зажигания от 15 до 25 тысяч километров пробега.
Если простые мелко-ремонтные и простые действия по устранению этой причины не помогают, то надо проводить глубокую диагностику: проверка системы зажигания, катушки зажигания, форсунок, датчик температуры, датчик Холла.