Почему нужно избегать окисления клемм аккумулятора
Водитель должен контролировать аккумулятор своего автомобиля, чтобы не оказаться в ситуации, когда из-за недостаточного заряда не удастся стартовать мотору. Саморазряд возникает при образовании окислов на клеммах. Если ничего не предпринимать и не эксплуатировать автомобиль, со временем батарея разрядится полностью. Именно поэтому, рекомендуется смазывать клеммы аккумулятора перед постановкой автомобиля на долгую стоянку, например, зимой (даже если контакты сбрасываются с клемм батареи).
Также неудачный старт мотора может быть связан с высоким сопротивлением на участке передачи тока от аккумулятора до стартера. Выше уже отмечалось, что это также связано с окислами.
Чем смазать клеммы аккумулятора
После того как белый налёт на клемме аккумулятора очищен ее надо обработать. Защита клемм аккумулятора может быть сделана как «дедовским» способом так и современными средствами.
Использование войлочных шайб (можно использовать простую ткань, но сложенную в несколько раз) пропитанных маслом известно многим, так как способ работает. Для этого вырезается из войлока шайба диаметром 4-5 см и внутренним отверстием по диаметру клеммы, пропитывается маслом, и надевается на аккумулятор. Если в корпусе АКБ возле клеммы есть невидимые трещины, то эта войлочная шайба защитит от выхода электролита и образования налета. Аналог войлочных прокладок — фетровые шайбы.
Этот способ также не требует особенных дополнительных вложений так как приобрести какую-нибудь жировую смазку не очень дорого. Заключается способ в смазывании поверхности уже прикрученной клеммы провода к АКБ техническим вазелином, солидол, например «Литол 24».
Самый лучший способ пожалуй покрыть клеммы аккумулятора чтобы не окислялись, специальным диэлектрическим спреем, который позволит надолго защитить полюса от образования белого налета.
Клемма обработанная защитным спреем
Один из таких, Wurth SaBesto «Спрей для защиты аккумуляторных полюсов» его артикул 0890.104.
Следите за плотностью электролита. Постоянная езда с включенным светом, кондиционером летом или печкой зимой, приводит к постоянному недозаряду АКБ и как следствие снижению плотности. Пониженная плотность приводит к осыпанию пластин и снижению его срока службы. Для этого приобретите ареометр, стоит он копейки, но поможет продлить жизнь АКБ.
Ареометр для проверки плотности электролита
Учтите, что все применяемые способы имеют временную защиту, и процедуру придется повторять.
Видео по теме:
Причины возникновения белёсого налёта
Процессы окисления – неизбежное зло для любых незащищённых металлических деталей. Контактная группа автомобильного аккумулятора не является исключением, при этом главными причинами окисления клемм на аккумуляторе автомобиля можно назвать следующие:
- попадание на выводную клемму электролита. В большинстве случаев такая неприятность возможна при плохо закрученных пробках, но иногда причина более серьёзная – ослабление стержней и появление микроскопических щелей;
- физический износ автоаккумулятора – причина окисления клемм естественного характера. Здесь без приобретения нового устройства проблему решить кардинальным образом не удастся (напоминаем, выбрасывать отработанный аккумулятор в место сбора общего мусора категорически запрещено – их нужно сдавать в утиль только в установленных местах);
- уменьшение плотности электролита. Своевременное обслуживание батареи, заключающееся в регулярной проверке уровня и доливке покупного электролита, поможет решить проблему. Напротив, самостоятельное разведение кислоты непонятно чем только усугубит ситуацию с окислением контактов.
Чтобы определить, не проникает ли электролит на клеммы через штырь, следует внимательно осмотреть место выхода контактов из корпуса. Если там имеются признаки подтёков – проблема в потере герметичности, и её следует как можно быстрее устранить.
Если корпус автоаккумулятора выполнен из бакелита, обычно контактная группа изолируется с помощью мастики. В этом случае следует в районе выхода клеммы из корпуса тщательно убрать старую мастику, переставшую выполнять свои защитные функции, и нанести новую.
Для пластиковых корпусов нарушение герметичности устраняется либо нанесением вокруг основания разогретой смолы, либо обработка клеммы силиконовым термоклеем, наносимым с помощью термопистолета.
Дополнительно загерметизировать вывод клеммы можно с помощью фетра, если причиной окисления плюсовой клеммы аккумулятора является именно попадание на поверхность электролита. Для этого нужно из фетровой заготовки вырезать два небольших колечка, внутренний диаметр которых должен соответствовать внешнему диаметру клеммы у основания. Толщины фетра в 4-5 миллиметров будет вполне достаточно. Перед укладкой шайбы поверх смолы или силикона её нужно аккуратно смочить моторным маслом. Наконечники проводов, одеваемые на клеммы, намертво прижмут фетровую прокладку, обеспечивая идеальную герметичность соединения. Вместо фетра можно использовать и войлок, обладающий схожей структурой волокон.
Ещё одна причина, почему окисляется минусовая клемма на аккумуляторе – плохой контакт между клеммой и зажимом провода. В этом случае окисление происходит из-за попадания на контактную группу присутствующих в воздухе водяных паров, а также паров электролита. При прохождении через поверхность клеммы тока анод начинает разрушаться, а в образовавшихся трещинах начинает накапливаться пресловутый белый налёт, постепенно распространяясь на близлежащие области.
Так что при установке аккумулятора очень серьёзно относитесь к обеспечению плотного контакта между проводом и клеммой. Некоторые автомобилисты для этого дополнительно пристукивают зажим, чего делать нельзя, поскольку такие действия могут привести к нарушению целостности углублений вокруг выводов.
Наилучший способ обжима – использовать штатное крепление, не ленясь, каждый раз поджимать болтовое соединение с помощью гаечных ключей (или ключа и отвёртки).
Наконец, засорение вентиляционных отверстий, которыми снабжаются банки аккумулятора, приводит к увеличению внутреннего давления электролита, что приводит к его выдавливанию наружу через не предусмотренные для этих целей отверстия.
Как и чем очистить клеммы АКБ
Белый налет на клеммах аккумуляторной батареи представляет собой окислившийся свинец, который для взаимодействия электрода и контакта нужно стереть. Поскольку эти элементы цепи являются металлическими поверхностями, их интенсивно зачищают, не боясь повредить и не соблюдая особые правила.
Существует много способов, как очистить клеммы аккумулятора. Быстро и эффективно убрать белый налет можно как химическими реактивами, имеющимися в торговой сети, так и подручными средствами. Наиболее эффективными и доступными являются следующие методы:
- Наждачная бумага. Перед зачисткой клемм и электрода следует выключить двигатель и убрать ключ из замка зажигания. Чтобы данный процесс не занимал много времени, для этих целей лучше применять наждачную бумагу с самым крупным размером зерна. Этот способ достаточно простой, а наждачная бумага отлично стирает следы окисления и есть практически у каждого. Необходимо зачистить электрод и клемму до блестящего состояния.
- Чтобы удалить с клемм остатки въевшейся кислоты можно использовать содовый раствор. Если кислота контактировала с металлом, в процессе обработки клемм появятся небольшие пузырьки. Соотношение соды и воды: 1 ст. ложка на стакан. После промывки таким раствором нужно удалить с клемм остатки соды, для этого их достаточно протереть влажной салфеткой.
- Бензин. Менее удобный метод зачистки электрода и клемм от окисления. Бензин хорошо и быстро разъедает окислы, однако существует вероятность его попадания на резиновые или пластмассовые компоненты, что может негативно сказаться на их прочности. В случае если вы решили таким способом зачищать клеммы, необходимо смочите бензином тряпку и аккуратно натирать клеммы до полного удаления следов окислений.
Важно! Для очистки клемм и электрических контактов крайне нежелательно применять WD-средства. Помимо масла, они содержат агрессивные токопроводящие чистящие средства неизвестного для покупателя состава
Также нельзя использовать ацетон, поскольку он разъедает даже металлы.
Почему необходимо использовать смазку для клемм АКБ
Перед тем как приступать к смазке аккумулятора, необходимо понять, для какой цели она нужна. Смазок для аккумуляторных батарей существует немалое количество и для каждой присутствует своя задача. Основное количество смазочных материалов предназначаются для удаления окисления и дальнейшего разрушения клемм аккумуляторной батареи.
Обработку лучше проводить в профилактических целях, а не тогда, когда уже появились изменения в виде окислившихся клемм. Благодаря смазочным свойствам образуется защита, а также отпадает необходимость в долгой очистке клемм аккумулятора
Зачастую такая мера профилактики является очень важной и полезной.
Существует некоторые виды процессов окисления:
- кислотность;
- солёность;
- естественный вид.
Любая из этих разновидностей вызывает окислительный налёт на металлических пластинах аккумулятора. Он вызывает плохой контакт, низкую проводимость электрического тока. АКБ не сможет выдавать нужное количество напряжения.
Автовладельцы обычно очищают клеммы, используя подручные материалы, но чистить металлические пластины таким образом слишком часто не рекомендуется.
Это доводит металл до непригодного состояния при слишком частых таких работах. Использование специализированных элементов гораздо разумнее. Но иногда автовладельцы могут купить некачественную или даже совсем не ту смазку для аккумулятора, которая нужна.
Важный элемент любого автомобиля.
Почему окисляются клеммы аккумулятора
Не совсем верно называть процесс образования постороннего налета и иных проявлений разрушения поверхности и контактов клемм аккумулятора чисто окислением. В общем случае, это совокупность нескольких химических процессов. Определим главные.
Естественное окисление
Все вещества, находящиеся в воздушной среде, где много кислорода, вступают в процесс оксидирования, или окисления. Свинец, а именно из него выполнены клеммы аккумулятора, с этой точки зрения не очень сильно поддается окислению, есть более «слабые» металлы, взять ту же медь.
Однако неокисленный свинец (блестящий) мы можем наблюдать только во время зачистки аккумуляторных контактов. Уже через несколько минут она начинает темнеть, то есть окисляться.
В естественном окислении свинца нет ничего страшного, пленка оксида свинца очень тонкая, ее легко разрушить, слегка пошевелив клемму. К тому же, допустить 100%-ю защиту от кислорода практически невозможно, разве что поместив аккумулятор в барокамеру. Даже такие густые смазки, как тосол и солидол, пропускают частицы кислорода.
Кислотное разрушение
Этот вид химической реакции приводит к образованию «снежного» белого налета на клеммах аккумулятора. Помимо не вполне эстетичного вида, налет вносит дополнительное переходное сопротивление в месте контакта, ведет к разрушению клемм, может быть причиной утечек.
Откуда берется кислота? В большинстве случаев из аккумулятора. Обслуживаемые аккумуляторы имеют технологические отверстия для заливки электролита и контроля его уровня.
Видео — что делать если окисляются клеммы аккумулятора:
Практически все автомобильные аккумуляторные батареи снабжены системой газоотвода. Если данные зоны негерметичны (газоотвод негерметичен всегда, если к нему не подсоединена газоотводящая трубка), в процессе эксплуатации через них происходит выброс паров электролита.
Особенно это проявляется в теплое время года, хотя под капотом автомобиля оно наступает даже зимой после двадцати минут движения.
Еще более страшен с точки зрения выброса кислоты процесс перегрева аккумуляторной батареи, особенно кипение. Это возможно в следующих случаях:
- разрушение пластин элементов аккумуляторной батареи;
- короткое замыкание банок АКБ;
- неправильный режим заряда аккумулятора (перезаряд);
- отсутствие естественного охлаждения АКБ в теплое время года.
Солевое разрушение
Российские автодороги до сих пор зимой посыпают солями натрия и калия. Состав современных средств защиты от обледенения это промышленная тайна, по крайней мере, для автолюбителей.
Но все смеси в составе с водяными парами и примесями других веществ, находящихся на дороге, в конечном счете, обволакивают все части автомобиля, в том числе и контакты аккумулятора.
Соль плюс вода – отличный электролит, а где есть электролит, металлы и электрическое напряжение, присутствует процесс электролиза. Он потихоньку разрушает металлические детали.
Разрушить массивную клемму аккумулятора электролизу не по силам, а вот внести изменение в контактную зону удается.
Чем грозит присутствие на поверхности контактов окислов?
Необходимо внимательно следить за состоянием контактов – в некоторых случаях может даже не помочь их замена, прочистка своими руками. Опасность использования аккумулятора автомобиля с закисшими контактами очевидна. Последствия:
- снижается проводимость – уменьшается напряжение на клеммах АКБ, подаваемое от генератора;
- снижается напряжение на контактах стартера – аккумулятор, по причине плохого контакта, отдает на них низкое напряжение и вал просто не проворачивается.
Особенно опасно попадание на контакты серной кислоты. В некоторых случаях это может привести к действительно серьезным проблемам. В том числе к поломкам клемм – в особо сложных случаях. Наличие даже небольшого слоя окислов приводит к неприятным последствиям – плохой контакт не позволяет осуществить запуск мотора.
Как смазывать клеммы
Особенности обработки клемм аккумулятора защитными составами зависят от вида используемой смазки.
В любом случае перед обработкой клеммы необходимо тщательно очистить от загрязнений и налётов, после чего можно приступать к непосредственному нанесению протекторного состава.
Что касается выбора конкретной смазки, то здесь мнения специалистов часто расходятся. В пользу силиконовых смазок говорит тот факт, что под клеммой, даже если она прилегает достаточно плотно, всегда имеются воздушные полости, и если они будут заполнены смазкой, хуже для контактной группы не будет. С другой стороны, если вы снимаете провода с батареи достаточно часто, внутреннюю поверхность клемм лучше не смазывать, а в отношении диэлектрических смазок (того же солидола) это вообще нонсенс.
Если вы предпочитаете наносить на клеммы аккумулятора фирменную смазку, обязательно придерживайтесь указаний, изложенных в инструкции. Помните, что смазка, независимо от её разновидности, не способствует удалению окислов, она только защищает контакты от появления новых очагов.
Производители автомобильных аккумуляторов советуют использовать средства в виде мазей, которые способны оставаться на обрабатываемой поверхности дольше, чем спреи. Современные спецсредства, в отличие от литола или солидола, имеют в составе краситель, позволяющий более качественно контролировать нанесение смазки и её распределение. Они не настолько рыхлые и стойки к воздействию автошампуней, содержат присадки, улучшающие их защитные (водоотталкивающие) свойства.
Что касается того, как правильно смазывать клеммы, то рекомендация здесь одна: только после того, как клемма надета на клеммный вывод батареи, поскольку между этой парой должен обеспечиваться максимальный контакт. Обработке подлежат внешние части контактной группы, именно они больше всего страдают от воздействия химически активных веществ и агрессивных сред.
Причины появления окисления
- утечка электролита;
- перегрузки в цепи зарядки аккумулятора;
- нарушена плотность электролита;
- нет хорошего контакта между клеммой и батареей;
- забиты вентиляционные отверстия банок АКБ, что приводит к увеличению давления внутри аккумулятора и как следствие вытеканию жидкости через щели.
Окисел на клеммах аккумулятора уже само по себе означат о его скором выходе из строя. На исправном аккумуляторе, заряженном и с нормальной плотностью такого налета не бывает. Также окись при попадании на провод возле клеммы разъедает его, что приводит к его обрыву и необходимости ремонта. О таком ремонте было написано в этой статье.
Литол
С советских времён в роли главного средства, предохраняющего от коррозии, применялись густые токонепроводящие смазки:
- нигрол;
- солидол;
- шахтол;
- литол;
- технический жир.
В настоящее время для защиты аккумуляторных клемм продолжает оставаться актуальным литол из-за своей наибольшей эффективности. Этот ГСМ обладает хорошими проникающими свойствами, покрывая площадь металлических поверхностей контактной зоны изолирующим слоем.
При естественном износе, температурных перепадах физическое состояние и качества литола изменяются, он твердеет. Поэтому во время реализации регламентных мероприятий по зачистке контактов (которые положены дважды в год) остатки старой смазки полностью удаляются, после чего наносится свежая.
Что использовать для обработки клемм
Ассортимент смазок для клемм аккумуляторов в настоящее время огромен. Они отличаются не только по наименованию производителя, но и по составу, используемым добавкам, присадкам.
Это позволяет разделить все смеси на несколько категорий. А чем именно лучше смазать клеммы аккумулятора, каждый автомобилист решит для себя сам.
В зависимости от того, какой состав имеют смеси для обработки автомобильных аккумуляторных клемм, их можно разделить на:
- силиконовые;
- тефлоновые;
- графитовые;
- масляные;
- медные;
- восковые;
- консистентные.
Теперь стоит отдельно рассмотреть все представленные варианты и понять, чем стоит смазывать клеммы аккумулятора, а что для контактов батареи автомобиля будет не совсем верным решением.
Силиконовые
Современная силиконовая смазка обладает лишь одним условным недостатком, который проявляется в виде текучести. В остальном это отличное средство, отталкивающее агрессивные среды и способное работать в температурном диапазоне от -60 до +180 градусов Цельсия.
Выбирая спрей или иной вариант смазки на силиконовой основе, следите за тем, чтобы в составе отсутствовал токопроводящий компонент. Даже без него силикон снижает сопротивление примерно на 30%.
Силикон требует довольно частого контроля и обработки. Следите, чтобы жидкость не попадала на контакты. Нельзя допускать высыхания толстого слоя на поверхности, поскольку из-за этого сильно возрастает сопротивление.
Тефлоновые
Ещё один популярный состав для самостоятельной обработки автомобильных аккумуляторных клемм, где в основе лежит тефлон. Но спрос на него не совсем ясен.
Тефлоновые смазки обладают высокими проникающими свойствами. Их относят к категории жидких ключей. Но в случае с обработкой контактов предусматриваются совершенно иные требования.
Они просто не подходят для таких задач.
Литол и солидол
Эти средства из категории масляных смазок. Про литол и солидол ходит большое количество разговоров и споров. Одни уверены, что это лучшее и самое эффективное решение. Другие категорически не поддерживают идею их использования в таких целях.
Как литол, так и солидол не относятся к токопроводящим средствам. Но при температурном расширении контактов и соединений эти составы начинают постепенно проникать между ними. С течением времени они могут полностью заполнить полости контактной группы. Также из-за температурных перепадов и естественного износа характеристики солидола и литола будут меняться. Они отвердеют, что приведёт к нарушению качества электроконтактов.
При отсутствии иных вариантов использовать литол и солидол иногда можно. Но это не лучшее решение. Если же другого выбора нет, минимум 2 раза в год смазку нужно полностью очищать и наносить новый слой.
Консистентные
Ещё один вариант, чем можно смазать клеммы аккумулятора под капотом вашего автомобиля. Фактически это специальные средства, созданные на основе синтетического или минерального масла. А иногда и путём их комбинирования. К основе добавляют загустители, жидкие и пластичные компоненты.
В качестве средства для нанесения на клеммы консистентные материалы использовать допускается. На многих из них прямо указывается, что они предназначены для АКБ.
Медные
Для многих это чуть ли не лучший состав, выполняющий на отлично свои функции, а потому прекрасно подходит для обработки аккумуляторных клемм.
Медные составы предназначены для работы с элементами, которые подвергаются большим динамическим, статическим и температурным нагрузкам. Медные вещества обладают высокими показателями вязкости, длительное время сохраняют свои свойства, не позволяют образовываться окислам.
Если вы хотите качественно, эффективно и на длительное время обработать контакты, смело берите медную смазку.
Графитовые
Куда больше вопросов вызывает графитовая смазка в части её применения для рассматриваемых целей.
Из-за этого контакты могут перегреться, что в итоге завершится возгоранием. То есть графитовые составы противопоказаны в отношении обработки контактов аккумуляторной батареи.
Ещё одним аргументом против них является незначительный температурный диапазон, который составляет от -20 до 70 градусов Цельсия.
Восковые
Вполне себе неплохой и эффективный вариант, позволяющий за счёт своих свойств обрабатывать клеммы АКБ.
Воск обеспечивает герметичность поверхностей после обработки, имеет хорошие диэлектрические показатели. Нанесение такого состава не даёт появляться блуждающим разрядам. Плюс восковые смазки длительное время удерживаются на клеммах.
Как использовать смазку
Перед нанесением средства на токопроводящие участки необходимо следовать определенному алгоритму, иначе защитный эффект будет незаметен.
Последовательность смазки клемм аккумулятора выглядит так:
Зачистка клемм с помощью металлической щетки.
- Зачистите клеммы и контакты батареи от следов окисления.
- Плотно закрутите зажим с контактом при помощи ключа.
- Нанесите защитную смазку на верхнюю и боковые грани клемм – это предотвратит попадание влаги.
При этом важно следить, чтобы средство не попало на все элементы клеммы и места контакта. Если смазка наносится аэрозолем – закройте зону вокруг зажимов и контактов скотчем
Опытные водители рекомендуют перед нанесением средства также чистить полюсные выводы самого аккумулятора. Сделать это можно ветошью или при помощи мелкозернистой наждачки. В продаже также можно найти специальные приспособления, например, ершики для очистки полюсов и внешних элементов батареи.
После закручивания клемм должна быть обеспечена плотная затяжка – токопроводимость эффективна только при контакте металлов. Зажимы не должны болтаться, иначе грязь и пыль заполнят внутреннее пространство, создав среду для появления окислений.
Чтобы не окислялись контактные участки, нужно регулярно проводить обслуживание, включающее:
- внешний осмотр контактов и прочих элементов АКБ раз в месяц;
- протирание сухой ветошью поверхностей раз в 3-4 месяца;
- проверку уровня электролита летом;
- измерение нагрева контактных элементов АКБ при старте двигателя «на холодную» перед началом зимнего сезона.
Как выглядит окисление клемм АКБ?
Клеммы аккумулятора автомобиля – довольно хрупкий элемент, нуждающийся в регулярном обслуживании и защите. Это обусловлено тем, что они подвергаются воздействию испаряющегося электролита и поэтому постоянно находятся в агрессивной среде. В таких условиях возникают окисления и коррозия, предотвратить которые можно специальной смазкой. Подбирать средство для защиты клемм батареи следует внимательно, учитывая температурные нагрузки и метод применения. Правильно нанесенная смазка позволит избежать появления окислов в токопроводящих участках и продлит срок эксплуатации АКБ.