Почему «стуканул» мотор: возможные причины
Начнем с самого определения. Водители часто говорят, что двигатель застучал или стуканул. Что же на самом деле значит «застучал двигатель»? Под такой формулировкой неисправности, как правило, профессионалами и опытными любителями понимается изменение звука работы ДВС именно по причине неполадок в области ЦПГ, КШМ и ГРМ, что означает необходимость капитального ремонта.
Отметим, что точно определить подобный стук может далеко не каждый водитель. В таких случаях неопытные автовладельцы говорят, что двигатель стуканул, при этом определение применяется в случаях появления любых посторонних звуков ударного или другого характера во время работы ДВС. Другими словами, наиболее корректно применять определение «застучал двигатель» именно тогда, когда стучит внутри двигателя, а не в навесном оборудовании или в области шкивов навесного оборудования. С определением разобрались, теперь перейдем к самим причинам.
Двигатель внутреннего сгорания, независимо от того, какой тип агрегата стоит под капотом (
бензиновый
,
дизельный
,
гибридный
или роторный) состоит из множества нагруженных узлов. Механизмы и системы внутри двигателя (КШМ, ГРМ и т.д.) образуют так называемые пары трения. Исправный мотор должен работать тихо, что означает целостность и нормальное взаимодействие всех деталей между собой, а также эффективную работу
системы смазки
Появление металлических стуков (удары металла об металл, лязг или скрежет) являются поводом для немедленного прекращения эксплуатации и глубокой диагностики двигателя для скорейшего выявления причин
Также следует обратить внимание на характер стуков с учетом индивидуальных особенностей:
- двигатель стучит только на холодную и/или на горячую;
- звук появляется на высоких или низких оборотах;
- стук в двигателе проявляется с определенной периодичностью
- мотор стучит постоянно, с одинаковой силой, звонко или глухо;
- стуки в двигателе прогрессируют (усиливаются) или остаются на том же уровне;
Добавим, что усиление общего уровня шума может происходить само по себе, то есть не обязательно являться неисправностью. Это справедливо для двигателей с солидным пробегом, которые уже изношены и не могут работать так же тихо, как новые агрегаты. Также стук в двигателе может появиться в результате перегрева мотора, использования неправильно подобранного или некачественного (контрафактного) моторного масла, длительной эксплуатации движка при значительном превышении рекомендуемого интервала сервисной замены смазочного материала и масляного фильтра. Например, езда на масле без замены более 20-25 тыс. км. вместо рекомендуемых 15 тыс. км.
ТОП-9 наиболее распространенных ошибок новичков
В трейдинге, как и в жизнь, стоит учиться на чужих ошибках. В распоряжении трейдера Интернет, поэтому в вопросе обучения не возникает трудностей. Накопленный опыт помогает в анализе ошибок на бирже. В дальнейшем остается не повторять их.
Вот девять наиболее распространенных:
Непрерывная работа
Важно учесть, что жадность в трейдинге — плохой советчик. Многие новички в погоне за заработком забывают о перерывах
Они открывают позиции с каждым движением цены в расчете на будущее получение прибыли. В результате получается обратный результат (деньги уходят «сквозь пальцы»). Важно понимать, что trader должен быть усидчивым и работать наверняка и с минимальным риском. Иногда нужного момента приходится ждать несколько часов, а то и дней.
Быстрое закрытие позиции. Начинающие трейдеры часто закрывают сделки при получении даже малой прибыли. При таком подходе трудно рассчитывать, что депозит увеличится хотя бы на 10 процентов за год. По статистике правильно открытая позиция приносит в пять раз большую прибыль, чем первоначально вложил торговец.
Стремление использовать несколько активов одновременно. Трейдинг с применением пяти–шести инструментов приводит к рассеиванию внимания и упущению оптимального времени для открытия позиции. Эксперты уверяют, что для получения стабильной прибыли достаточно одного-двух инструментов.
ЧИТАТЬ Что такое Стоп-Лосс: как правильно выставить, основные преимущества
Несвоевременное закрытие позиции. При развороте рынка новички часто надеются, что кривая цены скоро развернется и пойдет в нужном направлении. Если этого не происходит, деньги пользователя быстро сгорают. Во избежание потерь рекомендуется ставить stop loss — команду, обеспечивающую автоматическое закрытие сделки на конкретном уровне.
Трейдинг по интуиции. Распространенная ошибка торговцев — работа наугад. Так происходит в ситуации, когда человек не знает, что и как ему делать
Для получения прибыли важно наличие стратегии. Работа по интуиции если и приносит успех, то кратковременный
Итог всегда один — потеря депозита. В такой ситуации trading ничем не отличается от игры в рулетку.
Отсутствие анализа. Наличие дневника трейдера и его контроль — неизменное условие успеха торговца. Без этого сформировать надежную стратегию вряд ли удастся. С помощью журнала участник рынка видит, что он сделал не так, и где ошибся. Анализ помогает создать надежную систему трейдинга.
Чрезмерная увлеченность. Новички часто забывают, что существует реальная жизнь с ее развлечениями, общением, чтением книг и другими удовольствиями
Важно сразу определить для себя время нахождения у ПК и четко следовать этому правилу.
Работа без отдыха. В стремлении увеличить капитал и заработать больше денег торговцы забывают об отдыхе и проводят возле компьютера по 12–14 часов в день
Такой режим изматывает, а эффективность трейдинга снижается к нулю
Для успешных торгов нужна концентрация, свежий взгляд на вещи и внимание. У сонного уставшего человека эти характеристики отсутствуют.
Трейдинг без стратегии
Эта ошибка затрагивалась выше, но еще одно упоминание не будет лишним. По статистике наличие стратегии повышает вероятность успешной сделки в 2–3 раза, а годовая прибыль достигает 60–70 %.
Многие трейдеры воспринимают работу на бирже как игру, что считается главной ошибкой. Это такая же работа с рисками, плюсами и минусами, требующая обучения и внимания. Если не следовать приведенным правилам, торговец быстро заканчивает с новой практикой и забывает о перспективном виде заработка.
Стук коленчатого вала
Коленвал может застучать и на бензиновом, и на дизельном двигателе. Такой звук раздаётся внизу мотора, в салоне прогретого авто удары проявляются с левой стороны.
Вызывают это явление преимущественно амортизация подшипников коленвала, а также возникновение касающихся их проёмов. Амортизации способствуют перегрев мотора, низкокачественное или содержащее мусор масло, а также недостаточное количество этой жидкости. В свою очередь, проёмы образуются из-за:
- износа шеек коленвала или деформации внутренних колёс подшипников;
- недостаточного количества масла в подшипнике или вообще в двигателе;
- повреждений шеек вала вследствие ремонта или ненадлежащего хранения детали;
- неправильной формы шеек вала;
- присутствия воды в масле.
Ну, а зазор на подшипнике, достигший 0,07 мм, означает, что автомобиль требует ремонта, причём срочного.
Первый тревожный звонок в виде глухого стука может раздаться уже при запуске мотора. Ведь масло ещё не нагрелось и не добралось до подшипников коленвала. После стучание стихает, но иногда проявляется на холостом ходу. Пока обороты невысоки, звук приглушённый. Но когда происходит их набор, удары тоже становятся громче.
Впрочем, определить самостоятельно, что стучит конкретно коленчатый вал, не так просто. Здесь рекомендуется следовать универсальному правилу, согласно которому стук в моторе является сигналом для срочной доставки автомобиля в мастерскую.
Почему «стуканул» мотор: возможные причины
Начнем с самого определения. Водители часто говорят, что двигатель застучал или стуканул. Что же на самом деле значит «застучал двигатель»? Под такой формулировкой неисправности, как правило, профессионалами и опытными любителями понимается изменение звука работы ДВС именно по причине неполадок в области ЦПГ, КШМ и ГРМ, что означает необходимость капитального ремонта.
Отметим, что точно определить подобный стук может далеко не каждый водитель. В таких случаях неопытные автовладельцы говорят, что двигатель стуканул, при этом определение применяется в случаях появления любых посторонних звуков ударного или другого характера во время работы ДВС. Другими словами, наиболее корректно применять определение «застучал двигатель» именно тогда, когда стучит внутри двигателя, а не в навесном оборудовании или в области шкивов навесного оборудования. С определением разобрались, теперь перейдем к самим причинам.
Двигатель внутреннего сгорания, независимо от того, какой тип агрегата стоит под капотом (бензиновый, дизельный, гибридный или роторный) состоит из множества нагруженных узлов. Механизмы и системы внутри двигателя (КШМ, ГРМ и т.д.) образуют так называемые пары трения. Исправный мотор должен работать тихо, что означает целостность и нормальное взаимодействие всех деталей между собой, а также эффективную работу системы смазки.
Появление металлических стуков (удары металла об металл, лязг или скрежет) являются поводом для немедленного прекращения эксплуатации и глубокой диагностики двигателя для скорейшего выявления причин
Также следует обратить внимание на характер стуков с учетом индивидуальных особенностей:
- двигатель стучит только на холодную и/или на горячую;
- звук появляется на высоких или низких оборотах;
- стук в двигателе проявляется с определенной периодичностью
- мотор стучит постоянно, с одинаковой силой, звонко или глухо;
- стуки в двигателе прогрессируют (усиливаются) или остаются на том же уровне;
Добавим, что усиление общего уровня шума может происходить само по себе, то есть не обязательно являться неисправностью. Это справедливо для двигателей с солидным пробегом, которые уже изношены и не могут работать так же тихо, как новые агрегаты. Также стук в двигателе может появиться в результате перегрева мотора, использования неправильно подобранного или некачественного (контрафактного) моторного масла, длительной эксплуатации движка при значительном превышении рекомендуемого интервала сервисной замены смазочного материала и масляного фильтра. Например, езда на масле без замены более 20-25 тыс. км. вместо рекомендуемых 15 тыс. км.
Причины
- Примеси и частицы металла в моторных жидкостях, несмотря на наличие фильтров, проходят в мотор. Никто не говорит, что они плохо фильтруют, но всего не уловишь;
Распределительный вал:
Стук появляется из-за износа подшипников, причиной тому вышеперечисленное. Специалисты уверяют, что на таком двигателе можно ездить не более 40-50 тыс. км., если клапана без гидрокомпенсаторов, в противном случае нет.
Изначально стук будет при холодном пуске, после во время движения. Во время ранней подачи топлива на бензиновых и дизельных двигателях происходит предварительное воспламенение смеси. В народе называют: стучат пальцы и ляпотит дизель.
Клапана:
Повышенные зазоры в следствии износа – основная причина стука. По звонкости похож на звуки распредвала. У дизеля может быть стук топливного насоса высокого давления.
«Пальчики стучат»:
Частенько можно услышать от бывалых водителей такие слова. В основном это проблема карбюраторных движков, которые уходят в небытие. Схема такова: смесь попадает в камеру сгорания, поршень сдавливает ее и в этот момент проходит искра. Так вот момент может быть с опережением или опозданием. Отсюда и название «раннее» и «позднее» зажигание. Устраняется путем поворота угла трамплера влево или вправо.
Детонирует двигатель:
Нестандартное сгорание топлива в камере сгорания. При норме в 1,5–2,5 м/с, фактическое, на порядок больше. Признаки: цокот в цилиндрах, шатание движка со стороны в сторону, нагрев головки блока цилиндров, резкое снижение мощности. Подробней читайте статью «Причины детонации двигателя».
Как видим признаки, что стуканул двигатель довольно обширные. На слух определить источник стука вряд ли получится, необходимо обращаться за помощью к специалистам в автосервис.
Какими личностными качествами должен обладать трейдер?
Как можно догадаться, трейдер не сможет состояться в качестве настоящего профессионала, если он не будет обладать склонностью к математике, аналитическим складом ума и способностью быстро реагировать и принимать решения
Кроме того, в профессиональной деятельности трейдера очень важно наличие таких личностных качеств, как:
самодисциплина;
рассудительность;
уменье распределять и концентрировать внимание;
хорошая память;
стрессоустойчивость;
способность реально оценить риски и вовремя остановиться;
стремление к самообразованию;
целеустремленность;
развитая интуиция.
Главным «врагом» трейдера является некомпетентность. Поэтому настоящий профессионал не только знает технологию заключения сделок, но и свободно ориентируется в экономической и политической жизни мирового сообщества, умеет анализировать и прогнозировать развитие событий, «чувствует» рынок и грамотно реагирует на изменение цен.
Преимущества и недостатки
У профессии трейдера достаточно много плюсов:
- Профессионал всегда сможет заработать больше.
- Работа на себя. Без начальства и распоряжений «сверху». Трейдер напрямую взаимодействует с рынком. Все предельно прозрачно и честно.
- Возможность постоянно развиваться, получая новые знания и оттачивая обретенные навыки.
- Удаленная занятость. Вы свободно можете работать в любом месте. Главное условие – наличие высокоскоростного интернета.
- Автоматизация торгового процесса. Можно положить средства на депозит и сделать такие настройки, чтобы со счетов самых успешных трейдеров шли копии сигналов.
- В интернете открыт беспрепятственный доступ к полезной литературе, обучающим видеосюжетам, вебинарам.
Нет такой профессии, которая состояла бы из одних преимуществ. Соответственно, у трейдинга есть и минусы:
- Риск потерять все деньги.
- Общество в своем большинстве все еще мыслит устаревшими категориями, вешая на трейдеров клеймо спекулянтов и аферистов.
- Очень высокий уровень стрессогенности.
- Нестабильность зарплаты. Нет аванса, премий и бонусов в конце года.
- Отсутствие больничного, обычного ежегодного оплачиваемого отпуска и соцпакета в целом.
Общие рекомендации по эксплуатации двигателя
Эксплуатация двигателя – это ответственный процесс, который требует внимательности и заботы. Для того, чтобы ваш двигатель служил долго и надежно, следуйте следующим рекомендациям:
Регулярно меняйте масло. Масло в двигателе – это как кровь в человеческом организме. Рекомендованный интервал замены масла – каждые 5-10 тысяч километров в зависимости от условий эксплуатации.
Используйте качественное топливо. Качество топлива напрямую влияет на работу и долговечность двигателя. Некачественное топливо может привести к скоплению загрязнений и образованию нагара.
Не перегревайте двигатель. Перегрев двигателя может привести к серьезным повреждениям
Обратите внимание на индикатор температуры и при первых признаках перегрева остановите двигатель и дайте ему остыть.
Не перегружайте двигатель. Следуйте рекомендациям производителя относительно веса груза и максимальной скорости
Перегрузка двигателя может привести к его поломке.
Проводите регулярное ТО. Техническое обслуживание (замена фильтров, свечей, ремней) позволяет сохранить работоспособность двигателя и предотвратить возможные поломки.
Следуя данным рекомендациям, вы можете значительно продлить срок службы вашего двигателя и предотвратить возможные поломки и серьезные повреждения. Будьте ответственны и заботьтесь о своем автомобиле.
Профилактика
- Меняйте масло. Чтобы избежать первого или повторного заклинивания двигателя, проверяйте раз в неделю состояние масла и его уровень, регулярно меняйте масляный фильтр и само масло. Для проверки масла на износ, его небольшую часть достают из двигателя при рабочих температурах, дают немного остыть и смотрят в каком состоянии оно находится. Если от масла не исходит неестественного запаха, оно прозрачное и медленно стекает со щупа, то всё в полном порядке. Но, если масло помутнело или имеет тёмно-коричневый цвет, то это сулит о необходимости замены в скором времени.
- При постукивании в моторе сразу же прекращайте движение. Это может уберечь вас от более серьёзных проблем, в виде пробитой стенки блока цилиндров. А это является очень крупной поломкой, которую самостоятельно решить уже не получится.
- Контролируйте уровень охлаждающей жидкости. Для этого нужно заглянуть под капот и посмотреть на количество антифриза в расширительном бачке.
Но и это нужно делать по особым правилам:
- Убедитесь, что мотор холодный. Потому что только в таком состоянии весь антифриз находится в бачке.
- Посмотрите на показатели на бачке, обычно они подписаны как MAX и MIN. Если они отсутствуют, то при достаточном количестве, не требуемом пополнения, уровень жидкости не должен находиться ниже середины ёмкости.
О начальном этапе ремонта заклинившего двигателя вы узнаете из этого видео:
По ком стучит двигатель
Странный стук может позвать в дорогу, но не доносящийся из подкапотного пространства машины. Если там что-то стучит, то наверняка это мотор, а значит, у него какие-то неприятности. Подтверждением тому может стать сигнал индикатора о некотором снижении давления масла в работающем в холостом режиме разогретом ДВС.
Случается, что двигатель каких-то подозрительных ударов не издаёт, а давление масла всё равно снизилось. Тогда нужно нажать на газ и прислушаться к работе ДВС. Сигналом о неполадках в агрегате будет доносящийся шум, напоминающий удары молотка о чугун.
Иногда постукивание в моторе имеет место при холостом режиме, а на более высоких оборотах стихает совсем или становится едва уловимым. Обычно такой сценарий не слишком опасен – другое дело, если нажатие на газ увеличивает громкость стука. Как бы то ни было, всё же лучше выяснить, откуда берётся эта «музыка».
ДВС, как и прочие комплектующие автомобиля, постепенно изнашивается, и у него что-нибудь порой ломается. Например, работающая в холостом режиме силовая установка может застучать из-за:
- касания картера двигателя колесом генератора или помпой;
- дрожания оболочки газораспределительного механизма или колебаний защиты мотора;
- зазора на распределительных шестернях двигателя, оборудованного шестерёнчатой передачей;
- откручивания колеса коленчатого вала;
- неустойчивости шестерни коленвала либо установленной на нём звёздочки;
- слабой фиксации находящейся на распределительном валу звёздочки или относящейся к нему шестерни;
- низкокачественного топлива.
Мотор, в компанию которому досталась автоматическая КПП, иногда постукивает из-за деформаций в маховом колесе. Этот же элемент у двигателя, работающего с механической трансмиссией, довольно массивен. Поэтому вряд ли лопнет.
Сведущие автолюбители могут попробовать самостоятельно выявить и устранить причину того или иного стука. Тем же, кто не горит желанием разбираться в деталях или просто не хочет рисковать, дабы окончательно не добить силовую установку машины, лучше прибегнуть к услугам автосервиса.
Стук клапанов и гидрокомпенсаторов
Шум работы клапанов происходит по следующим причинам:
- Износ клапанного механизма
- Неправильная регулировка теплового зазора между клапанами и нажимными рычагами (коромыслами) или выход из строя саморегулирующего гидрокомпенсатора
- Неправильно отрегулирован привод газораспределения
При изношенных направляющих клапанов в головке цилиндров с частый металлический лязг слышен из верхней части двигателя, который при допустимом износе с разогревом двигателя может утихать.
Повышенный зазор часто напоминает металлический лязг. В таком случае водители говорят: «клапана ляпают», особенно это про является на холодном моторе. В данной ситуации происходит недооткрытие клапанов, что проявляется плохим наполнением горючей смесью и плохой вентиляцией цилиндров, что снижает мощность силовой установки.
Отсутствие теплового зазора провоцирует недозакрытие клапанов на разогретом двигателе, что также снижает мощность двигателя. Одной из причин постукиваний является касание клапанов о днище поршня при общем расширении деталей разогретого силового агрегата.
В случае неправильной регулировки теплового зазора клапанов стук может возникать, как при увеличенном, так и при его полном отсутствии, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя.
Также при использовании в конструкции двигателя гидрокомпенсаторов, в составе газораспределительного механизма, стук может возникать при выходе из строя гидрокомпенсатора одного из клапанов. А также при разогреве двигателя, в холодное время года, когда гидрокомпенсаторы не получили рабочей температуры для корректной работы клапанов.
Неправильно установленный привод газораспределительного механизма ведёт к некорректной работе двигателя, где нарушена синхронность работы цилиндров с клапанным механизмом. Причинами такой неполадки является нарушение работы привода газораспределения, где корректность нарушается в результате ослабления натяжки ремня или цепи, а также человеческий фактор, связанный с неквалифицированным обслуживанием. В зависимости от особенностей конструкции такое нарушение проявляется стуками клапанов и приводит как к некорректной работе, так и полной поломке клапанного механизма.
Нарушения в приводе газораспределения
Согнутые клапана газораспределения в результате нарушения привода газораспределения
Механический износ
Основной причиной клина в отечественных авто становятся внутренние разболтавшиеся крепления в двигателе из-за некачественной смазки и непериодической ее замене. Ослабиться могут гайки коренных подшипников, натяжителя ремня ГРМ, крепление головки шатуна. После кустарного капитального ремонта может выйти стопорное кольцо из поршня. Причина тому — нестандартные запчасти.
Рассыпавшийся клапан можно проверить визуально, сняв крышку двигателя. Часто вылетает пружина или гнется сам клапан при обрыве ремня ГРМ. Неисправности возникают при затяжке головки блока цилиндров без динамометрического ключа, когда от перенапряжения появляется трещина в стенках и, соответственно, падает давление на смазку. Вероятность клина двигателя повышается при чрезмерных нагрузках во время вождения.
Общие вопросы и стук коленвала
Признаки, что стуканул двигатель. Вот у дизеля все намного сложнее и сильнее за счет того, что поршня во время хода впритык подходят к блоку цилиндров, а точнее его головке. Со временем, поршень просто будет ударятся в блок и издавать глухой звук. Ездить на таком моторе категорически запрещено, в противном случае готовьте деньги на новый. Конечно добраться пару километров домой можно, но не более и то на движке от Subaru и модели ЕА-81,82.
Конструкция такого агрегата сильна и крепка за счет короткого коленвала. Помните, причиной стука может быть произвольно отвинченная гайка шатуна, которая может размолотить пол мотора. У нового силового агрегата зазоры между шатунами составляет 0,02 микрона, а у изношенного 0,07 микрона. Казалось бы ерунда, а роль играет.
Стуки в головке блока цилиндров
К сожалению, двигатели не бывают вечными, и в них со временем изнашиваются любые детали. В ГБЦ подвержены износу втулки клапанов, посадочные седла. На головках блока с верхним расположением распредвалов вырабатывается постель, в которую устанавливается вал.
Есть модели двигателей, на которых возникает характерный дефект – выпадают клапанные седла. Наиболее характерно выпадение седел для моторов Форд Split Port и ЗМЗ-402 в различных модификациях. Если седло выходит из своего посадочного места, оно разбивается клапаном и разлетается по цилиндрам, в результате приходится менять не только головку блока, но и ремонтировать ЦПГ.
При изношенных направляющих втулках клапанов появляется характерный звук, похожий на подсекание элементов выхлопной системы. При этом мотор теряет мощность, так как не создается необходимой компрессии. При выработке опор распредвала возникает рокочущий частый стук, но в отличие от клапанного, он более низкий. Когда имеется износ постели распределительного вала, ГБЦ следует менять, хотя есть автовладельцы, которые отдают восстанавливать (перевтуливать) головку блока на завод – так поступают в тех случаях, когда ГБЦ стоит дорого, и ее сложно купить.
Механический износ
Основной причиной клина в отечественных авто становятся внутренние разболтавшиеся крепления в двигателе из-за некачественной смазки и непериодической ее замене. Ослабиться могут гайки коренных подшипников, натяжителя ремня ГРМ, крепление головки шатуна. После кустарного капитального ремонта может выйти стопорное кольцо из поршня. Причина тому — нестандартные запчасти.
Рассыпавшийся клапан можно проверить визуально, сняв крышку двигателя. Часто вылетает пружина или гнется сам клапан при обрыве ремня ГРМ. Неисправности возникают при затяжке головки блока цилиндров без динамометрического ключа, когда от перенапряжения появляется трещина в стенках и, соответственно, падает давление на смазку. Вероятность клина двигателя повышается при чрезмерных нагрузках во время вождения.
Что такое стуканул мотор?
Стуканул мотор — это необычный звук, который возникает в двигателе автомобиля. Этот звук может быть произведен различными деталями двигателя, такими как поршни, шатуны или клапаны. Стуканье может быть причиной неисправности или повреждения внутренних компонентов двигателя.
Скажем, что стуканул мотор, когда двигатель производит необычные шумы, напоминающие стук или стук. Часто стуканье проявляется при ускорении или замедлении автомобиля. Это может быть последствием неправильной работы компонентов, износа деталей или недостаточной смазки.
Симптомы стуканья мотора включают постоянный или периодический стук, который может усиливаться при увеличении оборотов двигателя. Также может быть заметна потеря мощности двигателя или ухудшение его производительности.
Стуканье мотора может быть вызвано разными причинами. Одним из наиболее распространенных является износ поршней или пальцев поршня, что может привести к их неправильному движению и стуканью. Также стук может быть вызван износом шатунов или неподвижного опорного подшипника, что приводит к более сильному трении и стуку в двигателе.
Если у вас стукнул мотор, важно незамедлительно обратиться к специалисту для диагностики и решения проблемы. В зависимости от причины стуканья мотора, могут потребоваться различные меры по исправлению проблемы
В некоторых случаях может потребоваться замена деталей двигателя или проведение ремонта.
В целом, стуканье мотора является серьезной проблемой, которая может повлиять на надежность и производительность автомобиля. Поэтому необходимо внимательно следить за состоянием двигателя и незамедлительно устранять любые необычные звуки или вибрации.
Что делать если застучал именно коленвал?
Если у вас проявляется сильный металлический стук, но двигатель еще работает – считайте, вам повезло! Значит – вкладыш провернуло, но не заклинило, в противном случае вы уже не сможете запустить свой агрегат. Не редко при «клине» вырывает кусок блока двигателя. Срочно глушим автомобиль и срочно на СТО. Сами вы уже ничего не сделаете, если вы конечно не «моторист».
Что будут делать на СТО мастера:
1) Сольют масло и снимут двигатель.
2) Разберут блок и вытащат коленвал.
3) Дальше уже по сложности процесса – если этот КВ еще годен (не сильные задиры в шейках), то его могут отшлифовать (места креплений) и поставить толще вкладыши. Если повреждения критические он идет на свалку, а вы покупаете новый, вместе с новыми вкладышами.
Процесс очень трудоемкий, требует квалифицированного мастера, иначе есть шанс, что подобное повториться. Не экономьте на таком ремонте!
Буду заканчивать, запомните – если стук металлический и очень сильный это очень плохо, срочно реагируем, везем – а не едем на СТО!
Источник
Методы диагностики
Если не получается посетить автосервис, то можно попробовать выявить причину стука самостоятельно. Первым делом советуем убедиться, что шум исходит именно от двигателя. Если в машине механическая коробка передач, следует выжать сцепление. Звук пропал? Значит дело в МКПП. Без специальных средств услышать посторонний шум может лишь опытный моторист. Если у вас нет опыта, лучше приобрести автомобильный стетоскоп. Наушники вставляем в уши, а щуп поочередно прикладываем к разным частям мотора. Составим таблицу с пояснениями.
№ | Звук | Причина |
1 | Громкий кратковременный шум. Он слышен из верхней части ГБЦ | Неправильные зазоры клапанов |
2 | Звук, сравнимый с ритмичными ударами маленького металлического шарика с нарастанием | Неисправность гидрокомпенсаторов |
3 | Свист, скрип, шуршание | Изношен ремень ГРМ или цепь |
4 | Звонкий и яркий звук, автомобилисты говорят «стучат пальцы» | Детонация |
5 | Приглушенный стук на малых оборотах в районе цилиндров, в середине хода поршня | Вкладыши шатуна |
6 | Глухой шум, щелчки в районе блока цилиндров, как будто кто‐то стучит по глиняной посуде | Износ поршней |
7 | Ритмичный стук в районе нижней части двигателя, где расположен коленвал, может отдавать в поддон | Коренные вкладыши |
Если у автомобиля есть диагностический разъем для подключения сканера OBD–2, советуем воспользоваться прибором. Он покажет код ошибки, по которому можно с высокой точностью определить неисправность.
Признаки заклинивания
Сигнализировать о неполадке двигатель будет сразу же, да и движение в таком случае невозможно. Часто при возникновении неисправности водители грешат на севший аккумулятор, но его зарядка не всегда способна исправить неполадку. Есть определённые симптомы, указывающие на проблему, состоящую в заклинивании элементов мотора.
Часто об этом оповещает щелчок реле стартера, после чего коленвал перестаёт вращаться. Причиной может быть и севшая АКБ, и неисправность пускового механизма. Во время движения может произойти как резкое заклинивание мотора, тогда он тут же глохнет, так и постепенная потеря мощности, затем остановка ДВС. Завести автомобиль снова уже не получится, стартер не крутит и при пробах запуска мотора раздаётся скрежет и лязг металла. Иногда после бездействия агрегат всё же запускается, но даже если запуск удался, если проблема не устранена, на его нормальное и продолжительное функционирование рассчитывать уже не приходится. Нередко перед заклиниванием из-под капота можно услышать грохот и звук ударов металлических частей друг о друга.
Диагностировать заклинивание двигателя можно, запустив коленвал вручную:
- если модель автомобиля позволяет добраться до шкива, можно прокрутить мотор ключом за болт крепления шкива;
- как вариант также возможно вывесить ведущую ось и на самой высокой передаче провернуть агрегат за колесо вручную.
Прокручивать коленвал методом буксирования машины не стоит, поскольку чрезмерное насилие над двигателем в попытках его завести может стать причиной ещё больших деформаций элементов и привести к серьёзным последствиям.
Условия диагностики стуков
Необходимо учитывать условия, в которых находится ваша машина, время его диагностики. Холодное время года или лето, прогрет автомобиль, или вы диагностируете его холодным. Бывают ситуации, когда вы заводите машину на холодную, особенно зимой, слышны какие-то страшные штуки. По мере прогрева они становятся все тише.
Когда машина вышла на рабочую температуру, звуки либо вообще стихают полностью, либо их практически не слышно. Но бывают обратные ситуации. В первом случае у вас еще есть время покататься и попробовать продиагностировать самому, либо доехать до ближайшего автосервиса.
Особенности стука в двигателе автомобилей ВАЗ
Описанные причины возникновения сторонних шумов характерны для всех двигателей, в том числе моделях ВАЗ.
Кроме вышеуказанных источников проблемы в классических моделях стук в двигателях ВАЗ может быть вызван сильным растяжение цепи привода ГРМ или послаблением натяжителя цепи.
А у моделей начиная от ВАЗ 2108, дополнительно повышенная шумность может возникать из-за износа подшипника натяжителя ремня.
Дизельные моторы, дополнительные возможные источники стука.
Если дизельный двигатель стучит, помимо проблем с кривошипно-шатунным механизмом, цилиндропоршневой группой и ГРМ, стук может быть вызван проблемами с системой питания, в частности — неисправностями с ТНВД, турбиной или форсунками.
Или нарушением момента впрыска топлива.
Читайте по теме: Ремонт турбины своими руками.
Что такое стук в ДВС
Для начала следует разобрать такое простое на первый взгляд понятие как стук в двигателе. Это появление посторонних шумов с характерным звучанием, обусловленных соприкосновением различных поверхностей, деталей и компонентов мотора.
Зачастую, если двигатель застучал, это указывает на симптомы критического износа и образования зазоров. Характерные неприятные шумы обычно появляются, когда допустимые размеры зазоров увеличиваются в 2 раза и более. Сила удара и соприкосновения напрямую зависит от того, каким является размер зазора.
То есть тут речь идёт о соударении элементов двигателя друг о друга. При этом при ударах резко возрастает нагрузка на участок, где контактируют компоненты ДВС. Это существенно ускоряет износ, и приводит к необходимости в самое ближайшее время заниматься вопросами ремонта.
На увеличение зазора могут влиять:
- изначальный размер зазора;
- детали двигателя;
- используемые материалы;
- воздействующие нагрузки;
- эффективность работы смазочной системы;
- работоспособность системы охлаждения;
- стиль вождения и пр.
Из-за этого некоторые детали могут стучать, но при этом выдерживать несколько десятков тысяч километров пробега, не вызывая никаких серьёзных и опасных последствий. Это в больше степени относится к стукам ГРМ. А другие могут спровоцировать поломку уже после 5-20 километров пробега. Здесь наиболее уязвимыми считаются элементы цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма.
Бывают даже такие ситуации, когда двигатель начинает стучать, хотя зазоры остаются нормальными, и никакого сильного износа нет. Подобные симптомы могут указывать на:
- детонацию и большие нагрузки на мотор;
- перекос элементов двигателя;
- заклинивание механизмов;
- износ масла.
Если вы столкнулись со стуками, их ни в коем случае нельзя игнорировать. Даже когда кажется, что машина ведёт себя нормально, двигатель тянет и не теряет мощности.