Принцип работы
Теперь, когда стало ясно, для чего необходим блок управления и в чем заключается его роль в устройстве современного авто, стоит выяснить, как устроена подобная система и из каких элементов она состоит.
Вообще говоря, современный ЭБУ состоит из двух больших блоков, которыми и представлена схема управления ДВС. Первый блок — это набор датчиков, задача которых — сбор максимального количества необходимой информации о температуре охлаждающей жидкости, оборотах двигателя и прочих требуемых данных. Второй блок, из которого состоит схема управления, — это электроника, которая принимает сигналы с датчиков, анализирует их и выдает импульсы на изменение режима .
Остается открытым вопрос, каким образом работает схема управления, и какое устройство имеет вычислительный блок, к которому привязываются все датчики. По сути, ЭБУ представляет собой плату, подобно тем, что реализованы в персональных компьютерах. Постоянное запоминающее устройство — ПЗУ — хранит данные постоянно, независимо от того, подключен ли блок к питанию на данный момент или же вовсе отключен от автомобиля. Главная задача ПЗУ — хранение алгоритмов, за счет которых функционирует схема управления, и мгновенная их выдача в случае необходимости.
Еще одна составляющая памяти — оперативное запоминающее устройство, или ОЗУ, — хранит данные, доступ к которым необходим в максимально короткий период времени. Здесь, как правило, хранятся текущие показания датчиков, которые тут же применяются для вычисления необходимого алгоритма изменения режима работы. Здесь же применяется управление шаговым двигателем: ему выдается импульс на перемещение заслонок на вычисленный угол.
Итак, все необходимые данные собраны, алгоритмы хранятся в ПЗУ, а датчики подключены к двигателю. Не хватает всего одной составляющей, которая, тем не менее, является ключевой, и без нее функционирование ЭБУ стало бы попросту невозможным.
Эта составляющая — некий вычислитель, который определяет, какой алгоритм будет применяться, а заодно выясняет, насколько исправна схема управления и насколько правильно функционируют все установленные датчики.
Этим недостающим элементом является микропроцессор. Он встраивается в корпус ЭБУ и подключается к двум большим функциональным блокам: набору датчиков и памяти. На основе полученных данных процессор вычисляет алгоритм работы и вызывает его из долгосрочной памяти. Подставляя в него показания датчиков, процессор получает данные для импульсов изменения режима работы двигателя внутреннего сгорания автомобиля.
Типы соленоидов для АКПП
Электромагнитные клапаны для АКПП более раннего производства были устроены по типу on-off. Они имели упрощенную конструкцию, использовались с целью открыть-закрыть каналы, пропускающие рабочую жидкость гидравлической системы. Изделия нового поколения – соленоидыVOILVO с сердечниками усложненной конструкции оборудованы встроенным металлическим клапаном шарикового типа. Данное изобретение не обрело популярности, т. к. они сложны в исполнении и часто ломаются.
Трехканальные электромагнитные клапаны
Трехканальные соленоиды АКПП предназначены для регулировки давления в гидросистеме и подачи масла на подвижные агрегаты. Их конструкция характеризуется повышенной долговечностью и надежностью. Модернизированные электромагнитные клапаны изготавливаются в виде многоканальных соленоидов (от трех до пяти каналов) могут управлять несколькими клапанами плиты. Благодаря упрощенной конструкции, надежность соленоидов существенно возросла, срок использования гидроблоков в целом также заметно увеличился.
Интеллектуальные соленоиды
Особой популярностью среди автопроизводителей пользуются интеллектуальные соленоиды, способные управлять всеми функциями гидравлической клапанной системы. Соленоиды-регуляторы работают по принципу вентиля. Они не просто работают на «открыть/закрыть канал», теперь просвет увеличивается или уменьшается на заданную величину, что позволяет дозировать количество поступающей смазки. Степень раствора сечения зависит от величины импульсного тока, поступающего с центрального бортового компьютера на магнитную сердцевину электрического клапана.
Электронный блок управления акпп, его функции и устройство
Одним из компонентов сложной системы, называемой автоматической коробкой передач, является электронный блок управления или ЭБУ автоматической коробки передач. Это сложное электронное устройство, и вся проблема в том, что, как и со всеми другими электронными устройствами, может случиться неприятная история — поломка.
Электронный блок управления автоматической коробкой передач
Если бы ЭБУ АКПП состоял из пары десятков транзисторов и логика устройства была бы простой, не было бы вопросов. Однако логика работы агрегата с каждым годом усложняется для улучшения качества работы АКПП, а усложнение логики влечет за собой усложнение схемотехники.
Вся электронная система управления состоит из памяти, в которой определенным образом записаны программы (логики) автоматического управления коробкой передач, набора датчиков, которые в любой момент предоставляют ЭБУ информацию о состоянии процессора контролируемой области и разнообразие исполнительных механизмов.
Память электронного блока управления АКПП на первых моделях была выполнена в виде постоянных запоминающих устройств (ПЗУ). Их нельзя было изменить. Позже этот путь признали тупиком и начали устанавливать перепрограммируемые запоминающие устройства. Теперь требуется программист, чтобы внести изменения в логику автоматической коробки передач. Это несколько упростило задачу адаптации АКПП к местным условиям эксплуатации. Сама процессорная часть представляет собой сложное электронное устройство, которое, как правило, в случае поломки требует замены блока. Оценить неисправность ЭБУ достаточно сложно. Иногда диагностический прибор не может определить дефект. В этом случае есть
ЭБУ открытой автоматической коробки передач
выхода два: «закинуть блок» и отдать электронщику на просмотр. Оба этих метода мы рассмотрим в отдельной статье, так как они представляют особый интерес с точки зрения стоимости ремонта и его надежности. Мы попросим наших мастеров прокомментировать некоторые рабочие вопросы.
Датчики и переключатели предоставляют информацию о состоянии конкретного механизма для выбора действия на основе записанного расписания. Учитываются сигналы от блока управления двигателем. В некоторых моделях автомобилей также совмещены электронные блоки управления двигателем и автоматическая коробка передач. В основном это относится к более старым моделям АКПП. Логика последних моделей стала слишком сложной, чтобы ее можно было комбинировать. Если есть проблемы с АКПП, ошибок в логике может не возникнуть в самой коробке.
Вот реальная ситуация с автоматической коробкой передач на Мерседесе. Внезапно «игривость» исчезла. Диагностический прибор ошибок не выявил. Как потом выяснилось, ошибок быть не должно. Они все исследовали. Поразмыслив, мы пришли к выводу, что проблема где-то в электронике. Вспомнили профессиональных электронщиков и пошли к ним. Действительно, при диагностике на более сложном оборудовании выяснилось, что неисправен лямбда-зонд. Фактически, его параметры незначительно не соответствовали требуемым. Вот и передал блок управления двигателем эту проблему и «заклинило» АКПП. Ситуация была очень непонятной.
Блок управления АКПП в ремонте
Или ситуация с датчиком положения селектора на АКПП Jaguar предпоследней модификации. Здесь селектор сначала перемещается назад, а затем перемещается вперед. Контактная группа селектора очень чувствительна к влаге, контакты часто покрываются оксидами, и блок управления перестает их «видеть». Этот факт приводит к тому, что первоначальный запуск двигателя затрудняется. Блок управления прерывает цепь зажигания. И это вся работа ЭБУ АКПП.
Управление процессами в АКПП осуществляется с помощью соленоидов, играющих роль исполнительных механизмов.
Что такое АКПП и ее виды
Автоматическая коробка переключения передач — один из видов трансмиссии, при которой без вмешательства водителя выставляется необходимое передаточное число, подобранное под режим движения и другие факторы.
С технической точки зрения автоматической КПП считается только планетарная часть узла, напрямую связанная с переключением передач, и совместно с гидравлическим трансформатором образовывает единый автоматический агрегат.
К автоматическим коробкам передач принято относить классическую с гидротрансформатором, роботизированную КПП и вариатор.
Классическая автоматическая коробка передач
Гидротрансформаторная КПП является популярной и классической моделью трансмиссии, устанавливаемой на большинстве сходящих с конвейера в настоящее время автомобилях.
Коробка автомат состоит из планетарного редуктора передач, управляющей системы и гидравлического трансформатора, который и дал ей название — гидротрансформаторная КПП. Устанавливается как на легковых автомобилях, так и на грузовых транспортных средствах.
Роботизированная КПП
Коробка робот является своеобразной альтернативой механической КПП, только переключение скоростей происходит автоматизировано посредством электрических механизмов, приводящихся в действие электронным блоком.
Единственным сходством роботизированной КПП с классической автоматической коробкой является наличие сцепления в самом корпусе коробки.
Вариатор
Вариатор — устройство плавной бесступенчатой передачи крутящего момента на колеса.
Обеспечивает уменьшение расхода топлива и улучшает динамические показатели, щадящее состояние работы двигателя автотранспорта по сравнению с АКПП или МКПП.
Вариаторы бывают ременные, цепные и тороидальные. Из вариаторов наиболее распространен с клиновидным ремнем.
Неисправности ЭБУ коробки автомат и ремонт
Отметим, что блок управления отвечает не только за регулировку работы коробки, но и за диагностику АКПП. Также контролер фиксирует в памяти ошибки, которые могут возникнуть в процессе работы агрегата.
Это значит, что ЭБУ позволяет в значительной степени упростить диагностику автоматической трансмиссии, быстро определить причину сбоев и поломок коробки передач и т.д. Однако бывает и так, что выходит из строя сам блок управления.
На практике проблемы с ЭБУ АКПП возникают не так часто, однако никак нельзя полностью исключать вероятность сбоев и неисправностей в работе АКПП именно по причине неисправного контроллера. Как правило, сама коробка может быть полностью рабочей по части механики и гидравлики, однако неполадки ЭБУ являются причиной некорректной работы агрегата, появления ошибок и т.п.
Обычно к выходу из строя или сбоям в работе ЭБУ приводят:
- механические повреждения блока;
- перегрев котроллера;
- короткое замыкание;
- проблемы с проводкой, контактами и разъемами (по причине попадания влаги, окисления, в результате обрывов и т.д.);
- попытки выполнить прошивку/ремонт/адаптацию ЭБУ в кустарных условиях;
В любом случае, АКПП начинает работать некорректно, так как именно ошибки в алгоритмах приводят к различным сбоям. Могут не включаться определенные режимы или передачи, появляются пинки АКПП, рывки, удары или провалы, коробка автомат буксует, не переключает передачи и т.д. Часто коробка автомат также может перейти в аварийный режим, на приборной панели загорается сигнал неисправности автоматической трансмиссии.
С учетом того, что список возможных проблем АКПП очень широкий, а также сам блок управления взаимодействуем с большим количеством датчиков и исполнительных механизмов, диагностика неисправности может быть сильно осложнена.
По этой причине в сложных случаях, когда стандартные диагностические процедуры не позволяют определить неисправность, рекомендуется временно поставить на автомобиль заведомо исправный и полностью аналогичный блок управления АКПП.
Даже с учетом того, что электронный блок управления коробкой передач может быть расположен не только снаружи, но и внутри трансмиссии (требуется частично разбирать АКПП), такой подход нередко позволяет избежать проведения целого комплекса дополнительных работ по проверке отдельных датчиков, исполнительных механизмов и т.д.
На деле встречаются случаи, когда в автосервисе не знают, как проверить ЭБУ АКПП и где это можно сделать. В таком случае нередко для определения неисправности поспешно снимается и разбирается сама АКПП, проводится дефектовка агрегата, проверяется ГДТ, мехатроник, гидроблок и т.д.
Однако после проведения всех работ выясняется, что проблемным элементом оказывается именно ЭБУ коробкой. По этой причине нужно сначала точно определить неисправный элемент.
Что касается ремонта ЭБУ АКПП, нужно понимать, что многие блоки можно перепрошить. Однако если возникли более серьезные проблемы (с чипами, процессором или модулями памяти), как правило, блоки управления изначально не являются ремонтопригодными.
С учетом высокой стоимости контроллеров, в отдельных случаях некоторые специализированные мастерские все же берутся за ремонт, но далеко не всегда удается добиться гарантированного качества.
Диагностика блока управления выполняется при помощи специального оборудования, чтобы выяснить характер неисправности. Затем можно определить приблизительную стоимость восстановления. Зачастую ремонт электронных блоков управления коробок передач предполагает замену плат и микросхем.
Такая работа сложная, так как нужно выпаивать микросхемы из печатных плат, производить замену выгоревших конденсаторов и т.д. Другими словами, появляются определенные сомнения в последующей надежности блока после ремонта.
При этом стоимость восстановления работоспособности ЭБУ коробкой автомат может быть довольно высокой (обычно около 50-60% от стоимости полностью исправного б/у устройства).
Блок управления двигателем БМВ е34 м50
Может вы посоветуете четкий ремонт. Бмв е34 блок управления года коробка я так понимаю АЛ4. Заблаговременно спасибо. И можно ли брать Китай либо непременно оригинал? Для тебя не подфартило ставилась белоснежной краской на раме. Что написано в книжках Газель изд. Идентификационный номер шасси выбит снаружи на правом лонжероне рамы в средней части. И примечание: На части автомобилей на этом месте может быть про Где Находится Реле Поворотов Газ Блок предохранителей находится справа на панели приборов.
Доверия ОД нет, лучше самому, аккуратненько и уж сам сделал и винить как говориться некоторого. В сервисе Рено долили масло Д2 0. Ошибку в БК не узрели, масло долили, молвят КЛИП указывает обычное давление но на трассе при бмв е34 блок управления при оборотах удар и снова ошибка.
Предохранители и реле BMW E34
Готов к подмене клапанов гидроблока, некие рекомендуют поначалу вполне заменить масло. Е34 акпп в аварии расскажу историю в крации…имея в запасе точно такую же акпп решил заменить все соленойды в связи с запозда. Предохранители и реле Форд Фокус 2.
Что такое ЭБУ?
ЭБУ АКПП – это сложное полностью автоматизированное устройство, которое содержит данные о переключении передач, различные прошивки самодиагностики, программы для регулировки давления и многое другое. Именно этот блок управления выбирает программу работы коробки передач, переключая при необходимости ступени трансмиссии.
Блок управления АКПП учитывает не только данные о скорости движения и оборотах двигателя, но и анализирует информацию с блоков курсовой устойчивости, блока АБС, и других электронных систем, которые отвечают за работу двигателя и коробки передач. Заложенные в блок управления программы позволяют адаптировать алгоритмы управления АКПП под стиль вождения конкретного водителя. Тем самым обеспечивается максимальный комфорт и удовольствие от управления автомобилем.
За что отвечает блок управления?
Электронный блок АКПП и вариатора отвечает за управление гидромеханической частью трансмиссии. Выполняется подобное путем регулировки давления и передачи сигналов к электромагнитным клапанам. Электронный блок полностью отвечает за работу гидротрансформатора, что позволяет обеспечить максимально плавную работу коробки передач.
Располагаться такой блок управления может как внутри автоматической коробки передач, так и иметь внешнее расположение, с прокладкой проводов непосредственно к исполняющим узлам в АКПП. Необходимо сказать, что сегодня в большинстве современных автоматических трансмиссий блок управления расположен вне самой коробки передач. Это объясняется тем, что в зимнее время года могут отмечаться резкие температурные колебания, что приводит к проблемам с электрической частью компонентов блока. Да и провести замену блока управления, который расположен вне коробки передач намного проще, нежели чем разбирать этот узел для проверки и замены ЭБУ.
Типичные неисправности ЭБУ
Из характерных поломок блока управления можно отметить появление трещин на корпусе ЭБУ, что приводит к попаданию внутрь влаги и окислению электронных элементов устройства. Также не редкость повреждения шлейфов и кабелей, по которым передаются управляющие сигналы к исполнительным устройствам. Зачастую блоки управления выходят из строя при перегреве коробки передач, что вызвано проблемами с охлаждением масла и при чрезмерно активной езде. Провести ремонт и диагностику таких электронных блоков управления можно исключительно в специализированных сервис центрах, где используется фирменное оборудование для диагностики.
ЭБУ — устройство, принцип работы
ЭБУ — электронный блок управления двигателем автомобиля, его другое название — контроллер. Он принимает информацию от многочисленных датчиков, обрабатывает ее по особым алгоритмам и, отталкиваясь от полученных данных, отдает команды исполнительным устройствам системы.
Обмен информацией ведется посредством CAN-шины, которая объединяет все электронные и цифровые системы современного автомобиля в одну сеть.
Благодаря такому подходу можно оптимизировать работу двигателя: расход топлива, подачу воздуха, мощность, крутящий момент и др.
Основными функциями ЭБУ являются:
- управление и контроль за впрыском топлива в инжекторных двигателях;
- контроль за зажиганием;
- управление фазами газораспределения;
- регулировка и поддержание температуры в охлаждающей системе двигателя;
- контроль за положением дроссельной заслонки;
- анализ состава выхлопных газов;
- контроль за работой системы рециркуляции отработанных газов.
Кроме того на контроллер поступает информация о положении и частоте вращения коленчатого вала, текущей скорости движения транспортного средства, о напряжении в бортовой сети автомобиля. Также ЭБУ оснащен системой диагностики и в случае обнаружения каких-либо неполадок или сбоев информирует о них владельца посредством кнопки Check-Engine.
Каждая ошибка имеет свой код и эти коды сохраняются на запоминающем устройстве.
При проведении диагностики специалисты подключают к контроллеру через разъем сканирующее устройство, на экран которого выводятся все коды ошибок, а также информация о состоянии двигателя.
Устройство электронного блока управления двигателем.
Контроллер представляет из себя электронную плату с микропроцессором и запоминающим устройством, заключенную в пластиковый или металлический корпус. На корпусе имеются разъемы для подключения к бортовой сети автомобиля и сканирующему устройству. ЭБУ обычно устанавливается либо в подкапотном пространстве, либо в переднем торпедо со стороны пассажира, за бардачком. В инструкции обязательно должно быть указано место расположения контроллера.
Для нормального функционирования в блоке управления применяется несколько типов памяти:
- ППЗУ — программируемое постоянное запоминающие устройство — здесь содержатся основные программы и параметры работы двигателя;
- ОЗУ — оперативная память, используется для обработки всего массива данных, сохранения промежуточных результатов;
- ЭРПЗУ — электрически репрограммируемое запоминающее устройство — применяется для хранения различной временной информации: коды доступа и блокировки, а также считывает информацию о пробеге, времени работы двигателя, расходе топлива.
Программное обеспечение ЭБУ состоит из двух модулей: функционального и контрольного. Первый отвечает за прием данных и их обработку, отправляет импульсы на исполняющие устройства. Контрольный модуль отвечает за корректность входящих сигналов от датчиков и в случае обнаружения каких-либо расхождений с заданными параметрами проводит корректирующие воздействия, либо полностью блокирует работу двигателя.
Внести изменения в программное обеспечение ЭБУ можно только в авторизованных сервисных центрах.
Необходимость в перепрограммировании может возникать при проведении чип-тюнинга двигателя для повышения его мощности и улучшения технических характеристик. Провести данную операцию можно только при наличии сертифицированного программного обеспечения. Однако, производители автомобилей очень неохотно делятся данной информацией, поскольку не в их интересах, чтобы пользователи самостоятельно изменяли настройки.
Ремонт и замена ЭБУ.
Если контроллер выходит из строя или работает некорректно, то прежде всего это отображается в провалах в работе двигателя, а иногда и в полной его блокировке. Check Engine может постоянно высвечивать ошибку, которую невозможно удалить. Основные причины выхода ЭБУ из строя это:
- перегрузка, воздействие короткого замыкания;
- влияние внешних факторов — влага, коррозия, удары, вибрация.
Кроме того любой микропроцессор перегревается, если система охлаждения выходит из строя.
Ремонт, равно как и замена блока управления обойдутся не дешево. Оптимальным вариантом будет приобретение нового блока. Чтобы его подобрать, нужно знать все параметры машины
Диагностика и программирование
Такое количество отдельных систем контроля требует главного «мозгового центра». Центральный модуль синхронизации имеет доступ к отчетам изо всех отдельных центров. Кодировка и передача информации осуществляется посредством САN-шины. Благодаря этому водитель имеет возможно получить информацию о степени корректности работы узлов и агрегатов в реальном времени (контрольные уведомления на приборной панели).
Каждый ЭБУ имеет блок памяти, куда записываются ошибки в работе системы. Диагностический разъем и специальный прибор либо соответствующее компьютерное обеспечение помогут выявить причину многих неисправностей. В моделях более поздних годов выпуска такая процедура осуществляется путем замыкания определенных контактов в блоке предохранителей. Диагностика «скрепкой» показывает коды ошибок, расшифровка которых даст представление о поломке.
Каждый, кто хоть однажды задумывался об улучшении динамики своего автомобиля, знает, что такое чип-тюнинг.
1 Отладочный комплекс
Базой исходных данных является отладочный комплекс МК51. Комплекс состоит из платы микроконтроллера и программного обеспечения и предназначен для отладки и тестирования аппаратуры и программного обеспечения управляющих систем, выполнен на базе микроконтроллера (МК) семейства Intel imcs51.
Плата МК51 состоит из следующих блоков:
МК SAB80C535 предназначенный для выполнения программы МОНИТОР и для выполнения пользовательской программы (управления);
постоянное запоминающее устройство, предназначенное для хранения программы МОНИТОР; емкость ПЗУ 32К байт;
оперативное запоминающее устройство, предназначено для хранения программы пользователя (программа работы управляющей системы);
дисплей, предназначен для контроля значений вводимых параметров, вывода значений параметров системы управления, вывода символов;
клавиатура, предназначена для ввода значений параметра программы управляющей системы, запуска программы управления, вызова процедур и сброса МК;
буфер интерфейса связи платы ПМК с компьютером;
блок коммутации адресов ОЗУ и ПЗУ.
Программное обеспечение состоит из программы FDSAB полноэкранный отладчик программ на ассемблере микроконтроллеров семейства МК51, ориентированный на использование совместно с платой для отладки программ на базе микроконтроллера Siemens SAB80C535 предназначена для отображения и полноэкранного редактирования ресурсов микроконтроллера, загрузки программного кода для микроконтроллера, исполнения его в ПМК полностью, блоками или по шагам.
В программе предусмотрен режим терминала с возможностью выбора номера коммуникационного канала (1 или 2) и скорости передачи и приема данных.
Меню программы содержит следующие пункты:
Загрузить файл с программой…
Выполнить программу ПМК
Перечитать ОЗУ и регистры ИЗ ПМК
Загрузить ОЗУ и регистры В ПМК
Прочитать ПЗУ или ОЗУ команд ПМК…
Загрузить ПЗУ или ОЗУ команд ПМК…
Перегрузить программу В ПМК
Дизассемблировать команды в диапазоне…
Сохранить текст программы в файл…
Включить / выключить символьные метки
Параметры связи…
Режим терминала >
Краткая информация о системе
Выход
Назначение пунктов меню:
Выбор на дисках компьютера двоичного файла (.BIN) с программой, загрузка в отладчик и память команд макета и дизассемблирование загруженного кода на экран в область отображения дизассемблированных инструкций.
Передача управления от монитора ПМК программе пользователя в памяти команд макета.
Считывание содержимого внутренней ОЗУ макета и специальных функциональных регистров из ПМК.
Загрузка в ПМК содержимого внутренней ОЗУ из отладчика и специальных регистров.
Считывание содержимого памяти команд ПМК в отладчик (диапазон запрашивается).
Загрузка содержимого памяти команд ПМК из отладчика в ПМК (диапазон запрашивается).
Перезагрузка кода программы в память команд ПМК из памяти отладчика.
Дизассемблирование программного кода из памяти команд отладчика в запрашиваемом диапазоне адресов. По выбору пользователя инструкции дописываются за уже имеющимися либо заменяют их.
Сохраняет в файл, имя которого запрашивается, дизассемблированный фрагмент программы пользователя с мнемоническими обозначениями регистров процессора Siemens SAB80C535 и символьными метками (если включен режим отображения символьных меток).
Переключает режим представления дизассемблированного кода на экране: с выделенными символьными метками или только с адресами переходов.
Изменение номера последовательного порта компьютера, к которому подключена ПМК и скорости передачи через порт посредством изменения делителя частоты.
Перевод программы в режим терминала. В этом режиме пользователь может принимать и передавать данные по последовательному порту в ПМК.
Отображение краткой информации о системе (объем свободной ОП, место на текущем диске, параметры соединения, загруженный файл).
Выход из программы.
Типы автоматических коробок передач
Существует три наиболее распространенных типа автоматических коробок передач, которые устанавливаются в автомобили — это так называемая «классическая» она же гидравлическая, роботизированная (робот, типтроник) и вариативная (вариатор, CVT).
«Классическая» АКПП
Это первый из появившихся типов коробок. Отличается полным отсутствием какой-либо связи между двигателем и колесами. Состоит из гидротрансформатора (ГТ), зубчатых и планетарных передач. Передаточное число меняется изменением давления масла и различного соединения передач между собой. Управляется автоматом.
Существует 5 основных режимов работы этого агрегата:
- P — парковочная блокировка ведущих колес, блокировка находится в самой коробке и никоим образом не связана с отдельным стояночным тормозом.
- R, в русскоязычном варианте Зх — положение для включения заднего хода. Зачастую существует запрет на включение это режима до полной остановки авто.
- N, на русском Н — собственно «нейтралка», включают при кратковременной остановке или коротком расстоянии буксирования.
- D, или Д — режим для движения машины вперед, при котором используются все ступени кроме повышенных.
- L, или ПП, или Тх — режим пониженной передачи для движения при сложных дорожных условиях.
Справка! Это основные режимы работы, которые в обязательном порядке присутствуют во всех гидравлических АКПП. Кроме них, в зависимости от производителя, существуют дополнительные режимы, облегчающие вождение в разных условиях.
Роботизированная АКПП
Последняя по времени появления разновидность коробки-автомата. По своей сути представляет собой механическую коробку передач под управлением робота, который, в соответствии с заданными алгоритмами, отключает сцепление и переключает передачи. То есть водитель и автомобиль обеспечивают только входящие данные без воздействия на механизм переключения передач.
Роботы для таких коробок используются либо электрические, либо гидравлические. Гидравлические осуществляют работу с помощью гидроцилиндров управляемых электромагнитными клапанами. Они достаточно быстрые, но более энергозатратные. Это основной вид робота для машин спортивного типа.
Электрические роботы более медленные, но более экономичные. Используют в своей работе сервомоторы и различные механизмы. Чаще устанавливаются на бюджетные авто.
Сама же коробка механическая с фрикционным сцеплением. Существуют роботизированные КПП с одинарным и двойным сцеплением.
Справка! Легко отличить робота от «классики» можно по отсутствию у робота знака P, который означает парковочный режим.
Вариатор
Второе название, по которому можно определить тип коробки по документации на автомобиль — CVT (Continuously Variable Transmission). Работает по принципу плавной передачи крутящего момента от двигателя колесам. Как таковые передачи в ней отсутствуют, а передаточное соотношение меняется либо полностью автоматически, в соответствии с заданной программой, либо в ручном режиме.
Наиболее распространены коробки с клиноременным строением вариатора. Изменение передаточного числа в них передается между двумя, состоящими из двух конических частей каждый, шкивами с помощью специального ремня. Так же ремень называют цепью из-за того, что его основная составляющая это металлические полосы. Необходимое для движения цилиндров давление нагнетается масляным насосом, который прокачивает специальную ATF жидкость, которая также выступает в качестве смазки.
Второй тип вариатора — это тороидный. В этом случае усилие передается через тороидные ролики, зажатые между валами и расположенные на одной оси. Используется этот тип достаточно редко.
У этой АКПП есть возможность переключаться на ручной режим управления. В этом случае водитель самостоятельно переключает передачи и это отображается на приборной панели. Но не стоит рассчитывать, что можно будет держать количество оборотов в красной зоне — автоматика просто не дает этого делать, но и заглохнуть при их недостатке невозможно.
Местоположение ЭБУ
Блок управления автоматической коробкой может располагаться:
- непосредственно в корпусе АКПП;
- вне таковой.
Первый вариант позволяет существенно уменьшить количество проводки в автомобиле, поскольку меньше проводных «жгутов» идет от электронного мозга ЭБУ к датчикам. Но есть и минусы:
- тяжелый температурный режим. Коробка в процессе работы существенно нагревается, что негативно влияет на тонкую электронную начинку платы контроллера ЭБУ;
- затруднения при ремонте: любая операция с ЭБУ требует разбора коробки, что делает ремонт сложнее и дороже.
Пример локации ЭБУ внутри коробки:
Внешнее расположение ЭБУ лишено недостатков внутреннего: не такие высокие температуры, можно дополнительно защитить ЭБУ от влаги и прочих негативных воздействий. Кроме того, облегчается доступ к блоку для сервисно-ремонтных операций, и у инженеров есть возможность расположить ЭБУ удобным образом
Но есть и минус: при такой компоновке ЭБУ приходится протягивать длинные жгуты проводов, чтобы связать воедино ЭБУ, датчики и сервоприводы.
Расположение ЭБУ
Вы знаете, где может находиться модуль автоматической коробки передач? Причем его можно установить как внутри машины, так и отдельно снаружи. Кроме того, тип электронного блока управления нисколько не влияет на его положение. Например, модуль с внешней опорой может быть как комбинированного типа, то есть для управления как двигателем, так и автоматической коробкой передач, так и раздельным, то есть для управления только автоматической коробкой передач.
Ремонт АКПП Форд Мондео своими руками
Рассмотрим преимущества размещения в помещении и на улице.
Внешнее размещение
Внешний вид модуля располагается снаружи автомобиля, а двигатель — в любой точке моторного отсека. Преимущество такого ЭБУ АКПП в том, что до него легко дотянуться, открутить, снять и провести ремонт.
Внешнее положение защищает процессор и микросхему блока управления от постоянного повышения температуры и попадания влаги. Такие блоки управления выходят из строя редко.
Недостатки внешнего расположения в большом количестве прядей. Они простираются от датчиков АКПП до электронного модуля. Его могут укусить крысы или кошки. Зимой их дублируют и поезда могут сломаться от легкого прикосновения несчастного машиниста.
Внутреннее расположение
Внутреннее устройство модуля АКПП предусматривает минимальное количество проводов. Но при этом увеличивается риск перегрева ЭБУ из-за высоких температур коробки передач. Хотя такие блоки управления производителем защищены от перегрева, сделав их из качественного термостойкого металла, постоянный нагрев все же негативно сказывается на электронной микросхеме и микросхемах.
Ознакомьтесь с основными неисправностями и ремонтами АКПП Мазда 3
Доступ к этим блокам управления во время ремонта затруднен. Иногда случается, что приходится разбирать и разбирать полностью автоматическую машину, чтобы иметь возможность перемонтировать схемы ЭБУ или просто изменить его.