Как проверить стартер на работоспособность

Берет стартер на себя ток или нет?

Бывают случаи, когда при запуске стартера лампочки, которые питаются от бортовой сети, теряют свою яркость — это признак того, что идет посадка тока. Данная ситуация говорит о наличии проблем со стартером.

Чаще всего причиной оказывается чрезмерная выработка втулок — она приводит к частичному касанию якоря к самому стартеру при наличии вращения. В свою очередь, этот фактор приводит к разрушению других деталей автомобиля. Внутренний редуктор может быть еще одной из причин заедания, чтобы этого избежать его необходимо смазывать.

Ремонтировать стартер самостоятельно, не обладая при этом опытом и определенными знаниями, тяжело. Не имея опыта в данной сфере, при проверке стартера можно случайно повредить проводку или соседние детали. Повреждение других деталей может привести к многочисленным поломкам, которые в недалеком будущем будут очень дорого стоить. Для максимально быстрого и экономного решения проблемы стоит обратиться в специальные сервисные центры. Также рекомендуется провести полную диагностику автомобиля, которая поможет избежать дальнейших поломок других деталей. После проведения полной диагностики автомобиля вам могут предложить отремонтировать или заменить поврежденные детали.

Основные неисправности

Принято считать, что главными неисправностями ротора являются:

  • Сработка шипов под втулки;
  • Межвитковое замыкание;
  • Замыкание на массу;
  • Ослабление коллекторных выходов.

Очевидно, что перечисленные выше сбои служат причиной дефекта самого пускового устройства. Соответственно, это приводит к проблемам с системой зажигания.

Как проверить стартер своими руками

Как правило, одна часть неисправностей легко решается опытными автовладельцами самостоятельно, а другая – с помощью специалистов.

В любом случае, как бы не проводилась наладка, нужны инструменты и кое-какое оборудование.

Вариант проверкиДействие
Проверьте ротор на износ или повреждение из-за соприкосновения с обмоткой возбужденияПри необходимости замените ротор
Проверьте поверхность коммутатораЕсли поверхность грязная или обгорела, обработайте ее наждачной шкуркой или на токарном станке в пределах указанных допусков или восстановите наждачной бумагой № 500 или № 600.
Проверьте диаметр коммутатораЕсли диаметр коммутатора меньше предельного значения, замените ротор.
Измерьте биение коммутатораБиение коммутатора: стандарт (новый): 0-0,22 мм; предельный износ — 0,05 мм. Если биение коммутатора в пределах допуска, проверьте, нет ли угольной пыли или латунных крошек между ламелями. Если биение коммутатора больше допустимого, замените ротор.
Проверьте величину углубления слюдыПри необходимости прорежьте слюду ножовочным полотном и доведите глубину до нормы. Если предельного значения выдержать нельзя, замените ротор. Величина углубления слюды коммутатора должна быть равна: стандарт (новый) — 0,5-0,8 мм; предельный износ: 0,2 мм.
Проверьте, есть ли проводимость между ламелями коммутатораЕсли между какими-либо ламелями имеется обрыв, замените ротор.
Положите ротор на стенд и поднесите ножовочное полотно к сердечнику ротораЕсли полотно притягивается к сердечнику или вибрирует при вращении сердечника, ротор закорочен. Замените ротор.
При помощи омметра убедитесь, что нет проводимости между коммутатором и сердечником катушки ротора и между коммутатором и валом ротораЕсли же проводимость есть, замените ротор.

1. Вал, 2. Сердечник, 3. Коммутатор

Демонтаж стартера и диагностика неисправностей

Демонтаж стартера производят в следующей последовательности:

  1. Отсоединяют отрицательную клемму аккумуляторной батареи. Перед отключением АКБ необходимо проверить выключение зажигания. В некоторых автомобилях, если отключить аккумулятор при включенном зажигании, может «отвязаться» иммобилайзер, это серьезная проблема.
  2. Отсоединяют положительную клемму АКБ. Отключают толстый и тонкий провод от клемм аккумуляторной батареи.
  3. Выкручивают болты крепления АКБ (обычно их три). В некоторых автомобилях перед этим необходимо снять некоторые узлы в подкапотном пространстве. Лучше воспользоваться руководством по ремонту автомобиля для определения последовательности демонтажа. Во многих автотранспортных средствах снятие стартера производится со стороны днища.

После снятия стартера можно проверить его работоспособность отдельно от автомобиля. Для этого соединяют минусовую клемму с корпусом стартера проводником сечением не менее 6 кв.мм,  плюсовую клемму – с болтом на втягивающем реле ближе к корпусу электродвигателя стартера. Двигатель должен вращаться.

Отсутствие вращения электродвигателя – признак износа щеток либо неисправности коллектора.

Далее проверяют работоспособность втягивающего реле, пятаков и вилки. Для этого переключают положительный толстый провод на клемму болта втягивающего реле, удаленного от корпуса электродвигателя. Подключают проводник к управляющему выводу втягивающего реле, подключают его к положительной клемме АКБ.

Должно быть уверенное срабатывание (щелчок) втягивающего реле. Вилка должна приводить в движение бендикс (муфту с шестерней) до упора. Электродвигатель стартера должен стабильно вращаться.

Желательно произвести включение-выключение стартера несколько раз, при этом следить, чтобы бендикс передвигался на полную длину и без заеданий.

Если вилка стартера иногда залипает, ее необходимо менять.

Далее следует проверить биение вала электродвигателя при отключенных проводниках. Для этого нужно перемещать вал двигателя в поперечном направлении. Даже небольшие зазоры в области вал-втулка могут привести к смещению вала и механическому контакту якоря со статором.

Электродвигатель будет вращаться медленнее, притормаживаться, в конечном счете, перегреваться. В процессе проведения регламентных работ стартера втулки подлежат обязательной замене.

Для контроля износа щеток в большинстве случаев необходима полная разборка стартера. Для многих моделей это не представляет труда. С тыльной стороны стартера снимается ограничительное кольцо якоря, далее откручиваются сквозные болты стартера, производится его разборка.

С фронтальной стороны есть винты для снятия кожуха вилки и втягивающего реле. Как правило, щетки стартера исполнены в отдельном узле и меняются одновременно.

Представляет некоторую трудность помещение коллектора в область щеток. Можно при помощи тонкой нитки искусственно утопить щетки, потом вставить якорь и удалить нитки.

На разобранном стартере легко проверить износ вилки, бендикса, работоспособность обмотки втягивающего реле. Если имеется видимый износ коллектора, в процессе регламентного ремонта его растачивают.

После проведения ремонтных работ стартер собирают, контролируя центрирование вращающихся частей, далее проверяют работоспособность, не устанавливая на двигатель.

После этого производят установку на двигатель, подсоединяют проводники, после чего подключают аккумуляторную батарею.

Обычно после проведения комплекса регламентных работ стартера в полном объеме (замена щеток, расточка стартера, замена втулок, вилки, бендикса в случае необходимости, чистка внутренних поверхностей) стартер будет исправно работать в течение трех-четырех лет.

Для того, чтобы стартер прослужил дольше, следует выполнять следующие правила:

  • не производить непрерывный старт двигателя длительностью более 15 секунд;
  • при периодических отказах запуска стартера или нештатных шумах следует немедленно разобраться в причинах неисправности и ее устранить;
  • следить за состоянием контактов на втягивающем реле, искрение и нагревание контактных зон может привести к разрушению втягивающего реле.

Исправный стартер, особенно в автомобилях с автоматической коробкой переключения передач, — основа комфортной и безопасной езды.

Видео — ремонт втягивающего реле стартера когда подгорают пятаки:

Может заинтересовать:

Выбрать видеорегистратор: незаменимый гаджет для водителя

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Подобрать любую автохимию для вашего авто

Некоторые водители предпочитают видеорегистратор в виде зеркала

Рекомендации экспертов

Если нет опыта ремонтных работ, то можно обратиться к специалисту, который подскажет, как проверить снятый стартер от аккумулятора, видео также может помочь с этим. Если выполнить комплексно диагностику и ремонт пускового узла (замену втулок, щеток, вилки, бендикса при необходимости, чистку внутренних поверхностей), то он прослужит без ремонта в течение 3-4 лет.

Для продления срока службы стартера необходимо придерживаться таких правил:

  • не заставлять работать стартер непрерывно в течение 15 секунд,
  • если слышны посторонние шумы или периодически устройство отказывает, немедленно нужно искать причину неисправности и устранять ее,
  • контролировать состояние контактов тягового реле, искрение и перегрев контактов может разрушить деталь.

Исправный стартер обеспечит комфортную поездку и не подведет в нужный момент. Лучше вовремя исправить мелкие неполадки, чем делать капитальные ремонт.Приведенные советы, как проверить работу стартера от аккумулятора, видео, размещенные в статье, помогут провести комплекс регламентных работ для восстановления работоспособности пускателя.

Обмотка

Для контроля целостности обмотки применяется лампа на 220 Вольт или дефектоскоп. Принцип такой:

  • покупаем лампочку мощностью до 100 Вт;
  • соединяем ее последовательно с обмоткой и стартерным кожухом;
  • один провод «садим» на корпус, а второй на «плюс».

Если лампочка горит, это свидетельствует о пробое. При отсутствии лампы можно использовать омметр и измерить сопротивление (оптимальный уровень 9-11 кОм). Роторная обмотка проверяется по такому же принципу. Подаем 220 В на лампу. Далее один вывод садим на коллектор, а вторым касаемся к сердечнику. Если лампа горит, придется менять ротор или перемотать обмотку.

Как проверить работу стартера, не снимая его с машины?

Работоспособность ряда узлов стартера можно проверить на автомобиле. Для этого применяется тестер или контрольная лампа. Проверка должна производиться с соблюдением техники безопасности, поскольку имеется риск нанесения травм.

Как можно проверить втягивающее реле стартера?

Тестирование работы реле производится по схеме:

  1. Проверить жгуты проводки реле на обрыв.
  2. Повернуть ключ в замке зажигания и попытаться включить стартер. Если нет характерного щелчка, то реле неисправно.
  3. Если есть щелчок, но пуска стартера не происходит, то необходимо проверить состояние контактных площадок. Для этого от реле отсоединяется сигнальный провод, идущий от замка. Затем соединяют подходящим металлическим стержнем (например, отверткой) клемму батареи и стартера, подавая ток мимо реле. Если якорь стартера вращается, то однозначно требуется ремонт или замена реле.

Проверка якоря стартера

Проверка работоспособности якоря производится путем подачи напряжения напрямую на стартер, минуя реле. Подключение выполняется толстыми медными проводами к клеммам аккумулятора. Если якорь стартера вращается, то узел считается исправным. В противном случае требуется демонтаж устройства, его разборка и полная диагностика.

Диагностика щетки, обмотки и бендикса стартера

Тестирование щеточного узла производится путем подключения лампочкой, рассчитанной на рабочее напряжение 12 В. Один вывод лампы подключается к держателю щетки, а второй замыкается на кузов. Об исправности щетки свидетельствует включение лампы. В противном случае требуется снятие и разборка стартера.

Простейшим способом тестирования состояния обмотки является подключение бытовой лампы на 220 В с мощностью 75-100 Вт. Лампа подключается последовательно между обмоткой и внешним корпусом. Один провод фиксируется на корпусе стартера, а второй подключается к выводным проводам обмоток. Если спираль лампы начинает светиться, то это указывает на пробой. Возможна проверка состояния мультиметром, работающим в режиме омметра. При подключении к исправной обмотке значение сопротивления должно находиться в пределах 10 кОм.

Для проверки бендикса применяется способ кратковременного включения стартера на передаче и зажатом рабочем тормозе. Стартер запускается на очень малый промежуток времени — менее 1 секунды. Если автомобиль дернулся, то узел исправен. Если начинается пробуксовка, сопровождаемая звуком вращающегося якоря — то требуется снятие стартера и замена бендикса.

Как проверить, берет ли на себя стартер ток?

Под термином «стартер берет ток» подразумевается просадка напряжения при попытке старта, но вращение коленчатого вала происходит с низкой частотой вращения. Для проверки требуется подключить вольтметр к положительной клемме батареи и кузову автомобиля. Если при попытке запуском наблюдается падение напряжения до 10 В и ниже, то это указывает на проблемы со стартером или проводкой. Нормальным считается снижение напряжения до 11,5-12,0 В.

Как можно проверить втягивающее реле стартера

Если манипуляции с отверткой ничего не дали, или же достать до желанных клемм не представляется возможным, придется снимать упрямый стартер с насиженного места. Сделать это можно как снизу, так и сверху (зависит от особенностей конструкции узлов). Скорее всего, придется частично демонтировать соседние элементы. Перед тем, как проверить втягивающее реле стартера, необходимо очистить корпус от грязи и выдержать его в комнатной температуре (желательно). Лучше закрепить стартер в тисках. Затем при помощи проводов с «крокодилами» на концах нужно корпус соединить с «минусом» АКБ, а вывод реле «50» — с «плюсом». При возникновении щелчка и появлении движения шестерни в окошке можно констатировать, что реле исправно.

Впрочем, даже при отрицательном результате можно отсоединить реле от стартера и разобрать его. Специалисты же рекомендуют в таком случае производить замену данного элемента. Стоит он, как правило, недорого. Но, отправляясь в магазин, нужно не забыть взять с собой старое реле — для сравнения. Для уверенности рекомендуется проверить и непосредственно сам стартер. Немногие знают, как проверить, работает ли стартер в домашних условиях без втягивающего реле. Сняв это самое реле, можно обнаружить клемму или провод, идущий из корпуса стартера. Вот к нему и нужно приложить «плюсовый» провод от аккумулятора. «Минусовый» же по-прежнему находится на корпусе прибора. Если шестеренка зажужжала, то пора смело возлагать всю вину на неисправное втягивающее реле.

Как выполнить проверку стартера мультиметром

Проверка сопротивления стартера с применением мультиметра — основной метод диагностики сбоев системы запуска машины. Стартер, имеющий высокое сопротивление, истощает аккумулятор быстрее, чем генератор способен его подзарядить. В большинстве случаев, для проведения тестирование статора, его нужно разобрать.

Внутреннее устройство стартера:

  1. Внешний корпус, поддерживающий реле и позволяющий прикрепить его к коробке передач.
  2. Зубчатая головка (бендикс), которая должна зацепляется с маховиком мотора для передачи движения. Пока не повернется ключ зажигания, реле не будет двигаться.
  3. Ротор, элемент, который постоянно крутится и контактирует с щетками.
  4. Статор.
  5. Щетки.
  6. Электромагнитный соленоид.

Электрическое сопротивление

Для выполнения этого вида проверки, выставляют работу мультиметра в режим омметра. Чтобы проверить реле стартера, один измерительный щуп устанавливают на клемму в цепи зажигания, а второй — на заземлении. Когда стартерное реле  исправно, R=5 Ом и ниже. Если на шкале мультиметра пользователь обнаружил сопротивление, которое не соответствует условиям R=5 Ом, реле неисправно и нуждается в замене.

Аналогично можно узнать сопротивление, установив щуп красного цвета прибора на клемму линии зажигания, а черный — на заземляющую клемму. Включается режим напряжения с диапазоном 20 V. Запускается зажигание автомобиля, и проверяются показания тестера. Если оно не соответствует 12 V, в таком случае реле стартера подлежит замене.

Падение напряжения

Для проверки падения напряжения в стартере, потребуется пригласить помощника. Измерительный прибор устанавливают в постоянный режим при шкале 20 В. Подключают красный щуп прибора к красной клемме провода аккумуляторной батареи, а черный к цепи зажигания. Просят помощника повернуть ключ зажигания и наблюдают за показанием мультиметра. Падение напряжения для рабочего реле стартера не может быть выше 0.2 V.

Обмотка стартера

Стартерную обмотку можно проверить на целостность. Для этого ее измеряют мультиметром в режиме омметра.

До того как проверить обмотку стартера, прибор подключают между выводами обмотки и стартерным корпусом. Полученное R обязано быть не выше — 10 кОм. Аналогично тестируется обмотка ротора между коллекторной пластинкой и сердечником.

Щетки стартера

Эту проверка выполняется на снятом стартере. Проверяется отсутствие замыкания на массу. Включают измеритель в режим омметра между основной пластинкой и щеткодержателем. Если замыкания нет, R обязано равняться бесконечности.

Поскольку в процессе работы втулок может происходить падение тока во время запуска, моторчик будет нестабильно работать, а на коллекторах появятся повреждения, которые будут уничтожать щетки.

Втулки, имеющие разбитую посадку, создают условия для перекоса якоря и неравномерного изнашивания щеток. Тем самым увеличивается вероятность формирования в электрообмотке межвиткового КЗ.

Якорь стартера

Проверка якоря стартера мультиметром выполняется после того, как выполнен первоначальный контроль якоря. Его осуществляют путем подачи напряжения 12 V с АКБ, минуя реле, с непосредственным подключением стартера. Если он при прямой подаче напряжения стал работать, то причина сбоя запуска двигателя — износ щеток. Дальше потребуется выполнить разборку якоря и сделать визуальный контроль его внешнего состояния. И только после этого нужно проверить якорь стартера мультиметром в режиме омметра.

В ходе эксплуатации зачастую автолюбители могут найти повреждения обмотки путем внешнего осмотра. Например, между коллекторными ламелями обнаруживают стружку или находят выгоревшие ламели, неравномерный износ конструкций или распайку выводов.

Как проверить якорь стартера

Для проверки этой детали используют напряжение бортовой сети 12 В. Подключение проводится напрямую, минуя реле.

Если после этого якорь начинает работать, значит с ним всё в порядке. В противном случае нужно его заменить, либо проверить щётки.


Проверка якоря стартера мультиметром.

Возможны следующие неисправности якоря стартера:

  1. Обмотка замыкает на корпус. Подобный дефект определяется при помощи мультиметра.
  2. Короткое замыкание между витками обмотки. Данную неисправность можно обнаружить только после подключения специального устройства: прибора проверки якоря (ППЯ).
  3. Неисправность контактов коллектора – определяется визуально.

С помощью визуального осмотра можно также обнаружить и другие дефекты: наличие металлического сора между ламелями, прогоревшие ламели.

При осмотре коллектора нужно обратить внимание на вид его износа. Неравномерная выработка может стать причиной преждевременного выхода щёток из строя, отказа в работе стартера

При осмотре нужно помнить, что расстояние между проточками коллектора может быть не меньше половины миллиметра.

Если этот показатель меньше, нужно менять деталь.

Как проверить мультиметром

Зачастую в обычного автовладельца нет возможности произвести проверку контрольной лампочкой либо дефектоскопом, поэтому самые доступные методы проверки стартера — проверка на аккумуляторе и мультиметром. Щетки и обмотки стартера будем проверять на замыкание, в режимах мегомметра или прозвонки, а обмотки реле — на небольшое сопротивление.

Проверка стартера мультиметром

Разборка и проверка всех деталей стартера

Рекомендуем: Проверяем и меняем датчик положения распредвала самостоятельно

Итак, как проверить стартер мультиметром — нужно лишь разобрать его и замерять сопротивление между:

  • щетками и пластиной;
  • обмоткой и корпусом;
  • пластинами коллектора и сердечником якоря;
  • корпусом стартера и обмоткой статора;
  • контактом выключения зажигания и постоянным плюсом, он же болт шунта подключения обмоток возбуждения электродвигателя стартера (проверяется состояние втягивающей обмотки реле). При исправности должно быть 1-1,5 Ом;
  • выводом подключения зажигания и корпусом тягового реле (проверяется удерживающая обмотка втягивающего реле). Должно быть 2-2,5 Ом.

Проводимость между корпусом и обмоткой, валом ротора и коммутатором, контактом зажигания и плюсовым контактом реле, между двумя обмотками должна отсутствовать.

Стоит отметить, что сопротивление обмоток якоря мизерное и обычным мультиметром его не определить, поэтому можно лишь прозвонить обмотки на отсутствие обрыва (каждая ламель коллектора должна звониться со всеми остальными) или проверить падения напряжения (на всех должно быть одинаковым) на соседних ламелях при подаче на них постоянного тока (около 1А).

Надеюсь, данная информация помогла вам узнать, как проверить стартер своими руками в гаражных условиях, имея в своем распоряжении только аккумулятор или мультимет. Как видите, проверка стартера на работоспособность может и не требовать профессионального оборудования или знания электросхем. Нужны лишь элементарные навыки использования омметра и тестера с контрольной лампочкой. Но для профессионального ремонта в обязательном порядке нужен и ППЯ — прибор проверки якорей.

Как известно, стартер является устройством, которое запускает двигатель автомобиля. Фактически, стартер является электродвигателем, который питается от АКБ. Вполне очевидно, что выход стартера из строя значительно усложняет или делает невозможным запуск ДВС.

При этом стартер редко выходит из строя неожиданно. Другими словами, на возникновение неисправностей указывают определенные признаки. Далее мы рассмотрим, по каким симптомам можно определить, что стартер неисправен, а также как проверить стартер от аккумулятора или мультиметром.

Проверка реле без демонтажа стартера

Проверка работоспособности втягивающего реле на первом этапе не требует разборки и демонтажа стартера:

  1. Визуально контролируют отсутствие обрывов соединительных проводов к реле.
  2. После переводе ключа зажигания в положение “Запуск” должен быть слышен характерный щелчок.
  3. При наличии щелчка и отсутствии запуска стартера возможна неисправность замка или его контактов.
  4. Для проверки исправности замка снимают провод реле, который соединяет его с замком. Затем отверткой эта клемма замыкается на клемму батареи (операция эквивалентна шунтированию замка). Если происходит запуск двигателя, то причина отказа — реле.

Проверка стартера мультиметром

Разобравшись с описанными выше способами, отдельно можно выделить, как проверить стартер мультиметром. Данный способ оптимален, если нет дефектоскопа или контрольной лампы. Тестер позволяет быстро прозвонить щетки и обмотки стартера на замыкание, а также проверить обмотки реле путем замеров сопротивления.

  • Чтобы быстро проверить стартер тестером, достаточно разобрать устройство, после чего промерять сопротивление между щетками и пластиной, затем между обмоткой и корпусом. Далее замеры выполняются между пластинами коллектора и сердечником якоря, а также корпусом стартера и обмоткой статора.
  • Параллельно нужно получить показания, выполняя замеры между контактом выключения зажигания и постоянным плюсом (речь идет о болте шунта подключения обмоток возбуждения электрического двигателя стартера). Так можно проверить, в каком состоянии находится втягивающая обмотка реле. В норме показатель составляет от 1 до 1.5 Ом.

Тестером можно разве что осуществить прозвон обмотки на предмет того, что нет разрывов. Для этого при проверке нужно убедиться, что каждая ламель коллектора прозванивается с остальными. Еще можно проверить, падает ли напряжение на расположенных рядом ламелях после подачи на них постоянного тока 1А. В норме напряжение везде одинаковое.

Как проверить якорь стартера на МЖЗ и другие неисправности

Как проверить якорь стартера мультиметром

Неотъемлемой частью любого автомобиля является пусковое устройство. Если оно функционирует хорошо, то и запуск двигателя не будет вызывать проблем, даже зимой. И напротив, если в стартере будут изъяны, мотор заводить с каждым разом будет всё труднее. Из этой статьи вы узнаете, как проверить якорь стартера в домашних условиях на межвитковое замыкание и другие неисправности.

Чем грозит неисправность якоря

Проблемы с якорем, наряду с различными пробоями, износом и распайкой относят к самым распространённым. Неисправность подобного свойства может спровоцировать полный выход из строя пускателя, что, само собой, даст предпосылки к проблемам в системе зажигания.

Следует знать, что поломки этого типа не «лечатся» сразу. Потребуется немного времени и сил, чтобы сначала точно установить причину, а затем её устранить.

Схема якоря

Кроме того, неисправности можно полностью доверить специалистам в СТО. Они своё дело знают хорошо, но за любую операцию, какой бы простой она не была, придётся платить из своего кармана. Поэтому некоторые вещи можно и нужно научиться делать самому.

Как определить место замыкания

Если обмотки якоря коротнут, то это грозит большими проблемами. Чтобы суметь разобраться с поломкой и устранить её, потребуется внимательно осмотреть выходы.

Визуальный осмотр может дать исчерпывающие ответы. Практически каждый опытный автомобилист, да и что там – специалист, должен уметь делать оценку уже на визуальном этапе осмотре. Как не бывает дыма без огня, так и не бывает замыкания без следов гари.

После определения места возникновения замыкания, следует очистить контакты, а затем проверить сопротивление измерительным прибором, настроенным на Ом (мультиметром, например).

Изоляция проблемного участка – следующий этап работы. Хорошо поможет смесь асбеста с супер клеем, что даст составу свойство мгновенно застывать.

Если место пробоя, все же, определить не удалось, нужно воспользоваться пока что тоже простым способом. Берётся зачищенная медная проволока, которой нужно связать все ламели так, чтобы они соединились и оказывали друг на друга воздействие. Затем подаётся импульс на короткое время с целью определения слабого места. Ток можно успешно подать с помощью сварочного аппарата, воздействуя на массу и коллектор. Где будет пробивать сварочная дуга, и есть место короткого замыкания.

В крайнем случае, если опять не удалось выявить место замыкания, якорную обмотку можно перемотать целиком.

Межвитковое замыкание или МЖЗ является неисправностью якоря номер один. Определяется с помощью особого аппарата, который предназначен конкретно для этих целей. Называется ППЯ. Он представляет собой трансформатор, эффективно определяющий неисправность.

МЖЗ составляет почти половину всех неисправностей, связанных с электродвигателями (которым, по сути, и является стартер). Причины возникновения МЖЗ нужно искать в перегрузке устройства, ошибочной эксплуатации и изначальном штатном браке.

Примечательно, что неправильная эксплуатация пускового устройства грозит проникновением воды внутрь обмоток.

Как найти МЖЗ? Определить его не так и сложно, если использовать подручные средства и вышеописанный аппарат.

Вот несколько других способов определения МЖЗ якоря:

  • При работе стартера устройство нагревается неодинаково, какая-то часть, если потрогать, очень горяча;
  • Измерение нагрузки на каждую фазу токовыми клещами (очевидно, что если на одной из фаз тока больше чем на других – это проблема);
  • Прозвон обмоток тестером, что подразумевает обязательность отдельного прозвона (каждая обмотка в отдельности, что даёт возможность сверить почерпнутые значения сопротивления);
  • Проверить мегомметром, что позволит определить замыкание на корпус (одна клемма прибора прикладывается к корпусу пускателя, другая – к выходу обмоток).

ППЯ для проверки якоря

Лучшая и точнейшая проверка якоря на МЖЗ – это использование Гроувер Тестер (американское название) или по-нашему – ППЯ. Правда, уже якорь должен быть снят, а стартер разобран.

ППЯ – это трансформатор, у которого есть только первичная обмотка, а в сердечнике вырезан зазор, куда помещается якорь.

Проверка осуществляется так:

  • Якорь ставится в этот зазор;
  • Включается ППЯ в сеть 220В;
  • На якорь ставится любой отрезок металлической полоски;
  • Если кусок металла начнет вибрировать или намагничиваться, значит, в якоре имеется МЖЗ.

Не забудьте вращать якорь по всей окружности, так как МЖЗ может не быть в одной плоскости, но присутствовать в другой.

Как искать неисправности стартера

Существует несколько способов поиска неисправности стартера.

Проверка втягивающего реле

Как проверить стартер на работоспособность, узнав производительность втягивающей системы?

  1. Запустить диагностику идущей к реле цепи на образование обрывов.
  2. В случае если в проводке все в порядке, делается диагностика срабатывания тяги реле. Чтобы это осуществить, нужно повернуть ключ зажигания и послушать наличие щелчка срабатывания, если его нет, то реле имеет неисправность.
  3. Когда звук был услышан, но устройство не начало вращаться, скорее всего проблемой дефекта будет обгорание контактных пластин. Чтобы это исключить, нужно на реле отсоединить клемму, которая идет от замка, после этого отверткой сделать замыкание клеммы, которая идет от АКБ, с клеммой, находящейся на стартере. Должна получиться подача энергии на его мотор, обходя реле. Если появилось вращение, то втягивающее имеет дефект.
  4. Посмотреть показатель напряжения, которое идет на стартер. Это поможет обнаружить причину дефекта — в проводке, аккумуляторе либо стартере. Прибор включает в положительную клемму реле, в нее проходит напряжение АКБ, а минус мультиметра подключают на массу. Если в этот момент включить зажигание, напряжение должно равняться 12 В. Если оно будет ниже, активности аккумулятора будет не хватать для включения мотора, но достаточно, чтобы вращалось реле.

Проверка стартерной щетки

Легче всего щетки проверить с помощью контрольной лампы на 12 вольт. Один вывод лампы подключить в щеткодержатель, а другой на корпус.

При том условии, если лампа будет работать, щетки необходимо заменить, так как защита дефектна.

Есть тестер для щеток — мультиметр. Но придется полностью разобрать стартер. Работа ведется к тому, чтобы узнавать есть ли замыкание на массе. В хорошем состоянии щетки не будут замыкать.

Проверка бендикса

При неработающем бендиксе устройства, лучше провести диагностику его производительности несколькими методами — осмотрев, снять его с машины и послушать. Второй метод будет более легче.


Проверка бендикса

Как сказано выше в статье, главная работа бендикса — вступить в зацепление с маховиком и развить мотор. Поэтому, если в сам момент запуска мотора было услышано, что электродвигатель стартера вращается, а из точки, где он расположен, слышны странные металлические щелкающие звуки — это основной признак испорченности бендикса.

После того, как бендикс снят, нужно запустить его ревизию. В том числе, продиагностировать, вращается он в одну сторону или в обе (во втором варианте, он нуждается замене) и не стерлись ли зубчики. Также проверить не растянулась ли пружина.

Потом необходимо снять вилку с бендикса, осмотреть ее на предмет повреждений, если виден износ, необходимо ее заменить. Кроме того, в обязательном порядке посмотреть, есть ли зазор на валу якоря. Если он обнаружен, то бендикс необходимо поменять.

Проверка стартерной обмотки

Обмотка статора самозапуска диагностируется как при помощи дефектоскопа, так и лампочкой 220 Вольт.


Проверка обмотки

Модель диагностики здесь почти такая же, как на щетках. Лампочку до 100 Вольт необходимо друг за другом подсоединять между обмоткой и корпусом статора. Один провод фиксируется на каркас, другой к обмоточному выводу, если загорелся свет, значит присутствует проблема. Можно также взять омметр и измерить сопротивление — должно быть примерно 10 кОм. Это будет правильный показатель.

Обмотку ротора стартера обследовать можно таким же методом — включить в сеть 220 Вольт контроллер и первый вывод подключить к коллекторной пластине, а второй — на сердечник, если загорелся, нужно перемотать обмотки или поменять ротор.

Проверка якоря стартера

Чтобы обследовать якорь стартера, нужно дать напряжение 12V с АКБ прямо на стартер, минуя реле. Если он крутится, значит проблем нет, если вращение отсутствует, то, или дефекты с ним, или с щетками. Звуков нет, не вращается — необходимо сделать разборку для следующей визуальной проверки и замер мультиметром.

Распространенные проблемы с якорем:

  • Разрушение изоляции обмотки на корпусе (определяется прибором мультиметром);
  • Распаивание коллекторных выводов (можно обнаружить при близком осмотре);
  • межвитковое замыкание обмотки (можно диагностировать только профессиональным прибором).

В большинстве случаев замыкание обмотки можно найти при точном визуальном осмотре. Например, это может быть стружка и разные токопроводящие частички между ламелями коллектора, сгоревшие ламели из-за контакта между шиной обмотки и петушком.

Довольно часто прерывистый износ коллектора обуславливает стирание щеток и отказ стартера.

Заключение

Диагностика неисправности втягивающего реле не относится к сложным техническим процедурам, ее по силам провести автолюбителю со средним уровнем познаний в электротехнике, обладающему слесарными навыками. При работе потребуется только знание принципов функционирования этого узла. Точная диагностика производится с помощью мультиметра. Реле не относится к устройствам, ремонтопригодным в условиях гаража. Поэтому неисправное реле заменяется на новое.

Стартер является неотъемлемым атрибутом любого автотранспорта. При его неисправности машину можно завести только с буксира и то при оснащенности транспорта механической коробкой. Стартер принудительно раскручивает двигатель, доводя его обороты до необходимых для самостоятельной работы ДВС.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий