Что такое мочевина для дизельного двигателя

Советы по использованию мочевины в дизельных двигателях

Мочевина — немногословное средство, которое может повысить экономичность и надежность дизельного двигателя. Рассмотрим несколько советов по его применению.

  1. Выберите правильную концентрацию. Мочевина должна добавляться в специальной стандартной концентрации, указанной в инструкции вашего автомобиля или же в соответствии с рекомендациями производителя мочевины.
  2. Сохраняйте мочевину в хорошем состоянии. Для этого выбирайте только качественные бренды мочевины, храните ее в запаянной упаковке, при комнатной температуре в сухом и затененном месте.
  3. Учитывайте особенности эксплуатации. Использование мочевины рекомендуется при длительных поездках на скорости свыше 80 км/ч, поэтому учитывайте, как вы ездите, чтобы достичь максимальной эффективности мочевины.
  4. Проверяйте уровень мочевины. Регулярно проверяйте уровень мочевины в баке и доливайте его, если необходимо. Также следите за тем, чтобы мочевина не закончилась в самый неподходящий момент, например, когда вы далеко от ближайшей заправки.

Эти простые советы помогут вам использовать мочевину наиболее эффективно и безопасно для вашего автомобиля.

Предпосылки к созданию системы SCR

С 2015 года в 28 странах Евросоюза начал действовать экологический протокол Евро-6. Согласно новому стандарту, к автопроизводителям, выпускающим дизельные моторы, предъявляют строгие требования, поскольку дизели наносят огромный вред экологии и здоровью человека за счет выбросов в атмосферу сажи и окиси азота.


Зачем нужна Adblue для дизеля

Если для очистки выхлопа бензинового двигателя достаточно применения трехкомпонентного каталитического нейтрализатора, то для нейтрализации токсичных соединений отработавших газов дизельного мотора требуется более сложное устройство. Эффективность очистки выхлопа дизеля от CO (оксида углерода), CH (углеводородов) и частиц сажи увеличивается при высокой температуре сгорания, а NOx, наоборот, снижается.

Решением данной проблемы стало внедрение в конструкцию выпускной системы SCR-катализатора, в котором используется мочевина для дизеля как основа при расщеплении токсичных соединений оксида азота (NOx).

Чтобы сократить вредные выбросы, инженеры разработали специальную систему очистки дизелей – Bluetec. Комплекс состоит из трех полноценных систем, каждая из которых фильтрует токсичные соединения и расщепляет вредные химические компоненты:

  1. Катализатор – нейтрализует CO и CH.
  2. Сажевый фильтр – борется с частицами сажи.
  3. SCR-катализатор – сокращает выбросы NOx при помощи мочевины.

Впервые систему очистки использовали для грузовых и легковых автомобилей в Mercedes-Benz. Сегодня многие производители переводят свои автомобили на новую систему очистки и используют мочевину в дизельных двигателях для соответствия модели жестким требованиям экологической инспекции.

Плюсы и минусы системы

К достоинствам впрыска мочевины относятся:

  • относительная простота решения проблемы экологичности дизелей повышенной эффективности;
  • незначительный дополнительный расход мочевины, не идущий ни в какое сравнение с экономическим эффектом от снижения расхода дизельного топлива, полученного безбоязненным повышением термического режима процессов в цилиндрах;
  • совместимость с катализаторами снижения СО, сажевыми фильтрами и системой EGR;
  • возможность повышения мощности двигателей с одновременным улучшением экономичности.

Но в практической эксплуатации подобных перспективных технологий начали выявляться недостатки, раздражающие потребителей, особенно водителей-профессионалов:

  • качественный раствор AdBlue не везде доступен по приемлемой цене;
  • возникают дополнительные сложности зимой, поскольку эта жидкость в типичной концентрации замерзает при снижении температуры после 10 градусов мороза;
  • возможно появление паров аммиака, вызывающих раздражение дыхательных путей, да и при попадании на кожу раствор проявляет свою едкость;
  • на рынке имеется много поддельных канистр с AdBlue, применение которых вызывает отказы техники, в том числе и с дорогостоящими последствиями;
  • дополнительная система впрыска усложняет автомобиль и снижает его надёжность;
  • возможно проникновение паров аммиака в глушитель, а оттуда и в атмосферу, что помимо неприятного запаха может повлечь нарушение установленных экологических норм, в стандарте Евро-6 количество аммиака в выхлопе уже жёстко регламентировано;
  • при снижении эффективности катализатора начинает неприемлемо расти расход мочевины.

Всё это часто приводит к нелегальному отключению владельцами системы с применением переделанных прошивок ЭБУ двигателя или эмуляции её нормальной работы всевозможными «обманками».

Основные характеристики

Мочевина для двигателя — безвредный для человеческого организма. Это бесцветный раствор карбамида в деминерализованной воде. Мочевина используется в качестве расходуемой рабочей жидкости на современных дизельных автомобилях, оснащенных системой нейтрализации SRC, в качестве реагента, снижающего вредность выхлопных газов.

Состав

Система достаточно сложна и состоит из целого ряда компонентов:

  • бак, в котором хранится запас мочевины, пополняемый при заправке автомобиля, горловина выведена наружу с применением мер, максимально исключающих заливание туда дизтоплива;
  • блок управления системой впрыска AdBlue;
  • насос, создающий давление раствора на клапане впрыска в выхлопную трубу перед катализатором SCR;
  • датчики содержания окислов азота до и после катализатора;
  • обратная магистраль слива излишков от дозатора с клапаном;
  • датчики температуры в баке и магистрали впрыска;
  • датчик температуры выхлопных газов;
  • датчик уровня мочевины в баке;
  • фильтры подаваемого в дозатор раствора;
  • датчики и клапаны регулировки температуры циркулирующей жидкости;
  • катализатор SCR.

В состав входят два контура регулирования – по количеству впрыскиваемого раствора и его температуре. Компоненты системы могут подогреваться жидкостью из системы охлаждения двигателя, за чем следят соответствующие датчики и блок управления. Нельзя допускать широкого изменения температуры мочевины, тем более её замерзания.

Количество подаваемого раствора определяется блоком управления, куда поступает информация о режиме работы двигателя, в частности о температуре отработанных газов.

Нужное количество измеряется клапанами дозатора при фиксированном давлении насоса, остальное циркулирует по обратной магистрали, одновременно подогревая бак. Возможно применение и электроподогрева магистралей.

Каталитический нейтрализатор представляет собой сотовую конструкцию с нанесёнными на керамику благородными металлами, на поверхности которых и происходят каталитические реакции.

Сам материал катализатора при этом не расходуется. При продувании через него выхлопных газов с активными веществами на выходе получаются допустимые по нормам Евро-5 и Евро-6 компоненты.

Помимо управления процессом, блок ведёт и непрерывный контроль за техническим состоянием системы. При выявлении неисправностей высвечивается соответствующий индикатор на приборной панели, сигнализирующий об отключении системы.

Последствия могут быть разными, от значительного ограничения отдачи двигателя до полной невозможности его пуска.

Преимущества и недостатки дизельных нейтрализаторов с мочевиной

Периодический впрыск раствора мочевины в выпускной тракт является абсолютно безвредным для окружающей среды, так как мочевина представляет собой органический продукт. Система осуществляет самостоятельный подбор момента, скорости впрыска и количества подаваемой мочевины зависимо от режима работы ДВС, нагрузки на мотор и интенсивности образования выхлопных газов.

  • Главным плюсом от использования такой очистки является экологичность двигателя без необходимости снижать его мощность. Выхлоп дизеля после очистки становится водой, азотом и углекислым газом. Окислы азота в катализаторе превращаются в инертный газ, который не представляет угрозы.
  • Также необходимо отметить полное соответствие нормам Евро и другим экостандартам в развитых странах, что означает свободное передвижение без штрафов и ограничений, а также снижение налогообложения.
  • Что касается расхода реагента и цены на дизельную мочевину, то для легковых автомобилей требуется в среднем 100-150 мл. мочевины для дизеля на 100 километров пути. Получается, 10 литров реагента хватит на 10 тыс. км пробега. Грузовики закономерно расходуют больше раствора, что будет напрямую зависеть от объема ДВС. Большегрузные автомобили могут использовать на «сотню» около 1.5 литров мочевины и более, позволяя пройти на 20-литровой канистре всего 1000-1500 км.
  • Отметим, что канистра мочевины для дизеля обойдётся около 7-10 у.е. В продаже реагент представлен в виде готового раствора, который обычно фасуется в емкости по 20 литров. Мочевину для дизеля предлагают несколько компаний-производителей, доступен как искусственный продукт, так и органический.

Среди недостатков использования мочевины для дизеля стоит выделить дополнительные расходы на сам реагент, а также необходимость технического обслуживания аппаратуры, которая обеспечивает работу жидкостной системы очистки.

Еще одной особенностью является повышенная требовательность системы к качеству топлива, так как нейтрализаторы с впрыском мочевины предполагают нормальную работу только на низкосернистой солярке. Также необходимо отдельно учесть, что раствор мочевины склонен замерзать при температурах около -12 градусов по Цельсию. С учетом данной особенности автомобили с подобными решениями можно без проблем эксплуатировать только в регионах с теплым и умеренным климатом.

Как осуществлять заправку автомобиля AdBlue

Расход реагента осуществляется во время движения автомобиля, поэтому нужно вовремя его заправлять, чтобы система слаженно и стабильно работала. Расход жидкости небольшой, он составляет примерно 6% от истраченного дизельного топлива. Для наполнения бака с голубой крышкой, необходимо использовать специальное оборудование состоящее из нержавейки и пластика, они не влияют на свойства мочевины.

Сейчас услуги по заправке реагента, предоставляют многие фирмы. Компании с автопарками, тоже приобретают такое специализированное оборудование, для сервиса и обслуживания автомобилей. Что позволяет на автозаправочных станциях заполнять бак дизельным топливом, бензином и жидкостью AdBlue.

Что такое мочевина

Конечный продукт метаболизма млекопитающих – мочевина, известен с 19 века. Диомид угольной кислоты синтезируют с неорганических соединений и широко используют в сельском хозяйстве. В автомобильной промышленности применяют раствор технической жидкости Adblue как активный реагент при очищении токсичных выхлопов оксида азота.

Жидкость Adblue

Жидкость Adblue состоит на 40% из мочевины и на 60% – из дистиллированной воды. Состав впрыскивается в систему селективной очистки SCR в патрубок, по которому проходят отработавшие газы. Происходит реакция распада, при которой оксид азота распадается на безвредные молекулы азота и воды.

Техническая мочевина для дизеля жидкость Adblue не имеет ничего общего с мочевиной карбамидом, который используется в агропромышленном секторе и фармакологии.

Способы отключения SCR (отключение мочевины)

Система Euro 5 досконально изучена и на рынке вам могут предложить несколько вариантов отключения SCR Euro 5. Среди этих вариантов есть качественные, надежные решения, но также присутствуют подделки или откровенно устаревшие, неэффективные решения.

Программное отключениеSCR отключается программно путем внесения изменений в прошивку автомобиля.

«+» довольно надежный метод отключения«-« не все марки автомобилей поддерживают программное отключение«-« на некоторых автомобилях, например Scania, при программном отключении SCR на дисплее автомобиля будут гореть ошибки, потушить которые просто невозможно (при этом SCR будет полностью отключена)«-» на некоторых моделях автомобилей (Scania, Renault, Volvo) после программного отключения может активироваться функция прогрева, увеличивающая обороты холостого хода.«-» подразумевает сохранение на автомобиле всей периферии SCR.

Отключение с помощью эмулятораУстройство, которое имитирует рабочие процессы системы дозирования автомобиля. Эмулятор работает по сложным математическим моделям, подключен к линии передачи данных CAN и способен рассчитать необходимые параметры для корректной работы двигателя: температуры выхлопных газов, количество вредных частиц, давление и температуры реагента, давление воздуха и другие параметры, необходимые для предотвращения появления ошибок, приводящих к ограничению крутящего момента.

Иными словами, эмулятор с точностью до 100% повторяет действия и операции, которые выполняет система SCR автомобиля и передает информацию об этих процессах в линию передачи данных CAN автомобиля. Ни один блок управления не в состоянии отличить работу эмулятора от работы исправной системы.

«+» Данный метод покрывает все виды грузовой и другой техники«+» Эмулятор подразумевает отключение SCR без каких-либо изменений в работе автомобиля (расход топлива, появление кодов неисправностей или иных параметров двигателя)«+» Возможность демонтировать элементы SCR после отключения.«-» Высокий риск купить некачественный эмулятор, который может привести к повышенному расходу топлива и/или другим неисправностям.

Что такое мочевина Расскажем просто и доступно

Что такое мочевина и какова история ее происхождения? Почему она так называется, где используется? Попробуем разобраться.

История открытия мочевины

Оказывается, к моче она имеет непосредственное отношение. В 1773 году французский химик Илер Марен Руэль выделил ее из человеческой мочи. Позже, в 1828 году, немецкий химик и врач Фридрих Вёлер путем упаривания растворенного в воде цианата-аммония (NH4 CNO) получил из неорганического вещества органическое соединение, по своим характеристикам подобное мочевине. Именно с этого события начинается отсчет истории органической химии, так как впервые было получено органическое соединение синтетическим путем. Не каждый продукт научных изысканий может похвастаться тем, что с его открытием появилась новая наука.

Что представляет из себя мочевина и откуда она берется

И все-таки, мочевина – что это? Это химическое соединение, которое имеет твердую структуру и представляет собой россыпь белых или слабоокрашенных кристаллических гранул без запаха. Формула мочевины — NH2CONH2. Другое ее название — карбамид. Вещество хорошо растворяется в воде. Результатом соединения карбамида с минеральными кислотами высокой химической активности являются соли. На вопрос о том, что такое мочевина, с точки зрения физиологии организма, можно ответить, что это конечный продукт расщепления белка у млекопитающих и рыб. Биохимический состав крови обязательно содержит мочевину. Максимальная норма мочевины в крови детей до 14 лет – 6,4 ммоль/л, с возрастом содержание мочевины в крови увеличивается до 7,5 ммоль/л.

Получение мочевины промышленным способом происходит при помощи синтеза углекислого газа и аммиака по реакции Базарова. Из-за этого производство мочевины совмещают с производством других продуктов на основе аммиака.

Зачем нужна мочевина

А что такое мочевина в промышленности? Для каких целей её синтезируют? В промышленном производстве смол, адгезивов, применяемых при производстве ДВП и в мебельном производстве, используют карбамид марки А. Мочевину этой же марки используют в нефтяной промышленности для удаления парафиновых веществ из масел и из топлива. При этом выделяется мягкий парафин, необходимый при производстве белково-витаминных средств, жирных кислот и спиртов, различных моющих средств.

Еще одна сфера применения мочевины — очистка от оксидов азота выходящего наружу дыма от тепловых электростанций, заводов по утилизации мусора, котельных и проч.

Что такое мочевина в медицинской промышленности?

Мочевина относится к осмотическим диуретикам со слабодействующим эффектом. Она представляет собой сырье для изготовления препаратов, выводящих воду из организма человека (дегидратационных препаратов). Эти препараты необходимы при лечении гидроцефалий, отеков мозга различной этиологии.

Кроме этого, карбамид применяют для изготовления снотворных.

Не упустила свой шанс мочевина поучаствовать и в пищевой промышленности. Пищевая добавка E927b — это и есть не что иное, как карбамид. Она обладает пенообразующими свойствами, выступает в качестве вкусового и ароматического усилителя продуктов питания. Используется при изготовлении жевательной резинки, для улучшения качества муки и хлебобулочных изделий. При добавлении в дрожжевое тесто мочевина выступает в качестве питательной среды и поставщика азота для дрожжевых культур.

Но основная часть получаемой в нашей стране мочевины (ежегодно производится около 4 млн тонн в год) идет на нужды сельского хозяйства. Изготавливаемое из карбамида марки Б удобрение мочевина является бесценнейшим поставщиком азота, так как его в ней — немногим более 46%. Несмотря на то что мочевина прекрасно растворяется в воде, сама она впитывает в себя воду весьма неохотно. Эта положительная характеристика очень ценна и позволяет заготавливать удобрение в больших объемах, не опасаясь того, что запасы слежатся и превратятся в камень при хранении. Карбамид обладает высокой химической активностью и очень охотно впитывается растениями. В основном, мочевину используют на стадиях предпосевной обработки, набора растением зеленой массы.

Для чего нужны AdBlue®, SCR и др.?

Соответствие современных дизельных двигателей новым, более жёстким экологическим нормам практически невозможно без применения системы нейтрализации выхлопных газов SCR. Причина необходимости применения SCR в том, что сгорание топлива в современных дизелях с системой Common Rail и турбонаддувом происходит при избыточном количестве воздуха, с минимальными выбросами углекислого газа (CO2), которого не хватает для нейтрализации опасных для здоровья оксидов азота (NOX), в отличие от привычных «бензиновых» катализаторов.

Таким образом, несмотря на всё совершенство дизелей EURO4, небольшое количество NOX всё же попадало в атмосферу. Это, кстати, во-многом и стало причиной небезызвестного «Дизельгейта». Однако инженеры быстро решили проблему, применив систему SCR, в результате чего чистота выхлопных газов дизелей EURO6 сравнима воздухом, выдыхаемым человеком.

Название SCR является аббревиатурой от «Selective Catalytic Reduction» (селективное каталитическое восстановление). Система SCR состоит из каталитического нейтрализатора и системы дозированного впрыска жидкости (жидкого реагента) AdBlue в систему выхлопа перед этим нейтрализатором.

Каталитический нейтрализатор (часто называемый SINOX) системы SCR представляет собой керамическую решётку-матрицу, ячейки которой покрыты тонким слоем диоксида титана (TiO2), оксида ванадия (V2O5) и диоксида вольфрама (WO2), заключённую в корпус из жаропрочной стали, размещённый вблизи выпускного коллектора (или представляющий с ним единое целое в зависимости от модели дизеля).

Системой впрыска AdBlue командует компьютер управления двигателем с помощью системы управления блоком дозировки и насосом. Количество впрыскиваемой в выхлопную систему жидкости AdBlue варьируется в зависимости от режима работы двигателя, его оборотов, нагрузки и большого количества других параметров.

Принцип действия SCR с системой впрыска AdBlue достаточно прост. Жидкий реагент AdBlue, являющийся раствором высокоочищенного карбамида ((NH2)2CO, мочевина) и деминерализованной воды, впрыскивается под давлением 5-8 бар в выхлопную систему перед нейтрализатором SINOX. В результате воздействия на AdBlue горячих выхлопных газов (температура около 140–250°С) вода из раствора мгновенно испаряется и происходит термолиз – разложение карбамида на аммиак (NH3) и изоциановую кислоту (HNCO). Реакция термолиза: (NH2)2CO → NH3 + HNCO. Далее происходит гидролиз, в результате которого изоциановая кислота разлагается на аммиак и углекислый газ (СО2). Реакция гидролиза: HNCO + H2O → NH3 + CO2. Оксиды металлов нейтрализатора SINOX системы SCR становятся катализаторами химической реакции, в результате которой образуются азот и вода. Реакции SCR: 4NH3 + 4NO + O2 → 4N2 + 6H2O и 8NH3 + 6NO2 → 7N2 + 12H2O.

В процессе правильно протекающих химических процессов система SCR нейтрализует свыше 90% вредных для здоровья NOX.

Как видите, экологический эффект от применения SCR с впрыском AdBlue очень высок, а вся эта «экология» нужна не кому-нибудь, а в первую очередь — нам с вами!

Применительно к дизельным двигателям HDi уместно заметить, что на них система SCR с впрыском AdBlue входит в очень эффективный симбиоз с запатентованной Группой PSA «фирменной» технологией противосажевого фильтра FAP. По этой причине дизельные двигатели HDi в реальности показывают рекордные экологические показатели, к ним (в отличие от VAG, RENAULT-NISSAN и даже MERCEDES BENZ, и др.) у экологов и инициаторов «Дизельгейта» нет никаких претензий (как ни пытались «докопаться»), владельцы дизельных PEUGEOT и CITROEN (в том числе и в России) могут быть абсолютно спокойны по поводу характеристик своих автомобилей и их не будут внепланово «дёргать» на фирменные СТОА для неких «дополнительных» перепрошивок ПО системы управления двигателями. Но об SCR и FAP чуть дальше …

Как работает мочевина в двигателе

Выбросы дизельного силового агрегата содержат 2 основных вредных компонента: сажу и оксид азота. Для борьбы с сажей, являющейся опасным канцерогеном, был изобретен противосажевый фильтр, задерживающий проникновение сажи в атмосферу. Что касается оксида азота, то проблема выбросов этого вещества в атмосферу была решена с помощью жидкостной системы SCR (Selective Catalytic Reduction — «избирательное каталитическое восстановление»). SCR-система была разработана компанией FPT Industrial, входящей в холдинг Fiat. Сейчас изобретение итальянской компании используются всеми европейскими производителями дизельных автомобилей.

Работа системы SRC основана на простейшей химической реакции. Отработавшие выхлопные газы в камере сгорания взаимодействуют с водным раствором мочевины, поступающим из бачка нейтрализатора посредством впрыска инжектором.

Под воздействием высокой температуры мочевина разлагается на изоциановую кислоту и аммиак. При химической реакции оксида азота и аммиака образуются водяной пар и безвредный азот. Остальные химические соединения просто сгорают в камере сгорания. В результате вредность выхлопа дизельного автомобиля резко снижается, так как нейтрализуется опасное соединение оксид азота.

Первоначально жидкостная система нейтрализации использовалась в силовых агрегатах грузовых автомобилей, однако постепенно нашла свое применение и на легковых дизельных авто. Использование SRC, противосажевого фильтра и катализатора позволяет добиться экологичности выхлопа на уровне Евро-5 и Евро-6.

Плюсы и минусы системы

Снижение вредности выхлопа дизельного мотора в атмосферу — не единственное преимущество системы SRC. Также использование SRC обладает следующими достоинствами:

  • ощутимо повышается мощность движка;
  • наблюдается незначительное снижение уровня потребляемого топлива;
  • невысокий расход жидкости — легковой автомобиль пройдет на одной канистре 5-10 тыс. км.

Однако использование мочевины имеет и свои недостатки, во многом делающие ее применение в дизельных автомобилях непрактичным. К ним относятся:

  • усложнение системы, что ведет в более частым поломкам;
  • дополнительные расходы на обслуживание (канистра AdBlue обойдется в сумму от 500 рублей);
  • замерзание при температуре ниже -11 °C.

Именно невозможность использования AdBlue при стандартных для отечественной зимы температурах делают ее непрактичной в российских условиях, даже несмотря на то, что бачок с мочевиной оборудуется специальным нагревом для предотвращения замерзания жидкости.

В то же время дизельные автомобили, приобретенные в Европе, оснащаются этой системой по умолчанию, сейчас они свободно продаются и на российском рынке. Также оснащение своего «железного коня» такой системой необходимо при поездке в Европу — в ином случае можно «попасть» на немаленький экологический штраф. Поэтому немалому числу отечественных владельцев дизельных автомобилей все-таки приходится обслуживать систему SRC, если таковой оборудован их автомобиль, и покупать мочевину.

Использование мочевины для очистки выхлопа

Ужесточение экологических норм и стандартов подтолкнуло автопроизводителей к созданию еще более совершенных систем, которые сегодня активно используются на дизельных ДВС. Такие решения позволили добиться снижения количества оксида азота.

Одной из наиболее распространенных схем очистки является технология Bluetec. В такой системе применен целый комплекс очищающих выхлоп элементов:

  • сажевый фильтр;
  • окислительный катализатор;
  • жидкостная система для нейтрализации оксида азота;

Данное решение разработано и активно используется немецким автогигантом Mercedes-Benz на различных моделях коммерческих и легковых дизельных авто. Грузовики, оснащенные Bluetec, имеют отдельный бак, в который заливается активный реагент под названием AdВlue. Указанный реагент представляет собой раствор мочевины с водой (вода и аммиак). Специальное дозирующее устройство осуществляет автоматический впрыск раствора мочевины в выпускную систему дизельного авто, где происходит перемешивание отработавших газов и раствора мочевины для дизеля.

После смешивания мочевины с выхлопом указанная смесь попадает в нейтрализатор SCR (англ. selective catalytic reduction). Такой нейтрализатор отличается тем, что работает по избирательному принципу. Аммиак, который находится в составе мочевины для дизеля, вступает в реакцию с окислами азота под воздействием катализирующего слоя в нейтрализаторе и высокой температуры до 300 градусов по Цельсию. Результатом становится разложение окислов азота на азот и воду. Также в нейтрализаторе догорают и другие токсичные соединения. Похожая схема применяется и на легковых авто с указанной системой очистки.

Дизельный мотор и экология

Степень сжатия дизельного двигателя — что это такое

По мере развития технологий к двигателям внутреннего сгорания стали выдвигаться все более жесткие нормы и требования касательно вредности выхлопных газов. Установка каталитических нейтрализаторов на бензиновые ДВС позволила достаточно эффективно решить данную проблему. Более того, инженерам удалось выполнить поставленную задачу без существенных конструктивных изменений самого двигателя и его топливной аппаратуры.

Катализатор устанавливается в выхлопную систему. Корпус такого каталитического нейтрализатора имеет двойные стенки, между которыми находится специальная жаропрочная оболочка. Также внутри катализатора имеются особые «соты», которые могут быть изготовлены из керамики или металла. Указанные соты покрывают небольшим слоем вещества, которое вступает в химическую реакцию с отработавшими газами. Другими словами, активное вещество на сотах представляет собой катализатор, который превращает вредные соединения в выхлопе путем их окисления в углекислый газ, азот и воду.

Сегодня широко используются катализаторы, которые имеют в своей основе три компонента: платину, палладий и родий. Платина и палладий нейтрализуют угарный газ и углеводороды, в то время как родий эффективно взаимодействует с окислами азота. К преимуществам таких каталитических нейтрализаторов относят эффективность работы, простоту их изготовления, а также долгий срок службы.

Что касается дизельных двигателей, в списке токсичных компонентов в составе их отработавших газов (в отличие от бензинового агрегата) присутствует сажа. Также в значительной мере отмечено наличие оксида азота. Образование большого количества сажи возникает по причине индивидуальных особенностей процесса смесеобразования в моторах на солярке.

Хорошо известно, что сажа является вредным канцерогеном, который может спровоцировать образование раковых клеток. Стоит отметить, что попытки снизить количество сажи в выхлопных газах дизеля приводят к значительному увеличению содержания оксида азота, а снижение выбросов оксида азота означает резкое увеличение количества сажи. Другими словами, уменьшение содержания одного токсичного компонента приводит к закономерному увеличению другого. Данная особенность затрагивает различные режимы работы дизельного двигателя.

Для борьбы с сажей дизельные автомобили оснастили сажевыми фильтрами. Работают такие фильтры по принципу специального уловителя. Частицы сажи оседают на сетке фильтра. Когда сетка забивается, система управления двигателем активирует процесс дожигания сажи, реализуя таким образом регенерацию сажевого фильтра и нормализацию его пропускной способности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий