Сколько «ходит» коробка автомат: робот, вариатор и АКПП  

Какие факторы влияют на сроки службы автоматических коробок передач

Начнем с того, что автоматическая коробка передач — это механизм. Как и все механизмы, ежедневно интенсивно работающие, она требует должного ухода и обслуживания. Необходимо постоянно контролировать состояние АКПП, систематически проводить техническое обслуживание, менять масло, проверять маслоприемник и радиатор, проводить диагностику. В таком случае можно быть уверенным, что коробка откатает свой отведенный срок и даже больше.

Производители автоматических коробок передач указывает о периодичности замены масла, виде трансмиссионной жидкости, которую нужно использовать. Не всегда периодичность указана точно, ведь в реальности условия эксплуатации автомобиля по нашим дорогам гораздо жестче, чем в Европе или Азии

Тем не менее, важно придерживаться данных рекомендаций, в том числе:

  • проводить замену масла и расходников;
  • перед началом движения прогревать коробку, как минимум, несколько минут.

О периодичности замены масла подскажет мастер СТО. Она зависит от вида и возраста коробки. Чаще всего, это раз в 30-60 тысяч километров пробега.

Но есть коробки, которые нуждаются в замене масла реже — раз в 70-100 тысяч километров. Все зависит от качества сборки коробки. Ведь рынок предлагает, как бюджетные варианты, так и высококачественные и дорогостоящие. Поэтому, решив купить автомобиль с АКПП на борту, не лишним будет прочитать о ней подробнее, ознакомиться с отзывами на специализированных площадках или проконсультироваться со специалистом.

Функционал АКПП Ситроена С4 седан

Рассматривая АКПП Ситроен С4 седан, отметим доступность для водителя четырех активных режимов управления:

1. Нормальный.

  • Рычаг переключения передач находится в положении D – автоадаптивный (Тип Троник) режим. Выбирая режим переключения передач, калькулятор автоматической трансмиссии ориентируется на шесть доступных программ. В основе их разделения лежит диапазон переключения – от экологичного варианта (при котором обороты двигателя составляют 2200–2500 в минуту) и до динамичного переключения, возможного при максимальных оборотах. Включение зажигания автомобиля приводит коробку передач в режим, программа которого носит название «нормальное вождение» (самоадаптация). Для того чтобы выбрать подходящую программу, необходимо нажать соответствующую кнопку. Вернуться к «нормальному» режиму можно, повторно нажав кнопку той программы, которая была активирована.

    При выборе подходящей программы компьютер ориентируется на состояние дороги, нагрузку на двигатель и стиль вождения автомобиля. Последний оказывает прямое влияние на работу коробки, режим которой может варьироваться от наиболее спокойного до спортивного. Настройка автоадаптации происходит в течение 10–20 секунд и, в соответствии с заложенным в калькулятор алгоритмом, компьютер выбирает наиболее экологичную программу.

  • Рычаг переключения трансмиссии, установленный в положение 3, предполагает режим, аналогичный D, кроме возможности переключиться на четвертую передачу.

    Рычаг, установленный в положение 2, предполагает выбор режима, аналогичного D, кроме возможности включения третьей и четвертой скоростей. Это положение позволят активировать кнопку 1, при нажатии которой автоматическая трансмиссия работает исключительно на первой передаче.

2. Спорт.

Для выбора этого режима необходимо установить рычаг переключения передач в положение D, а также дополнительно нажать кнопку S. Включается наиболее динамичная из всех предусмотренных программ. При этом перестает работать режим автоадаптации. Программу «спорт» принудительно активируют при каждом включении зажигания.

3. Зима.

Для того чтобы активировать зимний режим, необходимо перевести селектор в положение D, дополнительно нажав кнопку *. В этом случае включается наиболее экологичная из имеющихся программ, которая не предполагает использование первой передачи. Автомобиль начинает движение на второй скорости. Режим автоадаптации в данном случае не работает. Программу принудительно активируют при каждом включении зажигания.

4. Секвентальный.

Для включения данного режима, который предполагает самостоятельное переключение водителем передач, рычаг трансмиссии необходимо перевести в положение М. Достигнув максимальных оборотов, компьютер переключит коробку на повышенную передачу. При минимальных оборотах – на пониженную.

Саморазогрев масла возможен при включении режима прогрева. Для данной программы характерна некоторая размазанность передач. Режим используется трансмиссией для прогрева масла до +40 °С. Чтобы поддержать тепловой баланс, компьютер может включать вентилятор охлаждения двигателя.

5. Нейтральный.

Для установления нейтрального режима рычаг АКПП Ситроен С4 седан должен быть переведен в положение N. Запрещено включать передачу во время самостоятельного движения автомобиля. Нейтральный режим подходит для буксировки транспортного средства, если скорость не превышает 50 км/ч, а расстояние –100 километров.

Особенности работы АКПП

  • «Shift lock»: рычаг переключения передач блокируется в положении «Р» до момента нажатия водителем педали тормоза.
  • Если автомобиль стоит на месте, а частота вращения коленвала двигателя при этом составляет более 2000 оборотов в минуту, то переключение селектора в положение «D» не включает ни одну передачу.
  • Возможны рывки при переключении с первой на вторую передачу.

Устройство и принцип работы коробки передач CVT

Итак, аббревиатура CVT (от англ. Continuously Variable Transmission, что дословно означает «постоянно изменяющаяся передача»), используется для обозначения вариаторной коробки передач, которая более известна среди автолюбителей как вариатор.  Разобравшись с тем, что означает CVT коробка передач, можно перейти к особенностям конструкции и принципам работы вариатора.

Главной особенностью такой коробки является то, что вариатор представляет собой бесступенчатую трансмиссию. Чтобы было понятно, МКПП, роботы и АКПП имеют фиксированные передачи (скорости) с разным передаточным отношением, которых может быть 4, 5, 6 и т.д.

В свою очередь, вариатор CVT таких передач (ступеней) не имеет, благодаря чему  данная трансмиссия бесступенчатая.  Фактически, самый простой по конструкции вариатор имеет два вала со шкивами, которые соединены между собой ременной передачей. Ремень вариатора (цепь вариатора) состоит из клиновидных стальных звеньев, которые закреплены на прочной металлической основе в виде жгута.

Ведущий шкив присоединяется к коленчатому валу ДВС, в то время как ведомый посредством приводных валов соединяется с другими элементами трансмиссии для эффективной передачи крутящего момента на ведущие колеса автомобиля.

При этом в зависимости от оборотов двигателя и нагрузки диаметр шкивов (как ведущего, так и ведомого), постоянно, гибко и динамично меняется, что и позволяет «натянуть» или «ослабить» клиновидный ремень вариатора. Так изменяется передаточное отношение. Работает вся система под управлением электроники, также в устройстве вариатора активно используется гидравлика. 

В результате вариаторная коробка передач позволяет добиться абсолютно незаметного для водителя изменения передаточного отношения, причем независимо от оборотов коленвала двигателя.  Так как переключений между ступенями (скоростями) не происходит, при езде на машине с такой КПП полностью отсутствуют рывки, толчки, задержки при переключениях и т.п.

Параллельно не происходит разрыва потока мощности, который присутствует на других КПП в момент переключений. Передаточное отношение при движении авто изменяется постоянно. Электроника учитывает скорость движения ТС, нагрузки на двигатель, обороты, угол открытия дроссельной заслонки, положение педали газа  и т.д., позволяя силовому агрегату в связке с  трансмиссией всегда работать в оптимальных режимах. 

Основный достоинства и недостатки коробки передач CVT

Принцип бесступенчатости позволил добиться тех положительных результатов, к которым стремились инженеры, создавая вариатор для автомобиля. К ним можно отнести следующее:

  • Набор скорости автомобилем происходит очень плавно, рывки и «провалы» отсутствуют.
  • Разгон до необходимой скорости происходит значительно быстрее из-за отсутствия необходимости переключения передач.
  • Выгодное отличие от механической коробки в плавности движения с места и невозможности заглохания двигателя в пробках или на светофоре.
  • Наличие всего двух педалей для управления автомобилем.
  • Экономичность и отсутствие шума при разгоне.
  • Более динамичный разгон и плавность хода, чем у автомобиля с автоматической коробкой передач.
  • Сниженное количество выбросов в атмосферу вредных веществ.

При всех своих преимуществах, вариатор пока не пользуется большой популярностью у водителей, так как они относятся к нему с некоторой опаской. Причиной тому служат следующие недостатки:

  • Невозможность длительного движения автомобиля, оборудованного бесступенчатой трансмиссией, на максимальной мощности и на предельных оборотах.
  • Большая прихотливость агрегата. Замена фильтров и масла производится каждые 30 000 километров.
  • Использование для смазки дорогостоящей жидкости, влияющей на долговечную работу ремня.
  • Грубый, интенсивный стиль вождения, с резкими движениями и экстренными торможениями, может вывести вариатор из строя.
  • Только автомобили, оборудованные двигателями мощностью до 220 лошадиных сил, могут оснащаться коробкой передач CVT.
  • Дорогостоящий ремонт такой коробки вкупе с дефицитом разбирающихся в ней специалистов, добавляет ей минусов.
  • Сложность электронной системы управления приводит к тому, что повреждение хотя бы одного датчика дестабилизирует работу всей коробки.

Как видно из перечисленных преимуществ и недостатков, сделать выбор в пользу бесступенчатой трансмиссии можно только определившись с тем, что для нас важно в автомобиле, какой стиль вождения для нас приемлем. 

Надежность и ресурс АКПП классической конструкции

В прошлом автоматическая коробка передач была далека от идеала. В то время механика, действительно, была лидером, прославляя надежность и долговечность. Сегодня же автоматы настолько хорошо проработаны, что их ресурс может составлять 500 000 километров пробега и даже больше при условии правильного и качественного обслуживания.

И, снова-таки, не забываем о способе эксплуатации. Невозможно сравнить срок службы АКПП двух автомобилей, если они эксплуатируются по-разному.

Классическая автоматическая коробка передач по праву считается самой надежной конструкцией по сравнению со своими новыми собратьями. Она более простая с конструктивной точки зрения, поддается обслуживанию, а ремонт АКПП финансово доступен и выполняется многими СТО. Поэтому, думая о длительном сроке эксплуатации, без сомнения автомат — лидер этого вопроса.

Роль АКПП с гидромеханическим управлением

Для автомобиля и подобного ему транспортного средства трансмиссией является узел, который передает от двигателей к колесам крутящий момент. Так это выглядит в автомобилях со сцеплением, но их постепенно вытесняют с рынка АКПП. «Автоматы» сегодня ставят все чаще. В них не предусмотрено сцепления, а передачи переключаются автоматически. Гидромеханика помогает облегчить задачу смены передач во время движения. В классических коробках при управлении автомобилем выполняются следующие процессы:

  • отключение трансмиссии от двигателя в момент смены передач;
  • при изменении дорожных условий изменение величины крутящего момента.

Корпус гидротрансформатора вращается вместе с насосным колесом. Турбина с корпусом не связана (за исключением периода блокировки ГТ) – она соединена с валом коробки. Реактор при этом закреплен через обгонную муфту – она не дает ему проворачиваться под напором потока, когда разница в скорости вращения насосного и турбинного колес велика, но позволяет вращаться вместе с ними в одном направлении, когда автомобиль движется с постоянной скоростью и проскальзывание ГТ минимально. Так удается поднять КПД коробки.

Для выполнения этих действий и необходима гидромеханическая АКПП. Она одновременно выполняет функции сцепления и трансмиссии. Эту коробку специально придумали для использования в городских условиях, где постоянно выжимать сцепление может быть проблематично из-за частых остановок в пробках. Управляется автомобиль с гидромеханикой при помощи педалей тормоза и газа.

Коробка робот как пользоваться

Неважно какое у вас авто, Форд, Опель или Японское авто коробка-робот требует соблюдения правил эксплуатации. Чтобы агрегат работал долго без поломок, нужно знать, как пользоваться им правильно

Вот простая инструкция по использованию РКПП:

  1. Стараться ездить только по хорошим дорогам, имеющим твёрдое покрытие. Если необходимо проехать по бездорожью или рыхлому снегу, лучше отказаться от автоматического режима, если это предусмотрено конструкцией авто. Эксперты не советуют часто эксплуатировать автомобили с роботом в подобных условиях.
  2. Надавливать на газ плавно без резких движений. Водитель должен постоянно смотреть за оборотами мотора.
  3. При отсутствии на машине системы помощи при подъёме, использовать ручной тормоз. Это поможет избежать отката автомобиля назад.
  4. Стоя в пробках или на светофоре, переводить рычаг в нейтральное положение.
  5. При постановке авто на парковку следует сначала установить селектор робота в положение «нейтраль», после – затянуть ручник и затем заглушить мотор, сняв ногу с педали тормоза.
  6. Регулярно производить перенастройку электронного блока управления или обучение. Процедура выполняется согласно регламенту конкретного автопроизводителя через определённое количество километров. Обычно – через 10000-15000 км. Это связано с естественным износом дисков сцепления.
  7. Зимой при сильном морозе исключить поездки на непрогретом автомобиле. Прогревать его нужно до достижения рабочей температуры силового агрегата. Это поможет избежать повышенных нагрузок на роботизированную коробку.
  8. Стараться не буксовать, не возить тяжёлые прицепы и не буксировать другие авто. При серьёзных неисправностях машины использовать эвакуатор. Подробно об этом сказано в руководстве по эксплуатации каждого автомобиля с роботом.

Видео – Что такое РКПП (робот) | Сравнение с МКПП и АКПП | Плюсы и минусы

  • Нейтральная передача или « N». Он используется перед троганием с места или во время стояния в пробке либо на светофоре, а также при иных остановках на продолжительное время с работающим двигателем;
  • D», « A/ M», « E/ M» – режим движения. После перевода рычага в это положение, необходимо отпустить педаль тормоза и перевести правую ногу на педаль газа, потихоньку начав нажимать её. Автомобиль поедет вперёд, передачи будут переключаться автоматически в зависимости от набора скорости;
  • Ручное управление или « M». Режим применяется при движении вперёд, например, при поездках по снегу, песку или бездорожью. Передачи при этом водитель переключает селектором или подрулевыми переключателями в зависимости от особенностей конструкции авто. Переключение осуществляется постепенно, на одну ступень вперёд;
  • Задний ход или « R». Режим обеспечивает движение машины назад.

На некоторых моделях машин есть спортивный и зимний режимы, обозначенные соответствующими символами.

Сколько служит АКПП на авто с пробегом?

Какой срок службы АКПП на б/у автомобиле,

зависит во многом от нынешнего состояния коробки передач. Ведь некоторые неисправности, если их не убрать, могут привести к капитальному разрушению всей трансмиссии

или ее основных деталей всего за 1-2 месяца. Например

, если АКПП перегрели (долго буксовали или буксировали неправильно, резкие старты со светофора или катастрофическое масляное голодание), а потом продали Вам, такая коробка прослужит очень не долго, может даже несколько дней. Это конечно печально. Так что лучше хорошенько проверьте состояние АКПП перед покупкой, как состояние масла, так и поведение трансмиссии во время езды по городу.

Кроссоверы — описание, преимущества и недостатки

Название происходит от термина crossover utility vehicle (также CUV). Это означает транспортное средство повышенной проходимости, которое сочетает в себе основные преимущества автомобилей других классов:

  • внедорожников (SUV) — проходимость, жёсткий несущий кузов, оснащение;
  • семейных машин — вместительность (в том числе багажника) и комфорт;
  • городских моделей — компактность, зачастую относительно невысокую стоимость.

Представители класса кроссоверов нередко основаны на платформе обычных легковых машин. К кузову «прибавляют» геометрическую проходимость, высокую подвеску и иногда защитное покрытие днища. В оснащение таких машин обычно входит полный привод, автоматическая коробка передач, вспомогательные дорожные функции и другие комплектующие.

Подавляющее большинство кроссоверов не рассчитано на серьёзные внедорожные поездки. В основном они нужны для того, чтобы безопасно и удобно передвигаться по городу и трассам, иногда выезжая на грунтовые дороги, например, на дачу или на отдых.

Преимущества кроссоверов:

  • Наличие на большинстве моделей полного привода. Разумеется, этот параметр не такой, как у полноразмерных внедорожников, но он значительно помогает преодолевать сложные участки дороги — от бордюров и дефектов дороги до препятствий на пересечённой местности. Как правило, полный привод подключается автоматически (в случае необходимости) или по запросу водителя — обычно он непостоянный. Выгода такой системы заключается в серьёзной экономии топлива в городе и на трассе.
  • Высокая посадка водителя. Помогает лучше видеть дорогу, что повышает безопасность и шанс среагировать на препятствие. Обзорность улучшает управление.
  • Высокий клиренс. По сравнению с городскими автомобилями дорожный просвет кроссоверов относительно высокий. Иногда расстояние до днища может сравниться с показателем у внедорожников. С такой характеристикой проще преодолевать препятствия.
  • Геометрическая проходимость. Это особенное строение кузова, когда он не касается препятствий при негоризонтальном положении кроссовера — съезде или подъёме в гору, а также крене.
  • Уверенность при движении. Атрибуты большинства кроссоверов — АКПП, полный привод, устойчивый тяжёлый корпус, высокая посадка и ходовые качества — обеспечивают безопасное и стабильное поведение в любую погоду и почти в любых дорожных условиях.

Недостатки кроссоверов:

  • Высокий расход топлива. Основная причина — полный привод, даже непостоянный. На это также влияют масса автомобиля (особенно с большим количеством пассажиров и груза) и стиль езды, который допускает кроссовер. Например, городская компактная машина, скорее всего, не окажется в условиях, где потребуются высокие обороты или тяговая сила.
  • Стоимость автомобиля. Кроссовер дороже легковых машин по определению, а для оснащения модели АКПП, полным приводом и рекомендованным оборудованием потребуются дополнительные средства.
  • Цена на обслуживание. Кроссоверы имеют более сложную конструкцию, чем компактные машины, а также эксплуатируются в более тяжёлых условиях, что заставляет делать ремонт и покупать компоненты чаще.
  • Комфортабельность бюджетных моделей. Кроссоверы с неплохими ходовыми характеристиками, в том числе АКПП, которые стоят недорого — в большинстве своём старые модели. В них могут быть не очень удобные сидения или «дешёвая» обивка салона из твёрдого пластика. Тем не менее многим водителям обогрев руля и современные опции не так важны, как полный привод и хорошая проходимость.
  • Параметры кузова. Чаще всего кроссоверы заметно превосходят городские автомобили в габаритах. Из-за этого возникают не только проблемы с манёвренностью и компактностью, но и более высокий расход топлива из-за сопротивления воздуху. Кроме того, высокий клиренс лишает кроссовер стабильности на ровной дороге.

Суммируя преимущества и недостатки кроссоверов, можно понять, что они не являются в полной мере ни внедорожниками, ни городскими моделями. Это универсальное транспортное средство, которое всё же не отвечает всем потребностям водителя в каждой ситуации.

Автоматы в одну кучу

Еще меня немного раздражает такой факт – не разобравшись в строении, «гаражные эксперты» начинают валить все автоматы в одну кучу и ставить на них клеймо – «ненадежны»!

Ребята это в корне не правильно — ведь сейчас существует, как минимум три основных вида автоматических трансмиссий  — это вариатор, автомат и робот. У каждого типа есть свои сильные и слабые стороны, ресурс может различаться «глобально» – в разы или даже десятки раз.

Если честно то у моего друга есть старая Тойота праворульная, еще 90 – х годов, на ней старая автоматическая трансмиссия на 4 передачи, пробег около 400 000 километров, но АКПП ни разу не ремонтировали, однако каждые 50 000 делается полное ТО, со сменой масла, фильтров  — иногда промывается радиатор охлаждения. И знаете, она прекрасно работает, нет ни толчков, ни других нарушений в работе. Однако не все автоматические трансмиссии «одинаково полезны»! И зачастую вы можете попасть просто на огромные деньги уже через 50 000 пробега! Но как? Читаем дальше

Неправильная эксплуатация

1. Неправильная парковка

Если автомобиль постоянно парковать на большом уклоне, то жертвой масляного голодания после запуска может стать не только двигатель, но и коробка передач.

А еще важно при парковке на уклоне пользоваться ручным тормозом. Замечали, что если этого не сделать, бывает очень трудно перевести селектор АКП из положения «паркинг» в любое другое? Фиксатор в коробке закусывает всей силой скатывания автомобиля с уклона, вытягивается тросик привода управления коробкой — и здравствуй, проблемы с электрикой, вроде невключения фонарей заднего хода и несрабатывающего стартера

2. С места в карьер

Некоторые модели автоматических коробок передач более чувствительны к нагрузкам в непрогретом состоянии, чем даже двигатели. Недопустимо сильно нагружать автомат до прогрева рабочей жидкости: выдавить может не только сальники, но и уплотнения в гидроблоке.

3. Пуск двигателя с буксира

Если попытаетесь завести машину с автоматом, что называется, «с толкача», разогнав машину в положении селектора N, а затем включив D, то с большой долей вероятности погубите коробку. Ведь в этот момент первичный вал не вращается, насос не создал давления масла. В результате все пойдет самым нерасчетным образом. Неизвестно, как включатся соленоиды, куда направится жидкость, какие фрикционы сработают…

4. Нарушение правил буксировки

Еще со времен первой волны подержанных автомобилей, хлынувшей в нашу страну в самом начале 90-х, было известно правило буксировки автомобилей с автоматическими коробками передач «50 на 50». То есть скорость при буксировке выбираем не выше 50 км/ч и едем не дальше чем на 50 км. Иначе из-за отсутствия смазки (насос-то не вращается) возможны задиры на трущихся поверхностях. Но, как и все в нашем мире, АКП становятся все более одноразовыми, так что правило смещается в сторону «30 на 30», а то и полного запрета буксировки. Все чаще производитель допускает только погрузку неисправной машины с автоматом на эвакуатор.

5. «Паркинг» в движении

Если передвинуть селектор в положение Р, когда автомобиль движется, можно сломать фиксатор положения «паркинг». Или, по крайней мере, стальная стружка от работы зуба фиксатора по шестерне блокировки пойдет в полость коробки.

6. Длительное буксование в грязи

Длительные пробуксовки, когда автомобиль десятки минут не может вырваться из грязевого, песчаного или снегового плена, приведут к перегреву жидкости, подгоранию фрикционов и переходу коробки в аварийный режим. Крайне вредно, если вы при этом попытаетесь выехать враскачку, быстро переводя селектор из D в R и наоборот. Этот прием, пришедший из мира механических коробок передач, быстро угробит ваш автомат. Нужно обеспечивать паузу между переключениями, но тогда и раскачки не видать.

7. Использование коробки передач на пределе крутящего момента

Буксировка тяжелого прицепа — это еще цветочки по сравнению с буксировкой другого автомобиля. Еще более пагубным для здоровья АКП может быть только вытягивание из грязи/снега застрявшего автомобиля.

8. Спортивные наклонности

Дрифт на автомобиле с АКП — прямой путь отправить коробку передач на свалку. Некоторые водители-«спортсмены» любят также зажать педаль тормоза в режиме D, наращивая одновременно обороты двигателя. Затем, отпустив тормоз, резко сорваться с места под дым, идущий из-под колес. Удачи вам, ребята!

9. Механическое повреждение

При езде по буеракам на неподготовленном автомобиле повредить картер АКП проще, чем корпус механической коробки передач. При этом даже небольшая вмятина на поддоне может привести к перебоям в подаче жидкости. Исход понятен?

Комментарий специалиста

1. Своевременно менять масло в АКП, причем в тяжелых условиях эксплуатации даже чаще, чем предписано.

2. Следить за уровнем рабочей жидкости. Проверять его перед дальними путешествиями и смотреть, нет ли пятен под автомобилем.

3. Понимать, что классический автомат не любит спортивной езды.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий