Двигатель троит на холостом ходу: основные причины

Может ли троить двигатель из-за свечей?

В большинстве случаев по свечам зажигания определяют неисправность в силовой системе автомобиля, а именно почему двигатель может начал троить. Чтобы по этим комплектующим выяснить причину проблемы, выкручивайте каждую свечу и осматривайте изоляторы. Когда на их поверхности наблюдается плотный слой нагара, это означает, что искра не может пробить его. В результате ток будет двигаться по пути наименьшего сопротивления, значит искра будет появляться не между электродами, а “поворачивать” в сторону по загрязненному изолятору. Поэтому энергии будет не хватать для того, чтобы зажечь топливо-воздушную смесь. Отсюда следует, что соответствующий цилиндр работать не будет, а двигатель затроит.

При осмотре изолятора свечи также обратите внимание на его фактическое состояние. Если имеются микротрещины, то ток “проскользнет” через повреждения и неполноценно выполнит задачу

Повреждения внутреннего изолятора свечи, контактирующего с резьбой цилиндра, а также внешнего изолятора, на который монтируется выход бронепровода, также могут привести к тому, что мотор троит. Почему еще может троить движок? Рассмотрим другие проблемы, связанные со свечами и, как следствие, цилиндрами.

  • Любые повреждения и сколы, которые могут привести к ухудшению образования искры или его полному отсутствию.
  • Изменение зазора между электродами свечи — уменьшение или увеличение. Для многих двигателей это считается важным требованием к обеспечению стабильной работы зажигания. Параметр зазора обычно указывает производитель авто или изготовитель самого мотора.

Проверить искру без диагностических устройств можно, но обычно такие способы применяют опытные автовладельцы и мастера, так как требуется ювелирная аккуратность.

  • Открутите свечу.
  • Наденьте бронепровод.
  • Внутреннюю часть свечи, металлическую, приложите к двигателю и поверните ключ зажигания.
  • Во время работы стартера обязательно держитесь только за резиновый наконечник бронепровода, иначе сильно ударит током!

Теперь посмотрите на искру в момент завода мотора. Если она четко “ударяет” между электродами, не “поворачивает”, хорошо просматривается, значит свеча рабочая. Таким образом можно проверить все свечи по очереди, не нужно выкручивать все свечи сразу.

Когда подтраивает двигатель по причине черного нагара на свечи, мастера рекомендуют в первую очередь разобраться с причиной его появления. Обычно проблему связывают с загрязнением электродов. Возможно нагар начал проявляться с момента пропадания нормального поджигания. В таком случае можно попробовать очистить свечу наждачной бумагой, но чистке должны подвергаться только электроды, изолятор трогать нельзя. После установите свечу на место и попробуйте завести двигатель. Часто это помогает решить проблему, но лишь на время, следует искать причину появления нагара.

Когда троит из-за размеров зазора, то на некоторых отечественных авто их можно отрегулировать. Это делается с помощью щупов, пассатижей и молотка. Процедура делается крайне аккуратно, автомобиль должен быть в бездействии. Например, если в документации к авто указано, что бесконтактная система зажигания в двигателе должна иметь зазор 0,8 мм, тогда берем щупы подходящего размера и просовываем их между электродами.

  • Если пролазит свободно, то по электроду, расположенному сбоку, легко постукиваем легким молотком или пассатижами. После засор измеряем вновь, если щуп опять легко проходит, повторяем операцию снова.
  • Если щуп не проходит между электродами, берем пассатижами за край электрода, расположенного сбоку, и отгибаем. После измеряем расстояние.

После этой операции троить не должно, если нет других поломок.

Неисправности ГБЦ: клапана и компрессия

Низкая
компрессия из-за прогоревшего клапана (седла клапана) – распространенная причина
«троения» на один конкретный цилиндр.

Неисправность обычно провоцируют забитая форсунка, постоянно
обедняющая смесь, и заставляющая выпускной клапан перегреваться. Или отсутствие
должного сервиса – регулировки тепловых зазоров (на авто без
гидрокомпенсаторов). Клапан «поджимает» при прогреве, и он перестает «держать».

Нарушенное уплотнение в районе выпускного коллектора,
засорение клапана вентиляции картерных газов, микротрещины в прокладке ГБЦ
(между соседними цилиндрами), трещины в самой «головке» – также приводят к
троению, но в их случае мотор будет «трясти» не только на ХХ, ощутимо снизится
мощность и приемистость.

Двигатель машины троит и не тянет

Что делать если машина троит и не тянет? Возможно, троение возникло после последней заправки авто, либо его причиной стали некоторые работы, проводимые с двигателем, например замене свечей. Возникновение постороннего шума также может быть вызвано частым перегревом двигателя. Довольно часто после заправки авто низкокачественным топливом необходимо провести диагностику форсунок, а также свечей зажигания. Это позволяет значительно сократить время на выявления истинной причины троения.

Причины неисправности

Если машина троит и не тянет, то причин этого может быть несколько:

Свечи Высоковольтные провода. Топливный фильтр грубой очистки Прогоревший клапан. Пробита прокладка головки блока цилиндров Форсунка Датчик коленвала. Модуль зажигания. Троение может быть вызвано низкой компрессией в одном или нескольких цилиндрах. В этом случае не происходит воспламенение смеси и цилиндр работает в холостую. Вышла из строя свеча: — пробой свечи, в этом случае искра не доходит до камеры сгорания; — увеличение или уменьшение зазора контактом и электродом, а также оплавление свечи вырабатывают искру недостаточной силы для воспламенения смеси; — грязные, выработавшие свой ресурс свечи зажигания не дают нужной искры. Троение может быть вызвано нарушением целостности высоковольтного провода. В этом случае посланный к свече импульс теряется по пути от модуля зажигания к свече. Модуль зажигания или его катушка находятся в неисправленном состоянии. Наблюдаются какие-либо неисправности в топливной системе. В газораспределительном механизме сбиты метки. Иногда троение может быть вызвано несбалансированностью воздушно-топливной смеси.

Если троит на малых оборотах

Если двигатель троит на малых оборотах, а при высоких — работает нормально, то это говорит о том, что возможно выработался ресурс одной из свеч или пробит высоковольтный провод. Нередко троение на малых оборотах может наблюдаться, на старых автомобилях, когда происходит окисление контактов контактной пары.

Лучшим лекарством от подобного дефекта является погонять двигатель на высоких оборотах, составляющих две третьих от максимального разрешения, около 15 минут. Это будет способствовать очищению свеч от копоти и нагара. Делать это необходимо только под нагрузкой, при хорошем разгоне авто на пустынном шоссе.

Существует и более радикальный метод – это замена всего комплекта свечей. Самые простые свечи зажигания способны прожить не более 40 тысяч километров пробега, а при использовании низкокачественного топлива, вредном воздействии окружающей среды, неудовлетворительном качестве покрытия наших дорог их жизненный цикл и того меньше.

Если по какой-либо причине одновременная замена всех четырех свечей невозможна, то среди них легко найти неисправную, она будет от рабочих отличаться цветом. Контакты исправных работающих свечей, как правило, имеют песочный либо красноватый цвет. В то время когда вышедшая из строя свеча практически всегда имеет черный цвет контактов. В случае невозможности замены и одной свечи, необходимо слегка постучать по ее изогнутому контакту, еще больше загибая его к центральному. Это приведет к уменьшению зазора, а, следовательно, уменьшению размеров искры, что поможет вернуть к жизни на некоторое время умершею свечу. Однако данный способ вряд ли исправит ситуацию надолго, если вы хотите, чтобы ваше авто всегда находилось в боевой готовности, то гораздо разумнее поменять все свечи сразу.

Если слоем нагара покрыты все свечи, значит в цилиндры подается переобогащенная смесь, а с этой проблемой вряд ли получится справиться собственными силами.

Причины возникновения неисправности двигателей

Причина троения – отказ от работы одного или нескольких цилиндров, топливо в нем не воспламеняется или воспламенение происходит с запозданием и сгорает не полностью. Наиболее распространенные причины возникновения проблемы в позднем или раннем зажигании, а также отказавшей свечи в системе зажигания.

Двигатель работает не ровно на холостых оборотах, но выравнивается при начале движения:

  • Проблемы в образовании топливной смеси, она может быть слишком обогащенной или обедненной из-за подсоса воздуха.
  • Выставлено раннее зажигание, вышла из строя катушка системы зажигания, проблемы с высоковольтными проводами, плохой контакт между свечой и проводом.
  • Ошибки в работе датчика массового расхода воздуха, который показывает количество воздуха, поступающего в работающий цилиндр.
  • Сбой датчика положения коленчатого вала, который синхронизирует показания системы зажигания, питания и показания положения и частоты вращения коленчатого вала.
  • Вышел со строя датчик холостого хода.
  • В инжекторном автомобиле поломка уязвимого лямбда-зонда, который контролирует состав выхлопных газов.
  • Образование трещины или проплавленного участка на клапане.
  • Неотрегулированные клапана, в результате чего увеличивается или уменьшается тепловой зазор.
  • Неисправность ГБО.

Если двигатель троит при любых оборотах коленчатого вала и температуре, причинами могут быть проблемы с ГРМ и ЦПГ:

  • Образование трещины в днище поршня, залегание или поломка поршневых колец, прогоревший клапан.
  • Выход со строя свечей зажигания.
  • Неправильно выставлены метки на ремне ГРМ.
  • Загрязнение топливного фильтра.
  • Поломка топливного насоса.
  • Выход со строя датчика ХХ или загрязнение дроссельной заслонки.
  • Прогорела прокладка головки блока цилиндров.
  • Разбалансирована работа карбюратора.

Износ деталей ЦПГ

Поначалу эта проблема может возникать только при запуске двигателя на холодную. Владелец заметит жуткие вибрации и небольшое отклонение оборотов на холостых. По мере прогрева, детали цилиндропоршневой группы расширяются и люфты уходят. Мотор работает, как нужно. Но стоит ему остыть, как вибрации вновь повторяются.

Износ цилиндропоршневой группы

Заметив такую особенность, проверьте компрессию в цилиндрах:

  • для бензиновых двигателей нормальный показатель — от 10 до 14 Бар;
  • для дизельных — от 20 до 28.

Разброс давления по цилиндрам должен быть не более 10 процентов. Если результаты неутешительны, стоит произвести эндоскопию двигателя. Бывает, что «хон» на стенках целый, а компрессия все равно низкая. Причин несколько. Из самых простых — прогар прокладки ГБЦ. Если прокладка целая, смотрим клапана и кольца.

Залегание колец

Частая причина низкой компрессии — закоксованные кольца. Это происходит из‐за использования плохого масла или топлива, либо несвоевременного ТО. Решить неисправность поможет раскоксовка, но для этого требуется разборка двигателя.

Двигатель троит – как определить направление поиска причины

Причиной вибрации и изменения звука работы двигателя на ХХ
могут быть не только пропуски зажигания в цилиндре – из-за изношенной подушки
двигателя или неисправности
сцепления машина тоже ощутимо трясется. Неопытному
водителю бывает сложно определить разницу из салона, поэтому проще послушать
звук непосредственно выхлопа. Прерывистый, с хлопками – значит, мотор троит. Монотонный
– значит, проблема в другом.

Чтобы
установить «природу» троения: пропускает один определенный цилиндр, или это
несколько «котлов» попеременно не хотят ровно работать на холостых – заведите автомобиль,
и на несколько секунд (по одному) отключайте питание с каждого модуля зажигания
(либо форсунки). Цилиндр, отключение которого не изменит звук работы мотора –
троит.

Свечи:
простая диагностика без сканера (для бензиновых и ГБО)

Дождитесь момента, когда машина четко троит на холостом ходу,
заглушите мотор и выкрутите свечи. Не прогазовывайте, не прогревайте двигатель.
Чтобы, вытащив свечу, можно было по состоянию ее рабочей части понять, что
происходит в каждом цилиндре в этот момент. Свеча из того цилиндра, на котором троит
двигатель, будет отличаться по цвету от остальных.

Проверка свечей и катушек зажигания
Проверка свечей и катушек
зажигания

Условия работы мотора по цвету нагара:

  • Тонкий, равномерный коричневый сухой
    нагар – смесь сгорает нормально, полностью.
  • Желто-коричневый, сухой нагар, обильный
    «седой» налет – дефицит топлива в смеси.
  • Черный, сухой обильный нагар –
    обогащенная смесь, может сгорать не полностью, провоцировать калильное
    зажигание.
  • Черный маслянистый обильный нагар – избыток
    топлива, в цилиндр попадает масло, может «закидывать» свечу, работавшую «через
    раз».
  • Мокрая черная свеча, пахнет топливом
    или маслом – свеча не работала, искры нет, либо была слишком слабая, чтобы
    поджечь смесь.

Чтобы выяснить, какой конкретно элемент сбоит в цепи зажигания
или подачи топлива у троящего цилиндра – снимите с него: свечу, модуль
зажигания (катушку), форсунку и поменяйте оборудование с другими цилиндрами
(разными). Заведя мотор, по тому, куда «переехала» неисправность, узнаете, где
дефект. Если после замены всё равно подтраивает тот же цилиндр – дело в других
деталях: ВВ проводах, в управляющей впрыском электронике, либо – в подсосе воздуха,
или низкой компрессии ЦПГ.

Вибрация на горячем двигателе

На холодном моторе порой возникают ложные симптомы. Простой пример: стук клапанов после прогрева пропадает. Если симптомы троения движка не исчезают после достижения рабочей температуры, значит проблемы точно есть. Они опаснее тех, что характерны при работе на холодную.

В камеру сгорания попало масло

При нормальной работе силового агрегата допускается проникновение минимальной «дозы» масла в сектор сгорания. Часть смазки идет на угар, остальной объем испаряется, оседает на металлических деталях в виде отложений. Хорошо, когда за 1000 км пробега из картера уходит не более 0,4 л масла. Но иногда расход существенно возрастает.

Синий дым из выхлопа

Главный признак проблемы — из выхлопа идет сизый или синий дым. На свечах зажигания появляется черный, рыхлый налет. Он легко чистится. Двигатель начинает троить даже на малых, холостых оборотах. Потому что нарушаются пропорции ТВС. К бензину и воздуху добавляется масло. Вот почему это происходит:

  1. Износ маслосъемных колец. Поршневые кольца истончаются, пропускают масло. Смазка устремляется в камеру сгорания.
  2. Разрушение маслосъемных колпачков. Сальники клапанов трескаются, масло проникает к месту детонации ТВС.

При появлении сизого дыма советуем проверить состояние маслосъемных колец и колпачков. Изношенные уплотнители лучше заменить.

Отказали датчики

Для современных автомобилей характерна электронная регулировка работы мотора, а не механическая. Датчики отправляют сигналы в электронный блок управления (ЭБУ). Потом «мозг» машины дает команды на регулировку топливовоздушной смеси, увеличение оборотов коленчатого вала. Когда датчики выходят из строя, обратная связь пропадает, ЭБУ перестает справляться со своими задачами.

Типичный признак отказа датчиков — нарушение работы силового агрегата. Он троит, глохнет при нажатии на педаль газа. Бортовой компьютер или диагностическая шина OBD–2 выдает ошибки. Загорается индикатор Check Engine. Вот причины выхода из строя датчиков:

  1. Механическое повреждение. Ударное воздействие, засорение приводят к потере работоспособности.
  2. Перегорание предохранителя. Разрушается тонкая плавкая перемычка, цепь размыкается.

Чтобы выявить проблему, первым делом нужно использовать сканер OBD–2. Достаточно подключить его к диагностической шине, соединить со смартфоном или ноутбуком по каналу Bluetooth или Wi‐Fi. На экране появятся коды ошибок. Если диагностическая система не срабатывает, надо прозвонить каждый датчик с помощью мультиметра. Неисправные необходимо заменить на новые.

Перебои в системе зажигания

Если прогретый двигатель начинает троить на холостых оборотах, стоит обратить внимание на признаки, которые указывают на проблемы в системе зажигания. Один из таких симптомов — искры, заметные при осмотре высоковольтных проводов в темноте

Если провода искрят или светятся, это может говорить о нарушении работы. Такое явление водители называют «северным сиянием».

Проверка катушки зажигания

На старых машинах часто выходит из строя трамблер. Нарушения в работе прерывателя приводят к тому, что силовой агрегат функционирует с перебоями. В новых авто причиной становится поломка индивидуальной или общей катушки зажигания. Это происходит из‐за короткого замыкания. Вот почему сильно троит двигатель на малых, холостых оборотах.

Проверить катушку зажигания можно с помощью мультиметра. Сначала прозванивают первичную обмотку. Сопротивление должно составлять примерно 0,5–4 Ом. На втором этапе анализирует сопротивление вторичной обмотки. Нормальный показатель — от 3 до 15 кОм. Если показания сильно превышают нормативные, деталь вышла из строя. Неисправную катушку нужно заменить.

Проявление неисправности

Для начала следует убедиться в том, действительно ли ваша проблема подходить под определение «троит двигатель». Чтобы лучше понять причину возникновения необходимо разобраться в самой сути неисправности, а заодно и определиться схожа ли ваша дилемма с ниже описанной.

Рекомендуем: Хлопки в глушителе — как исправить самому?

Итак, что же происходит с автомобилем и какие перемены в работе двигателя могут произойти? Для начала, как мы уже сказали ранее, ресурс двигателя заметно снизиться. Особенно это явно заметно у автомобилей с МКПП (подробнее об этом мы поговорим ниже). Кроме того, из наиболее вероятного, автомобиль начнет трясти и вибрировать во время езды. Разгон автомобиля резко ухудшается, снижаются рабочие обороты, уровень потребляемого топлива возрастает почти на несколько литров.

Цилиндры являются важнейшим показателям нормальной работы двигателя

Сбои в зажигании мотора

Сбои в группе зажигания, частая проблема, после которой начинаются проблемы с мотором. Как правило, причина кроется в ненадлежащем выполнении функций свечой. Проверяя работоспособность, детали извлекают из агрегата и подвергают детальному осмотру. При обнаружении повреждений, изделия меняют.

После проверки свечей, контролируют состояние проводников, подходящих к изделию. Особенность, детали сбоят в сырую погоду (дождь, туман и др.) таким образом, двигатель троит на холодную, а после прогрева до нормы симптомов как не бывало.

Тестирование проводников стартует с центрального контакта, после чего осматривают колпачки. Элементы портятся временем, кроме того, повреждаются при снятии на сервисе. Неисправные проводники меняют.

Демонтаж свечей мотора:

Следующий элемент, подверженный проверке, катушка зажигания. Явление часто встречается на моторах, у которых каждой камере соответствует индивидуальная катушка. Для проверки катушки вынимают свечку, надевают на неё проводник, прикладывают к корпусу, заводя мотор. Обильное искрение – катушка в норме, нет реакции – изделие требует замены. Зажигание за счёт электроники надёжно и ломается редко. При необходимости проверки, процедура аналогична манипуляциям с катушкой, диагностике подвергают сразу все элементы.

Причины троения дизельного ДВС

Ответить на вопрос, почему троит дизельный двигатель, определить причины и локализовать неисправность несколько легче сравнительно с бензиновыми агрегатами. Дизельный двигатель зачастую «троит» по двум основным причинам: отсутствие должного сжатия смеси или проблемы с подачей топлива.

Труднее определить причину в том случае, если все цилиндры работают, но дизель все равно вибрирует и работает неустойчиво. Причиной может также быть подсос воздуха, проблемы с датчиками, ЭБУ и т.д. Быстро найти такую неисправность зачастую сложно.

Главным отличием в работе дизеля является способ воспламенения топливно-воздушной смеси. Дизтопливо поджигается в цилиндре от сжатия. Другими словами, солярка самовоспламеняется. Дополнительно необходимо учитывать тот момент, когда «троение» дизеля усиливается. Дизель может троить на холодную, на горячую, в режиме холостого хода и/или под нагрузкой. Неполадка может проявляться только в каком-то конкретном узком диапазоне оборотов, возникать периодически или присутствовать постоянно.

Солярка не воспламеняется: пропала компрессия

Цилиндропоршневая группа любого ДВС испытывает повышенные нагрузки. В процессе эксплуатации зазоры между деталями ЦПГ увеличиваются, так как элементы изнашиваются. Также износу подвержены и клапаны газораспределительного механизма.

Потеря возможности обеспечивать герметичность при разрушении одной из этих деталей приводит к тому, что на такте сжатия не обеспечивается должного нагрева смеси. Солярка попросту не может воспламениться.

При недостаточной степени сжатия (потеря компрессии) дизель сильно троит после холодного пуска. В результате прогрева детали ЦПГ расширяются, уплотнение в цилиндре повышается. Разогретый дизельный двигатель трясет заметно меньше, эффект троения может полностью исчезать. Данное явление наблюдается только при условии отсутствия критического износа ЦПГ или элементов клапанного механизма.

Получается, износ цилиндро-поршневой группы с нагревом мотора частично компенсируется благодаря тому, что солярка в цилиндрах самовоспламеняется благодаря росту температуры ДВС. Встречается ситуация, когда дизель троит после замены прокладки головки блока цилиндров на новую. Рабочий агрегат с износом ЦПГ в этом случае сильно троит «на холодную» и подтраивает «на горячую».

Такая неисправность объясняется тем, что новая прокладка толще сравнительно с уже отработавшей. Результатом становится понижение степени сжатия, что еще больше усугубляет уже имеющиеся проблемы с компрессией. Более толстая прокладка влияет на эффективность самовоспламенения рабочей смеси солярки и воздуха в таком моторе.

Дизель троит из-за свечей накала

Свечи накаливания в устройстве дизельного мотора играют важную роль. Для уверенного пуска «на холодную» свечи накала подогревают камеру сгорания. Это необходимо для того, чтобы самовоспламенение смеси воздуха и дизтоплива прошло легко при запуске. Далее свеча накала продолжает поддерживать заданную температуру в цилиндре до того момента, пока мотор окончательно не выйдет на рабочую температуру. После этого происходит автоматическое отключение свечей.

Солярка после контакта со свечей разлетается на мельчайшие частицы, частично испаряется, качественнее перемешивается с воздухом. В результате полученная смесь максимально эффективно сгорает, отдавая энергию поршню. В том случае, если свеча накала неисправна, температура в цилиндре при холодном пуске окажется слишком низкой, солярка не сможет самовоспламениться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий