Применение присадочных средств
Автовладельцу нужно знать причины, по которым возникает та или иная неисправность. Давление масла в двигателе падает, если ДВС засорен осадочными отложениями, лаками.
Если каналы, по которым осуществляется подача моторного масла в мотор, загрязняются, соприкасающиеся детали плохо смазываются, подвергаются сильному износу. Выходом из ситуации являются особые добавки.
Тем не менее, не стоит заливать в автомасло первую попавшуюся присадку, которая, как утверждает изготовитель, располагает разными полезными свойствами. Необходимо понимать, что любая добавка имеет как положительные, так и отрицательные качества.
Разумеется, данные средства поднимают давление в движке. Однако они заключают в себе токсичные компоненты. Добавляя в автомасло присадки, нужно узнавать, какие компоненты в них содержатся.
Определенные элементы при испарении могут подействовать как яд, стать причиной плохого самочувствия (в лучшем случае).
При отравлении токсинами, содержащимися в добавках, человек испытывает головокружение, тошноту, рвоту. Начинаются галлюцинации, спазмы в мышцах. Сильное отравление может окончиться летально.
При применении подобных средств увеличивается коррозийное воздействие на ДВС. Разумный выход – использовать вместе с добавками противокоррозийные ингибиторы. При этом количество осадков увеличится. Лучше посоветоваться со специалистом.
Сегодня можно приобрести особые средства, которые сочетают все нужные свойства. Они применяются для повышения масляной компрессии, не опасны ни для двигателя, ни для человека.
Как диагностировать и устранять проблемы давления в двигателе
В системе смазки двигателя могут возникнуть две проблемы. Давление может отклониться в две стороны:
- повышение,
- снижение.
Признаки и способы устранения низкого давления в двигателе
Первое правило: если во время движения на приборной доке загорелся индикатор датчика давления двигателя (лейка на приборной панели), следует немедленно остановиться. Двигаться на автомобиле, мотор которого испытывает масляное голодание, просто опасно. При заклинивании двигателя возможно ДТП, виновником которого признают владельца неисправного автомобиля.
Порядок действий, если на панели приборов загорается давление масла двигателя:
- остановиться, если автомобиль двигается,
- проверить уровень масла, через 5 — 10 минут, когда масло стечет в картер.
Недостаточное количество
Когда уровень ниже минимального, насос не может захватывать достаточно масла. Долейте моторное масло, ориентируясь по щупу. Часто этого достаточно, чтобы рабочие параметры вернулись к нормальным значениям.
Попадание сторонних веществ
Если уровень масла, напротив, увеличился, вероятно, в него попал антифриз или топливо. Проверьте, не уменьшился ли объем «незамерзайки», не чувствуется ли запах горючего из маслозаливной горловины. Если обнаружились подобные признаки, придется ремонтировать эти системы.
Проблемы с редукционным клапаном
Если с уровнем масла все в порядке, причины проблем с давлением двигателя следует искать в других местах. Например, из-за загрязнения редукционный клапан заклинило в открытом положении или забилась сетка маслоприемника. Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо использовать специальную промывку.
Неподходящий сорт моторного масла
Еще одна причина низкого давления в двигателе – недостаточная вязкость моторного масла при рабочих температурах. В этом случае индикатор на приборной доске начинает мигать при снижении оборотов ХХ прогретого мотора. Удостоверьтесь, что в картере находится масло рекомендуемого сорта. Возможно, во время последней замены допущена ошибка.
Даже подходящая моторное масло может потерять свойства из-за перегрева или других неблагоприятных факторов. «Лечится» эта проблема заменой моторного масла. Вариант временного решения – использовать специальный стабилизатор вязкости.
Неисправности фильтрующего узла
Если индикатор давления масла двигателя загорается после запуска двигателя и не гаснет 10 секунд или чуть дольше, как правило, проблема в масляном фильтре. Проверьте и замените при необходимости этот элемент.
Методика измерения
Чтобы измерить компрессию дизельного двигателя, потребуется определенное специальное оборудование. При проведении замеров потребуется компрессометр — вариант манометра, приспособленный для измерения давления внутри цилиндров.
Как измерять компрессию? Работа состоит из следующих этапов:
- Для начала надо снять свечу накаливания или форсунку на одном из цилиндров.
- Вместо них вкручивается штуцер манометра .
- Коленчатый вал проворачивается с помощью стартера , в это время фиксируются показатели давления. Стартер должен обеспечивать не менее 200 об/мин.
- Манометр отсоединяется и проверка проводится аналогично во всех остальных цилиндрах . В норме результаты измерений должны быть примерно одинаковыми во всех цилиндрах.
- Свечи или форсунки вновь выкручиваются и в каждый цилиндр через отверстие впрыскивается 50 мл моторного масла.
- Движок прокручивается стартером при снятых свечах или форсунках . После этого вновь проверяется компрессия во всех цилиндрах.
Если показатель изменился в большую сторону, значит, имеет место износ деталей шатунно-поршневой группы в цилиндрах дизельного двигателя.
Если показатели компрессии будут такими же, то следует провести регулировку газораспределительного механизма (тепловых зазоров клапанов).
После проведения необходимых регулировок необходимо еще раз как проверить компрессию, так и устранить неисправности вспомогательного оборудования.
Оптимальное давление должно быть
Данный параметр зависит от нескольких факторов:
- литраж,
- производитель,
- модель,
- тип двигателя (бензин, дизель)
Точные данные, какое давление в двигателе необходимо поддерживать, указываются в технической документации на автомобиль. Если брать средние цифры, для бензиновых моторов этот показатель равен:
- на оборотах холостого хода – около 2 атм. (0,2 МПа),
- при 4000-5000 об/мин – от 4,5 до 6,5 атм. (0,45 – 0,65 МПа).
Для дизелей цифры меньше примерно на 40-50%. Но это только примерные показатели. На некоторых моделях бензиновых и дизельных двигателей возможны незначительные отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону.
В общем виде можно представить средние значения давления в зависимости от объема двигателя в виде таблицы:
Двигатель: | Значение: |
1,6 л и 2,0 л. | 2 атм. при холостых оборотах; 2,7-4,5 атм. на 2000 об/м. |
1,8 л. | 1,3 атм. при холостых оборотах; 3,5-4,5 атм. на 2000 об/м. |
3,0 л. | 1,8 атм. при холостых оборотах; 4,0 атм. на 2000 об/м. |
4,2 л. | 2,0 атм. при холостых оборотах; 3,5 атм. на 3500 об/м. |
TDI 1,9 л. и 2,5 л. | 0,8 атм. на холостых оборотах; 2,0 атм. на 2000 об/м. |
Для примера: давление двигателя ВАЗ 2112 (бензин) на холостом ходу 1,5 – 2,5 бар, а на 5000 об/мин возрастает до 4-6 атм. Видно, что на ХХ давление находится примерно в штатных параметрах, а на повышенных оборотах чуть ниже нормы.
Если вы решили замерить давление масла в своем автомобиле, учтите, что делать это надо только при полностью прогретом моторе. Замерять данный параметр на холодном двигателе не следует – данные будут значительно отличаться от реальных рабочих показаний.
Высокое давление масла в двигателе: причины
Эксплуатацию любого современного транспортного средства вполне можно отождествить с жизнедеятельностью человеческого организма. Каждому механизму этого довольно сложного технологического устройства отведены определённые функции.
Роль животворящей жидкости кровеносной системы человека в автомобиле выполняет масло. Без него силовой агрегат не сможет выполнять положенные обязанности. Подвижные детали мотора в отсутствии смазки моментально выйдут из строя, разрушенные силой трения.
Любой здравомыслящий человек, заботящийся о своём здоровье, должен следить за колебаниями давления крови. Подобно ему, внимательный владелец, стремящийся как можно дольше поддерживать автомобиль в работоспособном состоянии, внимательно наблюдает за аналогичными показателями в системе смазки силовой установки.
Давление в системе смазки может быть как чересчур низким, так и высоким. Можно ли предусмотреть причины, вызывающие подобную неисправность силового агрегата? Стоит ли при обнаружении отклонений срочно подыскивать ближайшую мастерскую или лучше обойтись собственными силами, устранив неполадку самостоятельно? Попробуем разобраться!
Недостаточное давление масла в двигателе
По ряду причин давление масла в двигателе может снизиться, что приведёт к состоянию, когда некоторые детали двигателя будут получать недостаточное количество смазки, т. е. масляное голодание. Двигатель будет работать в режиме повышенного износа деталей и в итоге выйдет из строя.
Низкий уровень масла
Недостаточный уровень масла в двигателе приводит к снижению его давления и возникновению масляного голодания. Контролировать уровень масла необходимо регулярно, не реже одного раза в неделю. Для этого в двигателях предусмотрен специальный щуп со шкалой допустимого уровня.
- Установить автомобиль на горизонтальной площадке, чтобы не было погрешности измерения. Хорошо, если автомобиль стоит в гараже с ровным полом.
- Заглушить двигатель и подождать 3–5 минут, чтобы масло стекло в поддон картера.
- Достать щуп и протереть его ветошью.
- Вставить щуп на место до упора вниз и снова достать.
- Посмотреть на шкалу и определить уровень по следу масла на щупе.
Желательно поддерживать такой уровень масла в двигателе, чтобы его след на щупе заполнял примерно 2/3 расстояния между отметками MIN и MAX
Если уровень масла в двигателе слишком низкий, его нужно долить, но предварительно осмотреть мотор на предмет подтекания. Масло может течь из-под любого соединения деталей: из-под поддона картера, сальника коленвала, бензонасоса, масляного фильтра и т. д. Корпус двигателя должен быть сухим. Обнаруженную течь нужно устранить как можно скорее, передвигаться на автомобиле при этом следует только при особой необходимости.
Масло может вытекать в любом месте соединения деталей двигателя, например, из-под поврежденной прокладки поддона картера
Старые изношенные двигатели часто страдают проблемой течи масла, что называется «изо всех щелей». В этом случае очень тяжело устранить все источники утечки, проще сделать капитальный ремонт двигателя, а это, конечно, обойдётся недёшево. Поэтому лучше постоянно контролировать уровень масла, доливать его при необходимости, а при первых симптомах утечки устранять неисправность.
В практике автора был случай, когда водитель оттягивал ремонт до последнего момента, пока изношенный двигатель объёмом 1,2 л не начал расходовать до 1 литра масла за 800 км пробега. После капитального ремонта всё встало на свои места, но каждый раз надеяться по подобный исход не стоит. Если мотор заклинит, то коленчатый вал под большим усилием может повредить блок цилиндров и тогда его придётся только заменять новым.
Несвоевременная замена масла
Моторное масло имеет определённый ресурс использования. Как правило, он колеблется в диапазоне 10–15 тыс. километров пробега, но есть и исключения, когда масло нужно менять чаще — в зависимости от требований производителя и состояния двигателя.
Современное моторное масло играет большую роль в работе двигателя, оно надёжно защищает все детали, отводит тепло, продукты износа от трущихся деталей, удаляет нагар. Масло содержит в себе ряд присадок, призванных усилить определённые его свойства, чтобы сделать защиту двигателя ещё надёжнее.
В процессе эксплуатации масло теряет свои качества. Выработавшая свой ресурс смазка содержит в себе большое количество сажи и металлических опилок, теряет свои защитные свойства и загустевает. Все это приводит к тому, что масло может перестать поступать по узким каналам к трущимся деталям. Если автомобиль мало эксплуатируется и в течение года рекомендованный пробег не пройден, масло также следует заменить. Химические свойства масел таковы, что при длительном взаимодействии с материалом двигателя они также приходят в негодность.
Масло загустевает в моторе в результате длительной эксплуатации, намного превышающей допустимый ресурс
Несоответствие типа масла рекомендациям производителя
Моторное масло должно в точности соответствовать механическим, термическим и химическим воздействиям, которое оказывает на них двигатель в процессе эксплуатации. Поэтому моторные масла делятся на несколько типов по своему назначению:
- для дизельных или бензиновых двигателей, бывают также и универсальные изделия;
- минеральные, полусинтетические и синтетические;
- зимние, летние и всесезонные.
Коротко об устройстве смазочной системы
Продолжая проводить параллели между работой двигателя и кровеносной системой людского организма, рассмотрим, что заставляет масло циркулировать по каналам силового агрегата, выполняя отведённые ему функции.
Роль сердца, приводящего в движение животворящую жидкость, в моторе исполняет масляный насос. От него смазка по «сосудам», которые в силовой установке автомобиля представлены специальными каналами, распространяется во все уголки системы.
В большинстве современных легковых машин используется комбинированный способ подачи масла. Под определённым давлением смазочная субстанция из картера нагнетается в основную магистраль, минуя приёмник и фильтрующее устройство.
Очищенное масло достигает всех функционально значимых деталей и узлов мотора, наподобие подшипников коленчатого и опор распределительного вала или поршневых пальцев. Малейшие отклонения в нормальной работе системы регулируется специальными клапанами:
- редукционный предназначен для контроля давления. Чрезмерное превышение нормативного показателя приводит к срабатыванию клапана. Через него излишки масла сбрасываются на вход;
- в случае засорения масляного фильтра вступает в действие перепускной клапан. В его обязанности входит подача в систему неочищенной смазки.
На блоке цилиндров размещается специальный датчик. В его функции входит своевременное оповещение водителя о чрезмерном падении давления масла в смазочной системе силового агрегата.
Методы увеличения компрессии
Одним из способов повышения компрессии является заливка масла в цилиндры дизельного мотора.
Для этого необходимо вывернуть свечи накаливания и в каждую лунку залейте пару столовых ложек масла. Потом накройте двигатель тряпкой и включите стартер. Шнур, подходящий к свечам не должен быть замкнут на корпус. Несколько оборотов двигателя выбросит излишки масла наружу. Вставьте свечи на место и включите двигатель.
При сильной компрессии мотор необходимо ремонтировать. В этом случае замена поршневых колец не принесет результат. Ремонт могут сделать специалисты на заводском оборудовании. Блок растачивается, впрессовывается новая гильза и растачивается цилиндр под размер поршня, который уже существует.
Подойдет новая гильза с отечественного двигателя, а можете сделать отливку из чугуна. После такого обновления, при условии обкатки 10 тысяч километров, проблем с заведением автомобиля не будет, ведь это практически новый мотор. Если этого не происходит, обкатка автомобиля займет больше времени.
Еще одним фактором уменьшения компрессии является разрушение поршня. Этого может возникнуть по причине использования некачественного топлива и езды на высоких скоростях, когда насос будет работать на пределе возможного.
Вначале ломаются напорные клапаны, что приводит к уменьшению подачи топливной смеси. Засоряются топливные фильтры и нечетко работают форсунки, что и приводит к снижению компрессии.
В этой статье мы рассмотрели, как снижение компрессии влияет на принцип работы бензинового двигателя и дизельного. Эта проблема решается самостоятельно или с помощью специалистов в зависимости от причины возникновения компрессии. Но лучше во время диагностировать проблемы в двигателе, чтоб не допустить ухудшения ситуации.
Диагностика системы смазки
Современные двигатели оборудованы датчиками, которые расположены в разных частях. В процессе эксплуатации водитель не видит информации о том, какие системы и в каком режиме работают. На управляющий компьютер информация приходит в виде зажигания отдельных индикаторов. Они показывают на возникновение определенных погрешностях в работе.
В случае возникновения определенного сбоя появляется надпись «Check engine», она сигнализирует о возникающем сбое. Эксплуатировать с подобными сообщениями нежелательно.
При износе двигателя такая надпись может сигнализировать о понижении давления. Поэтому, если водитель видит подобное сообщение, то нужно провести диагностику.
Диагностика выполняется в следующей последовательности
- Производится соединение разъема с компьютером.
- Включается необходимая программа.
- На холодном двигателе определяется показание нулевых характеристик.
- Запускается мотор.
- После прогрева до нормального теплового режима программа автоматически считывает информацию с датчиков, которые установлены при изготовлении.
- Среди считываемой информации получают данные о давлении в режиме холостого хода.
- У некоторых моделей ДВС и программного обеспечения можно проверить работу на режимах разгона или торможения двигателя. Поэтому поучается более полная информация о состоянии систем.
- В большинстве программ помимо общего состояния можно уточнить, насколько соответствует используемое масло режимам работы двигателя.
По типу ошибок, которые регистрируются после проведения диагностики, можно принимать решение о том, что требуется для конкретного мотора. Если пробег небольшой, то чаще всего восстанавливается нормальный режим при замене расходных материалов. Система смазки начнет показывать приемлемые показатели при заливке новой смазки.
Причины высокого давления масла
- Низкая температура двигателя приводит к охлаждению масла, которое становится холодным. В результате давление в смазочной системе увеличивается в два раза по сравнению с прогретым двигателем. В таком случае рекомендуется прогреть двигатель, чтобы давление пришло в норму и после этого можно начинать движение
- Залито неподходящее масло, которое не соответствует требуемым параметрам вязкости и не отвечает заводским допускам и спецификациям. Либо это слишком дешевое или контрафактное масло, которое надо заменить
- В результате загрязнения блокируется проход в канале, по которому поступает масло. Это происходит по причине несвоевременной замены моторной жидкости. Кроме того, возможно образование осадка в двигателе и других частиц износа, которые закупоривают масляные каналы. В этом случае надо почистить канал, но при этом не включать двигатель, чтобы вслед за высоким давлением не произошло его мгновенное снижение. Ведь резкое падение давления тоже может навредить мотору
- Неполадки с датчиком, который при этом может показывать неправильное давление. Из-за этого на первый взгляд может показаться, что давление действительно высокое. Чтобы убедиться в этих подозрениях, сначала надо проверить достоверность показаний датчика. В этом случае рекомендуется диагностика двигателя и его последующая разборка, а также проверка давления с помощью ручного измерителя. Полученные данные сверяют с показаниями датчика. Таким образом, можно убедиться в правдивости его показаний
- Неисправен предохранительный клапан, который необходим для слива излишков масла при увеличении давления в смазочной системе. Если клапан засорен, тогда он не сможет пропускать лишнее масло и это приведет к резкому росту давления в смазочной системе двигателя. В этом случае надо заменить предохранительный клапан или очистить его от мусора. Но так как этот элемент находится слишком далеко, то в большинстве случаев приходиться менять масляный насос целиком
- Высокое давление происходит из-за неоригинального датчика давления масла, который установлен между масляным насосом и забитым масляным фильтром. В данной ситуации фильтр может спровоцировать резкое увеличение давления перед фильтром, где установлен датчик давления. При использовании оригинального датчика такой проблемы быть не должно, поскольку он обычно располагается за масляным фильтром, и в этом случае давление наоборот должно уменьшаться в пределах нормы
- Некачественное масло – может быть причиной как высокого, так и низкого давления. Использование тонкого или легкого масла низкого качества приводит к снижению давления (из-за того, что такая рабочая жидкость быстро проходит через каналы двигателя), тогда как заправка более густым маслом приводит к повышению давления в смазочной системе. Именно поэтому при выборе подходящего масла необходимо ориентироваться на заводские допуски и спецификации, которые служат своего рода индикатором совместимости масла с двигателем
Почему загорается лампа давления масла
Как мы уже говорили, на панели приборов есть лампочка или иконка, которая загорается, если давление масла в двигателе достигло опасной отметки. Что делать, если она горит, и как избавиться от неисправности в системе?
Данная лампочка включается в двух случаях: в системе слишком низкое давление либо мало самой смазки. Сразу определить, что означает загоревшаяся на приборной панели лампа невозможно, для этого нужно изучить инструкцию по эксплуатации. Но дадим подсказку: у бюджетных марок авто обычно нет индикатора низкого уровня смазочной жидкости, в них горящая лампочка свидетельствует о недостаточном давлении в системе.
Недостаточное давление масла.
Если на прогретом двигателе загорается лампа давления масла, значит, данный показатель опустился слишком низко. Обычно она горит всего несколько секунд, тогда ситуация не критична для мотора. Чаще всего это происходит во время сильного крена машины в повороте, при холодном пуске в зимнее время.
Также эта лампочка может загораться из-за недостаточного объема смазочной жидкости в системе, причем в этом случае уровень достигает критической отметки. Итак, лампочка загорелась, что делать? Для начала проверьте уровень по щупу. Если он показывает, что жидкости действительно недостаточно, нужно просто долить ее до нужного уровня и снова проверить лампочку. Если та погасла, значит, все нормально, и остается только не забывать вовремя доливать смазку. В противном случае авто может ждать серьезная поломка.
Если уровень смазочной жидкости в системе нормальный, но лампа горит, вероятно, сломан масляный насос. Из-за чего в системе смазки двигателя невозможна нормальная циркуляция.
Что бы ни произошло, как только вы увидели загоревшуюся иконку на своей приборной панели, нужно остановиться, съехать на обочину или в другое место, где вам никто не помешает, и заглушить мотор
Такие меры предосторожности связаны с тем, что без нужного количества смазки мотор может остановиться и сломаться, а это не только влечет за собой очень дорогой ремонт – использовать автомобиль становится опасным. Смазочная жидкость является обязательным элементом для нормальной работы авто, без нее мотору достаточно всего нескольких минут, чтобы выйти из строя
Еще один вариант, при котором может загореться лампочка – масло было только что полностью заменено на новое
Если вы выбрали смазочную жидкость хорошего качества, лампа низкого давления масла при запуске двигателя погаснет примерно в течение 10–20 секунд. Если этого не произошло, вам установили бракованный масляный фильтр, его нужно поменять.
Неисправность датчика давления масла.
В нормальных условиях при 800–900 об/мин, иными словами на холостом ходу, давление смазывающей жидкости составляет от 0,5 кгс/см2. Нужно понимать, что установленные в автомобиле датчики могут иметь различный диапазон срабатывания: от 0,4 до 0,8 кгс/см2. Если в вашем авто стоит датчик, запрограммированный на подачу сигнала при 0,7 кгс/см2, то даже при 0,6 кгс/см2 на приборной панели будет загораться лампа.
Разобраться в ситуации поможет повышение до 1 000 об/мин на холостом ходу. Если автомобилю ничего не угрожает, лампа погаснет. В противном случае вам нужен мастер, чтобы проверить систему при помощи манометра.
Также датчик может обманывать вас из-за засорения масляных каналов, поэтому стоит произвести прочистку. Для этого отверните датчик, после чего как следует прочистите все масляные каналы.
Если уровень масла в норме и датчик исправен.
Посмотрите на щуп – вам нужно точно знать, что уровень смазки не поднялся с последней проверки. Чем он пахнет? Нет ли запаха бензина? Наличие постороннего запаха – показатель того, что в двигатель попадает топливо либо тосол. Есть и другой вариант, позволяющий узнать состав жидкости: опустите щуп в воду – посторонние примеси сразу выдадут себя бензиновыми разводами на поверхности воды. Как только бензин обнаружен, отправляйтесь в мастерскую для ремонта двигателя.
Если на панели загорелся индикатор, о котором говорилось выше, и виной тому проблемы с двигателем, вы сразу это поймете. Явными признаками неисправного мотора являются снижение мощности машины, повышенный расход топлива, темный выхлоп.
Если вы уверены в нормальном уровне смазки, можно не беспокоиться, когда индикатор долго горит при холодном пуске. Во всем виноваты погодные условия, ведь за ночь смазка стекает из всех магистралей и утрачивает свое жидкое состояние. При запуске двигателя ей нужно снова распределиться по системе, насос должен выдать нормальное давление. Чтобы дойти до датчика давления, смазке требуется примерно 3 секунды, тогда как к основным элементам системы она попадает быстрее – за счет этой особенности не происходит износа деталей.