Автомобильный бензобак: устройство и принцип работы

Особенности расположения бака в автомобиле

Топливный бак на авто

Для каждой категории автомобилей разрабатываются оптимальные конфигурации топливных баков и выбирается наиболее рациональное расположение бака в общей конструкции. Например, в легковых автомобилях бак расположен сзади под сиденьем (перед задней осью), так как эта зона наиболее защищена в случае столкновения.

В коммерческих автомобилях топливные баки (один или несколько) часто устанавливаются между передней и задней осями по бокам шасси. Это связано с тем, что для этой категории автомобилей чаще всего встречаются аварии с лобовым столкновением. Если автомобиль был «тюнингован», его топливный бак можно перенести в произвольное место, но в некоторых случаях это может грозить владельцу штрафом.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОГО БАКА

При производстве топливных баков используются самые разные материалы:

  • стали;
  • алюминий;
  • пластик.

Используется специальный пластик – полиэтилен высокой прочности. Обычно его используют при изготовлении цистерн для моделей легковых автомобилей.

Пластик имеет ряд преимуществ перед металлом. Наиболее значительным является небольшая масса. И чем больше объем водоема, тем он становится более выраженным. Кроме того, пластик позволяет наиболее эффективно использовать место для установки. В отличие от использования металла, из полиэтилена достаточно просто сделать тару любой формы, изделие не требует использования соединительных швов и склейок. В этом случае бак будет максимально вместительным

Также следует отметить, что пластик не подвержен коррозии, что тоже очень важно

Однако пластиковые емкости для топлива, используемые в топливной системе автомобилей, также имеют существенный недостаток – проницаемость углеводородов на молекулярном уровне. Поэтому в последнее время такие танки делали многослойными.

Металлические топливные баки сварены из штампованных листов легированного сплава. В то же время алюминий используется для дизельных и бензиновых автомобилей. Для газа – высокопрочная сталь. Алюминиевые топливные баки обладают высокими прочностными показателями, высокой износостойкостью, так как этот материал, как и пластик, не подвержен коррозии.

Габариты

Что необходимо для качественного монтажа бака на КамАЗ? Полное соответствие габаритам. Прежде, чем приобрести его, нужно убедиться в полной совместимости с определенной моделью грузовика КамАЗ. Одним, из самых главных показателей габаритов является длина бака. Завод КамАЗ и его дочерние предприятия придерживается следующих значений этого параметра (в мм):

  • 710;
  • 750;
  • 950;
  • 1200;
  • 1360;

Что касается размеров сечения, то они колеблются от 400×490 и до 660×660 мм. Но, опять-таки, эти показатели свойственны главному изготовителю, а у других могут встречаться практически любые видоизменения. На сегодняшний день максимальная длина не превышает значение в 1920 мм.

Конструкция современных баков для топлива

С целью унификации основных узлов трансмиссии, ходовой части, несущего каркаса кузова ведущие автопроизводители выпускают по несколько марок и моделей на единой платформе.

Концепция «единой платформы» распространяется и на топливные баки.

Металлические ёмкости собираются из штампованных деталей, соединённых сваркой. На некоторых заводах сварные стыки дополнительно покрываются герметиком.

Пластмассовые ТБ изготавливаются методом горячего формования.

Все готовые ТБ испытываются изготовителем на прочность и герметичность.

Основные узлы топливного бака

Независимо от формы корпуса и вместимости, ТБ впрыскового бензинового двигателя имеет следующие узлы и детали:

Заливную горловину, расположенную под защитно-декоративным лючком на задней боковине (заднем крыле) кузова. Горловина сообщается с баком заливным трубопроводом, нередко гибким или сложной конфигурации. В верхней части трубопровода иногда устанавливается гибкая мембрана, «обнимающая» ствол заправочного пистолета. Мембрана препятствует попаданию в бак пыли и атмосферных осадков.

Лючок на кузове легко открывается, может иметь запорный механизм, управляемый с места водителя.

Горловина ТБ грузовых автомобилей расположена непосредственно на корпусе ТБ и не имеет заливного трубопровода.

  • Крышку заливной горловины, пластиковую пробку с наружной или внутренней резьбой, с уплотнительными кольцами или прокладками.
  • «Приямок», углубление в нижней поверхности корпуса ТБ для сбора отстоя и загрязнений.
  • Топливозаборник с сетчатым встроенным фильтром (на карбюраторных и дизельных автомобилях), расположенный над приямком, ниже уровня днища ТБ.
  • Монтажный проём с герметичной крышкой для установки топливного модуля впрысковых двигателей, поплавкового датчика уровня топлива карбюраторных и дизельных моторов. В крышке монтажного проёма — герметизированные сквозные патрубки для пропуска подающей топливной магистрали и соединительных проводов топливного модуля или поплавкового датчика.
  • Отверстие с герметичной крышкой и патрубком для прохода возвратного трубопровода топлива («обратки»).
  • Сливную пробку по центру приямка.(На впрысковых бензиновых системах не применяется.)
  • Резьбовые патрубки для присоединения вентиляционной магистрали и трубопровода адсорбера.

На наружных поверхностях топливных баков дизельных автомобилей могут быть установлены электрические термоэлементы для подогрева топлива при низких температурах.

Защита бензобака Лады Х Рей

  1. Загнать машину на смотровую яму или подъемник.
  2. Подготовить необходимые болты и крепления.
  3. Головкой выкрутить штатный болт подвеса передней части емкости и закрепить на него дополнительный уголок, идущий в комплекте с защитой.
  4. При помощи ножа удалить часть теплового экрана, чем освободить второй болт крепления. Прикрутить на него следующий кронштейн.
  5. Через специальную втулку прикрепить модуль к задней оси подвеса бензобака.
  6. При помощи комплектуемых болтов, притянуть щит к установленным креплениям и полностью затянуть болты.

Усиленный модуль топливных магистралей устанавливается по штатным креплениям, родными болтами. Форма конструкции подобна заводской, что существенно облегчает процедуру установки.

Вместительности заводского бака достаточно для полноценного использования автомобиля по назначению. Штатная конструкция магистралей не подразумевает надежной защиты элементов от механических повреждений, но дефект быстро устраняется путем установки навесного оборудования.

Топливные системы моторных лодок

Бензиновые емкости имеют различные параметры. Чтобы грамотно выбрать оптимальную емкость, следует учитывать все технические характеристики плавсредства.

Различные виды топливных резервуаров для моторных лодок

С точки зрения конструктивных характеристик, они делятся на:

  • Встраиваемые – представляют собой несъемные варианты, использующиеся для моторов мощностью не больше 6 л/с. Подобные модели ставятся на лодки небольшого размера и прячутся под чехлом, закрывающим двигатель.
  • Переносные – представляют собой съемный тип бака. Такие конструкции идеально подходят для малогабаритных катеров и надувных лодок. Они пользуются заслуженной популярностью среди туристов и рыбаков, ходящих на длинные расстояния.
  • Стационарные – устанавливаются с мощными моторами, обладают повышенной вместимостью и используются на крупных катерах или яхтах.

Лодочные топливные баки также подразделяются на жесткие и мягкие. Последние производятся из эластичных и герметичных материалов. Во время заполнения они увеличиваются, а по окончании бензина – уменьшаются. Мягкие модели предпочтительны потому, что в них не аккумулируются горючие пары, а их малые габариты позволяют разместить их в таком месте, где жесткая емкость не умещается. Главный их недостаток – завышенный ценник.

По своей форме, топливный бак для лодки бывает в форме канистры или прямоугольника – здесь выбор зависит от вкуса потенциального пользователя. По материалу изготовления они подразделяются на:

  • Металлические.
  • Пластиковые.
  • Тканевые.

Все материалы подходят под бензин. Мягкие модели выполняются из многослойных тканей на основе полимера, которые демонстрируют отличные показатели химической прочности.

Особенности выбора лодочного бака

Его объем напрямую зависит от моторной мощности. Зачастую бывает так, что даже небольшая топливная емкость по началу сможет удовлетворять потребителя. Однако, чем дальше у туриста-рыболова начнутся планируемые поездки, тем выше вероятность того, что ему обязательно понадобится увеличение его объема.

Данный вопрос можно решить различными способами, к примеру, смонтировать дополнительную емкость либо же брать запас горючего в канистрах. Однако, возить их собой – удовольствие сомнительное, поэтому запасной бензобак представляется лучшим решением.

Выбирая бак для бензина, необходимо обращать внимание на:

  • Комплектность – в набор должны входить все элементы, которые заявлены изготовителем в описании.
  • Качество – на емкости не должно быть деформаций или повреждений. Конструкция должна быть герметичной, прочной и химически стойкой к бензину. На нее также должны слабо влиять температурные перепады, солнце и вода.
  • Наличие отсеков для аккумуляции конденсата – они размещаются на дне бака и препятствуют проникновению влаги в бензопровод.

Проведенный анализ рынка баков для лодок показал, что большей популярностью пользуются пластиковые и тканевые варианты, даже не взирая на их завышенную цену.

Конструкция и принцип работы топливного бака

Подача топлива в бак осуществляется через горловину, расположенную над задним крылом (слева или справа). Левое расположение горловины наиболее удобно, но почему-то большинство машин оборудованы горловиной с правой стороны.

Удобство в том, что на заправках очередь для машин с левой горловиной в разы меньше, водителю меньше ходить, а главное – меньше шансов забыть вынуть заправочный пистолет и уехать вместе со шлангом.

Заливная горловина соединяется с баком при помощи трубы, которая называется топливопроводом. Для закрытия горловины чаще всего применяется крышка винтового типа.

На некоторых моделях автомобилей компании Ford горловина для залива топлива не имеет защитной крышки (система Easyfuel), но при этом оснащается специальным люком с замком, который открывается при помощи электродвигателя и привода при вставке в горловину заправочного пистолета.

В топливную систему подача топлива осуществляется по выходному топливопроводу, при этом избыток топлива возвращается в бак через сливной топливопровод.

Бензиновые ДВС оснащены топливными баками с электрическим насосом для подачи топлива.   За контроль над уровнем топлива в баке отвечает специальный датчик, который так и называется: датчик уровня топлива. В бензиновых ДВС он соединен с топливным насосом, в дизелях – монтируется как самостоятельный элемент.

В баках, имеющих простую конструкцию предусмотрена установка только одного датчика контроля, в баках, имеющих сложную, многокамерную конфигурации таких датчиков может быть два.

Обеспечить постоянное давление воздуха внутри топливного бака позволяет вентиляционная система топливного бака.

Низкое давление способно привести к деформации бака и прекращению подачи топлива. Высокое давление грозит разрывом топливного бака

Поэтому так важно соблюдать оптимальное давление внутри бака для предотвращения серьезных поломок

В современных баках применяется закрытая вентиляционная система, при которой бак не взаимодействует с входящим воздухом.

Для того чтобы избежать разряжения воздуха внутри бака устанавливается предохранительный клапан, который располагается на крышке горловины для подачи топлива. Основным назначением этого клапана является разрешение подачи воздуха в одном направлении и предотвращение его движения в обратном направлении.

Избыточное количество паров, возникающих при подаче топлива в бак, выводится по трубопроводу вентиляционной системы, который располагается параллельно с трубопроводом по которому топливо заливается в бак.

Трубопровод для вывода топливных паров оснащен специальной компенсационной емкостью. Здесь же находится и клапан гравитационного типа, который предназначен для предотвращения разлива топлива из топливного бака в случае опрокидывания автомобиля.

Вывод паров при нагреве топлива из бака осуществляется при помощи системы вывода паров бензина. Подобная система является составляющей частью вентиляционной системы топливного бака, которая на основании датчиков температуры и давления улавливает пары бензина и выводит их из бака.

Особенности расположения бака в автомобиле

По условиям пассивной безопасности, топливный бак располагается вне салона, в зоне кузова, меньше всего подвергающейся деформациям при ДТП. В автомобилях с несущим кузовом это участок в пределах колёсной базы, под задним сиденьем. При рамной конструкции ТБ монтируется там же, между продольными лонжеронами.

Один или несколько баков грузовых автомобилей располагаются по внешним сторонам рамы в колёсной базе первой и второй оси. Отчасти это объясняется тем, что процедуры испытаний грузовиков, «краш-тесты» на боковое столкновение, не производятся.

В случаях, когда в непосредственной близости от ТБ проходит система выпуска отработавших газов, устанавливаются теплозащитные экраны.

Устройство топливного бака автомобиля

Топливный бак обычно имеет такую емкость, которая обеспечивает около 500 км автономного пробега без дозаправки. Баки бывают разными по форме и вместительности для конкретной модели автомобиля. Топливный бак надежно изолируют от внешней атмосферы. Вентиляция внутри бака осуществляется особой системой для улавливания паров бензина. Конструкция топливного бака предотвращает утечки топлива и ограничивает выбросы в результате испарения горючего.

Место установки и изоляция

На легковых авто бак наиболее часто установлен перед задней осью. Таким образом, он находится под задним пассажирским сиденьем. Главной задачей становится расположение бака вне зоны деформации кузова при сильном ударе в заднюю часть. Нижняя часть бака дополнительно закрыта металлической защитой от наружных повреждений. Топливный бак также защищают от нагрева путем его изоляции от элементов системы выпуска. Для этого используют теплоизолирующие прокладки.

Материалы для изготовления

Баки для топлива бывают стальными или алюминиевыми, а также их изготавливают из пластмассы. Баки из металла получают путем сварки из штампованного листа. Алюминий отлично подходит для хранения бензина и дизельного топлива, стальные баки применяются для хранения газа.

Пластмассовые баки сегодня наиболее распространены, так как в процессе их изготовления простота формовки делает возможным получить любую форму и объем, они не подвержены коррозии. Пластиковые баки изготавливают из нескольких слоев для защиты от утечек топлива. Изнутри топливный бак покрывают фтором, который служит дополнительной защитой от протечки.

Приведенное ниже видео в первой своей части позволяет наглядно ознакомиться с местом установки и способом крепления топливного бака в обычном гражданском автомобиле.

  • Когда происходит забор топлива из бака, в нем падает давление и возникает разрежение (вакуум). Система вентиляции качественно устраняет такой эффект. Если в баке упало давление, то предохранительный клапан впустит внутрь бака нужное количество воздуха. Такой клапан находится в крышке заливной горловины и пропускает воздух снаружи только в одном направлении.
  • В процессе заправки топливом в бак попадает избыточное количество воздуха, образуются пары топлива. Система эффективно вытеснят данные избытки, которые вытесняются по специальному трубопроводу для вентиляции. Вентиляционный трубопровод расположен параллельно трубопроводу для заправки и оканчивается емкостью, в которой накапливаются пары бензина. Указанная емкость соединяется с адсорбером системы улавливания паров топлива. Вентиляционный трубопровод дополнительно имеет гравитационный клапан. Такой клапан предотвращает риск разлива топлива из бака в результате опрокидывания автомобиля или наклона до 45° и более.
  • Если топливо в закрытом баке нагревается, то появляются пары бензина и давление в баке возрастает. Вентиляционная система нейтрализует повышение давления и выравнивает его до атмосферного. В данном случае напрямую задействована система улавливания паров топлива.

В целях повышения эффективности работы системы улавливания паров бензина внутри бака могут быть дополнительно установлены датчики, измеряющие температуру топлива и давление.

Автомобильные топливные баки [ править ]

Максимальное расстояние, которое может преодолеть автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и полным баком, зависит от емкости бака и его топливной эффективности (в милях на галлон). Хотя баки большего размера увеличивают максимальное расстояние, они также занимают больше места и (особенно когда они полны) увеличивают общий вес, требуя более высокого расхода топлива для той же производительности. Таким образом, емкость топливного бака является результатом компромисса в конструктивных соображениях. Для большинства компактных автомобилей емкость находится в диапазоне 45–65 литров (12–17 галлонов США); Оригинальная модель Tata Nano отличается своим топливным баком на 15 литров (4 галлона США). У внедорожников и грузовиков топливные баки значительно больше.

Для каждого нового автомобиля разрабатывается особая топливная система, позволяющая оптимизировать использование доступного пространства. Более того, для одной модели автомобиля разрабатываются разные архитектуры топливной системы в зависимости от типа автомобиля, типа топлива (бензин или дизельное топливо), моделей форсунок и региона.

Топливные баки для автомобилей используются по двум технологиям:

  • Металлические ( стальные или алюминиевые ) топливные баки, сваренные из штампованных листов. Хотя эта технология очень хороша в ограничении выбросов топлива, она, как правило, менее конкурентоспособна и, следовательно, меньше представлена ​​на рынке, хотя до недавнего времени автомобильные топливные баки почти исключительно изготавливались из листового металла.
  • Топливные баки из пластикового полиэтилена высокого давления (HDPE), изготовленные методом выдувания . Выдувной полиэтилен высокой плотности может принимать сложные формы, например, позволяя устанавливать бак непосредственно над задней осью, экономя место и повышая безопасность при столкновении. Первоначально высказывались опасения по поводу низкой вязкости разрушения HDPE по сравнению со сталью или алюминием. Следует учитывать и контролировать заботу о безопасности и долгосрочной способности функционировать.

Современные автомобили часто имеют дистанционное открытие лючка топливного бака с помощью электродвигателя или тросика. В целях удобства и безопасности многие современные топливные баки нельзя открыть вручную или иным образом снаружи автомобиля.

Резервный танк править

Резервный бак иногда называют дополнительным топливным баком (во многих автомобилях / мотоциклах он содержит около 15% объема основного бака), он чаще встречается на велосипедах, старых автомобилях (некоторые без датчика уровня топлива) и транспортных средствах, предназначенных для междугородное или специальное использование. Световой индикатор на приборной панели показывает, когда уровень топлива в баке опускается ниже определенной точки. Текущего стандарта нет, хотя некоторые усилия прилагаются для сбора этих данных для всех автомобилей.

В машинах, модифицированных для повышения выносливости, основной бак (тот, что идет в комплекте с автомобилем) превращается в резервный и устанавливается более крупный. Некоторые полноприводные автомобили могут быть укомплектованы дополнительным баком (или дополнительным баком).

Корабль в бутылке править

Корабль в бутылке топливного бака дизайн производства , разработанный TI Automotive в Раштатте, Германия , в котором все компоненты подачи топлива , включая насос, управляющую электронику и большинство из шланга заключены в выдувного формования пластмассового топливного бака, и назван в честь традиционная механическая головоломка « корабль в бутылке» . Методика была разработана для снижения выбросов паров топлива в соответствии с требованиями автомобиля с частичным нулевым выбросом (PZEV). Первое заявление было на Ford GT 2005 года .

Гоночный топливный элемент править

Безопасный топливный баллон FIA FT3 в гоночном автомобиле Porsche GT3 Cup

Гоночные топливный элемент имеет жесткую внешнюю оболочку и гибкую внутреннюю облицовку , чтобы свести к минимуму возможности проколов в случае столкновения или других происшествий , в результате серьезного повреждения транспортного средства. Он заполнен пенопластом с открытыми ячейками, чтобы предотвратить взрыв пара в пустой части бака и свести к минимуму выброс топлива во время соревнований, который может вывести автомобиль из равновесия или вызвать недостаточную подачу топлива в двигатель ( топливный голод ).

Уход за топливным баком

Этот вопрос актуален для автомобилей с большим пробегом. Поскольку качество нашего топлива оставляет желать лучшего, помимо части углеводородов, внутрь попадают примеси и откладываются на стенках. И другие поверхности. По мере накопления они начинают отслаиваться и забивать сетку топливного фильтра грубой очистки. В результате топливо перестает проходить через впускной патрубок.

Очистка топливного бака поможет решить проблему. Не поддавайтесь предложению купить чудо-присадку, которую достаточно просто залить в бак, и грязь сама растворится. Этот способ хорош как профилактическая мера, например, раз в 10000 км можно заправлять подобное средство и оно действительно поможет удалить отложения не только из бака, но и из всей топливной магистрали без повреждения автомобиля. Если бак никогда раньше не чистился, использование присадки только усугубит проблему. В этом случае необходимо будет снять емкость с машины и полностью промыть ее специальными химикатами.

ПРОМЫВКА ТОПЛИВНОГО БАКА

Из вышесказанного можно сделать вывод, что топливный бак – не менее важная часть автомобиля, несмотря на кажущуюся простоту его конструкции. Следовательно, он требует определенного обслуживания, отсутствие которого может существенно повредить все остальные системы автомобиля.

К сожалению, не все знают, что примерно раз в год необходимо проводить такую ​​операцию, как промывка топливного бака. Это можно сделать следующим образом:

  • открутите пробку топливного бака, расположенную в его нижней части;
  • залить в систему 6-7 литров топлива;
  • садимся в машину и несколько раз двигаемся вперед-назад;
  • давайте выгрузим этот бензин.

Если в сливаемом топливе много грязи и отложений, эту процедуру необходимо проделать несколько раз, пока сливаемый из системы бензин или дизельное топливо не станет абсолютно чистым. Этот процесс помогает в любом случае удалить слой отходов, образующийся на стенках резервуара, независимо от качества используемого топлива

Также важно удалить все скопившиеся в резервуаре газы. Если вы решили промыть топливную систему, вы можете заодно проверить состояние топливного насоса

При необходимости его тоже следует заменить.

Количество блоков: 15 Общее количество символов: 20467Количество использованных доноров: 8Информация для каждого донора:

  1. http://seite1.ru/zapchasti/toplivnyj-bak-ustrojstvopromyvkakonstrukciya/.html: использовано 2 блока из 6, количество символов 2668 (13%)
  2. http://KrutiMotor.ru/benzobak-ustrojstvo-i-princip-raboty/: использован 1 блок из 3, количество знаков 3811 (19%)
  3. https://ZnanieAvto.ru/toplivo/bak-toplivnyj-ustrojstvo-konstrukciya.html: использован 1 блок из 5, количество символов 987 (5%)
  4. https://TechAutoPort.ru/dvigatel/toplivnaya-sistema/toplivnyi-bak-avtomobilya.html: использовано 3 блока из 4, количество символов 2926 (14%)
  5. https://autodromo.ru/articles/toplivnyy-bak-ustroystvo-vidy-princip-funkcionirovaniya: использован 1 блок из 3, количество символов 3096 (15%)
  6. http://ru.megasos.com/wiki/toplivniy-bak-vidy-toplivnyh-bakov: использован 1 блок из 5, количество символов 1453 (7%)
  7. http://www.avtogide.ru/naznachenie-i-ustroystvo-toplivnogo-baka.html: использован 1 блок из 3, количество знаков 848 (4%)
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0 % B1% D0% B0% D0% BA: используется 1 из 4 блоков, количество символов 4678 (23%)

Как устроен бензобак автомобиля?

Баки для разных моделей автомобилей имеют разное строение. Причиной этому стремление инженеров наилучшим образом использовать доступное пространство для установки.

Причем, конструкция топливного бака может различаться даже у одной модели. Это зависит от типа кузова и двигателя, также на нее может влиять устройство системы впрыска и топливной системы, климатическое исполнение.

Для заправки бака используется заливная горловина. Это единственная его часть, которую можно увидеть снаружи легкового автомобиля. Располагается горловина справа или слева над задним крылом. Принципиального значения это не имеет, дело лишь в привычке.

Правда, некоторым рассеянным водителям лучше, чтобы она находилась с той же стороны, что и водительская дверца, это позволит свести к минимуму риск покинуть заправку с топливным пистолетом в баке.

Заливная горловина соединена с баком трубопроводом. Его сечение обеспечивает пропускную способность до 50 литров в минуту. Закрывается горловина топливного бака крышкой на резьбе, а снаружи все скрывает лючок, который может открываться из салона при помощи механического или электрического привода или вручную, если на нем нет замка.

В систему питания горючее попадает через заборник, соединенный с выходным топливопроводом, излишки топлива попадают обратно через сливной топливопровод. Заборник закрывается сеткой, предназначенной для грубой механической очистки горючего.

У дизельных автомобилей заборник может быть оснащен системой подогрева топлива. Многие владельцы дизелей, меняют самостоятельно штатный заборник на подогреваемый, или приобретают подогревающие насадки.

В емкость топливного бака автомобиля с бензиновым мотором, помещается электрический топливный насос, нагнетающий давление горючего в системе. Уровень топлива в баке контролируется при помощи датчика, объединенного с насосом в одно устройство.

Датчик состоит из поплавка и потенциометра. При изменении уровня топлива поплавок поднимается или опускается, вызывая изменение сопротивления потенциометра. В результате меняется напряжение в цепи, и стрелка на приборной панели меняет свое положение.

Если топливный бак имеет сложную конструкцию или большой объем, в нем могут быть установлены два датчика, работающих параллельно.

Для нормального снабжения двигателя топливом, в баке необходимо постоянно поддерживать атмосферное давление. С этой функцией справляется система вентиляции. Она нейтрализует разрежение, возникающее при выработке горючего (для этого служит клапан вентиляции топливного бака), помогает удалить лишний воздух, попадающий внутрь во время заправки, и не позволяет чрезмерно подняться давлению в баке из-за нагрева горючего.

Устройство и работа системы вентиляции топливного бака

Из-за разрежения емкость может деформироваться, в результате:

во-первых, уменьшится объем топливного бака; во-вторых, может прекратиться подача горючего. Существует также вероятность повредить заборник или топливный насос. При чрезмерном давлении емкость может попросту разорваться.

Современные автомобили оснащаются системой вентиляции замкнутого типа. Иными словами, бак не имеет непосредственного контакта с атмосферой. Несмотря на то, что устройство данной системы на разных машинах отличается, у них есть ряд общих элементов.

С разрежением борется клапан вентиляции топливного бака. По сути это обычный обратный клапан, открывающийся в тот момент, когда разрежение в баке достигает определенного значения. После его открытия внутреннее давление выравнивается с атмосферным.

Пары топлива во время заправки удаляются при помощи системы улавливания паров через вентиляционный трубопровод, после этого они попадают в адсорбер, где конденсируются. Когда емкость адсорбера заполнится, включается система его продувки, и горючее попадает во впускной коллектор и смешивается с рабочей смесью. Аналогичным образом стравливается давление, возрастающее при нагреве топливного бака.

Была ли вера в многоразовость раньше?

В 1968 году помощник директора NASA Джордж Мюллер объявил, что направлением американской астронавтики станут многоразовые транспортные космические корабли с небольшой стоимостью запуска — до $10 млн. 12 апреля 1981 года на орбиту вышел первый многоразовый космический корабль «Space Shuttle». После возвращения с орбиты Шаттл вновь полетел уже в ноябре став первым повторно используемом аппаратом. Инженеры со всего мира убедились,что многоразовое использование ракет возможно уже сейчас.


Первая посадка Шаттла «Колумбия» Credit: nasa

К сожалению Шаттл показал себя с плохой черты повторного использования на тот момент. Зачастую обслуживание все равно уходило за рамки ожидаемого и вообще с экономической точки зрения Шаттлы были невероятно невыгодные. Двигатели, корпус, электроника — все это изнашивалось намного быстрее чем входило в планы Nasa. Вера в многоразовость Шаттлов остывала намного быстрее, чем росла их цена за полет. 8 июля 2011 года «Атлантис» совершил свой последний полет и эра космических «самолетов» завершилась.


Space shuttle Atlantis Credit:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий